Эдуард Магнус (1799—1872)
Творчество немецкого композитора Феликса Мендельсона расцвело в период становления музыкального романтизма в Германии и Австрии.
Его ранние произведения увидели свет одновременно с поздними
сочинениями последнего венского классика Бетховена. Наряду с
Мендельсоном в эту эпоху творили Вебер, Шуберт, Шуман и молодой Вагнер.
Они не только отразили в своих сочинениях сложные противоречия своей
эпохи, но и вели просветительскую деятельность, направленную на
распространение прогрессивного искусства среди широких слоев населения
(газета Шумана и консерватория Мендельсона в Лейпциге, организация
первых немецких музыкальных празднеств, постановка национальных опер).
Музыкальное наследие Мендельсона, несмотря на веяния эпохи, нельзя
назвать чисто «романтическим». Он видел свое призвание в возрождении
высоких идеалов музыкальной классики. И хотя музыка Мендельсона тесным
образом связана с классицист -скими традициями Гайдна, Моцарта и
Бетховена, в ней нет буквального подражания, за что его нередко упрекали
радикально настроенные круги. Цель композитора заключалась в
возрождении наиболее жизнеспособных принципов композиции, в сохранении
«чистоты» стиля, классической строгости форм. В музыке Мендельсона нет
характерной зрелому романтизму страстности и драматической
напряженности, ему чужды темы одиночества и непонимания современного
художника, его высказыванию не достает философской и психологической
глубины. Мещанская среда, узость взглядов которой он ясно осознавал и
против которой боролся, все же наложила отпечаток на его творчество.
Мендельсон по преимуществу лирик. Он тяготел к отображению светлых,
радостных, оптимистических сторон жизни, однако в окружении
драматического, бунтарского искусства своих современников творчество
Мендельсона кажется несколько ограниченным.
Композитор в равной степени интересовался жанрами как
инструментальной, так и вокальной музыки. Он - автор нескольких симфоний
(в том числе «Шотландской», «Итальянской», «Реформационной»),
программных увертюр (среди них «Гебриды», «Сон в летнюю ночь», «Морская
тишь и счастливое плавание», «Рюи-Блаз»), духовных ораторий, сценических
произведений. Но, пожалуй, в наибольшей степени его композиторский
талант раскрылся в фортепианном творчестве - крупных концертных
композициях для фортепиано с оркестром, фортепианных трио и, конечно,
знаменитых «Песнях без слов». В противовес модной легковесной музыке
буржуазных салонов фортепианные миниатюры Мендельсона привлекают своей
серьезностью, «целомудрием», проникновенной лирикой.
Воспитание маленькогоФеликса проходило в атмосфере редкой
интеллектуальности. С ранних лет он был свидетелем интереснейшего
общения между представителями научной ихудожественной интеллигенции,
собиравшейся в берлинском доме его родителей - Гегеля и Гейне, Вебера и
Паганини, Гумбольдта и Гофмана.
Сильнейшее
влияние на формирование юного музыканта оказало его многолетнее общение
с Гете. Внук иудейского философа и просветителя Мозеса Мендельсона, сын
процветающего банкира Абрахама (Авраама) Мендельсона, Феликс получил
разностороннее и систематическое образование, в том числе и музыкальное.
Его первой наставницей в музыке была мать. Она с удовольствием
занималась с сыном и его горячо любимой сестрой Фанни, одаренной
прекрасными музыкальными способностями.
После переезда из оккупированного французами Гамбурга, где родился
Феликс, в Берлин родители Мендельсона приняли лютеранство и поспешили
совершить обряд крещения над четырьмя своими детьми, приняв фамилию
Бартольди. Несмотря на уговоры отца, Феликс выступал под прежней
фамилией Мендельсон, неоднократно укоряя сестру за холодное отношение к
своему еврейскому происхождению.
С ранних лет маленький Мендельсон обнаружил исключительную
одаренность в игре на фортепиано и скрипке, рисовании и владении
иностранными языками. Блестящее окружение Берлина благотворным образом
сказалось на его профессиональном росте. Он брал уроки у скрипача Карла
Хеннинга, пианиста Людвига Бергера и теоретика Карла Цельтера, которому
Мендельсон обязан знакомством с выдающимся немецким поэтом и драматургом
Иоганном Гете. Уже в девятилетнем возрасте Феликс успешно дебютировал
как пианист, а через год впервые выступил в качестве вокалиста (немногим
известно, что Мендельсон обладал приятным альтом). К этому же времени
относится первая постановка его театрального сочинения (шуточной оперы
«Два племянника»). Кроме того, он пробует свои силы и в других жанрах
(соната для скрипки и фортепиано, фортепианное трио, две фортепианные
сонаты, ряд сочинений для органа).
В 1822 году на одном из домашних концертов состоялся дирижерский
дебют Мендельсона. С этих пор концертная деятельность становится одной
из основных сторон его жизни.
Поездка Феликса вместе с отцом в Париж в 1825 году дала свежий
импульс его творческой карьре. Во французской столице, являющейся одним
из ведущих европейских музыкальных центров того времени, жили и работали
такие композиторы, как Джоаккино Россини, Джакомо
Мейербер и Луиджи Керубини, служивший ректором Парижской
консерватории. Он высоко оценил талант молодого гения, предложив
Мендельсону закончить у него музыкальное образование. Однако, не
вдохновленный состоянием французской оперы, Феликс отклонил это
предложение.
Удивительно, что в процессе творческого возрастания и композиторского
становления музыкальный стиль Мендельсона практически не
эволюционировал. Например, сочиненные в 1842 году номера к комедии
Шекспира «Сон в летнюю ночь» по средствам музыкальной выразительности не отличаются от написанной шестнадцатью годами раньше одноименной увертюры.
С 1826 по 1829 годы Мендельсон посещал лекции в берлинском
университете, приняв, наконец, два очень важных для себя решения - что
хочет избрать профессию музыканта и что не мыслит жизни и творчества за
пределами родной Германии. Он чувствовал, что не может творить в отрыве
от немецкой «почвы», ничуть не заблуждаясь относительно положения
музыканта и музыкальной культуры в своей стране.
На рубеже 20-х-30-х годов Мендельсон создал ряд произведений, среди
которых встречаются ДОВОЛЬНО зрелые, стилистически законченные работы:
увертюры «Сон в летнюю ночь», «Гебриды» и «Прекрасная Мелузиана», первая
тетрадь «Песен без слов», «Итальянская симфония» и другие. По
возвращении в Берлин композитор завершает сочинение двухактной оперы
«Свадьба Камачо» на сюжет из «Дон-Кихота» Сервантеса. Сценическая судьба
этой оперы не сложилась. Многочисленные интриги после премьеры
спектакля в 1827 году помешали ее удержанию на сцене.
В течение следующих трех лет после окончания университета
Мендельсон гастролировал по разным странам Европы, включая Австрию и
Швейцарию, Францию и Англию, Италию и Шотландию. В Веймаре он вновь
посетил Гете, в Мюнхене сочинил свой Фортепианный концерт д-то11.
Композитор был поражен всеобщим пренебрежением музыкой классиков.
Поэтому, с момента возвращения в Германию и до конца жизни он посвятил
себя просветительской деятельности. Огромный вклад в дело возрождения
творчества забытых мастеров был внесен еще в 1829 году, когда, возглавив
Берлинскую певческую капеллу, которой руководил его учитель Цельтер,
Мендельсон исполнил «Страсти по Матфею» Баха. Несмотря на некоторые
купюры и изменения в инструментальном составе, «Страсти» произвели
огромный резонанс в музыкальной жизни страны. Это произведение
прозвучало впервые после смерти Баха в 1750 году, и что более важно -
через сто лет после премьеры этой работы под руководством автора. Смелый
шаг Мендельсона послужил пробуждению интереса к творчеству Баха и его
современника Антонио Вивальди. В дальнейшем Мендельсон не щадил времени и
сил, отыскивая и возрождая на концертной сцене великие творения
классиков, среди которых
Восьмая и Девятая симфонии Бетховена, «Дон-Жуан» и «Фигаро» Моцарта,
хоровые произведения Лассо, Палестрины, Перголези, Генделя, Баха.
Несмотря на растущую известность, Мендельсон оставался необычайно
скромным и простым человеком. Когда признанный музыкант не смог получить
должности директора Берлинской Певческой Академии после смерти Карла
Цельтера в своем родном Берлине, то он принял руководство музыкальной
жизнью провинциального городка Дюссельдорфа, где развернул широкую
концертную деятельность. Заслужив славу одного из самых блестящих
виртуозов своего времени, Мендельсон давал множество фортепианных и
органных концертов, выступая, прежде всего, как пропагандист серьезной
музыки.
И все же никакие события не могли отвлечь композитора от сочинения
музыки. Несмотря на развернутую концертную деятельность, он пишет
«Реформационную симфонию», Первый концерт, «Блестящее каприччио» и
«Блестящее рондо» для фортепиано с оркестром.
В возрасте двадцати шести лет Мендельсон переехал в Лейпциг, где с
1835 года и почти до самой смерти он возглавлял знаменитый оркестр
«Гевандхауза» (Лейпцигской филармонии). В этом городе родился Рихард
Вагнер, здесь началась дружба Чайковского с Эдвардом Григом, здесь
прошел последний период жизни И.С. Баха. Вскоре концерты «Гевандхауза»
становятся значительнейшими событиями Лейпцига.
В 1832 году Мендельсон женился на дочери протестантского пастора
Сесилии Жанрено. Это был счастливый брак, подаривший композитору пятерых
детей.
Величайшей заслугой композитора стало создание в Лейпциге в 1843 году
первой немецкой консерватории. Основное ее призвание Мендельсон видел в
подготовке кадров высококвалифицированных музыкантов (педагогов,
солистов, ансамблистов, оркестрантов, концертмейстеров, дирижеров).
Новое учебное заведение стало крепкой базой для широкого распространения
музыкальной культуры в стране. К деятельности в консерватории
Мендельсон старался привлекать выдающихся музыкантов своего времени,
среди которых был и Роберт Шуман. Кроме того, Мендельсон разработал
целую систему музыкального образования, широко использованную и в других
музыкальных учреждениях.
В этот период в творчество Мендельсон проникают новые, героические,
монументальные черты. В его духовных ораториях «Илия» и «Павел» на
сюжеты из Священного Писания сосредоточены возвышенные, демократические
идеи композитора. Оба произведения стали яркими образцами
вокально-хорового искусства романтиков. С особой тонкостью в них
воплощены интимные, лирические образы. И в то же время эпизоды
возвышенного, хорального склада близки по духу «генделевскому» или
«бетховенскому» хоровому письму.
В 40-е годы композитор увлекается сочинением музыки к придворным
постановкам трагедий Софокла, Расина и Шекспира (музыка к «Антигоне»,
«Сну в летнюю ночь», «Аталии», «Эдипу в Колоне»). Он чувствует себя
готовым взяться за сочинение крупной оперной работы и начинает писать
«Лорелею» на текст Гейбеля.
Драматизмом насыщены оркестровые сочинения этих лет - увертюра
«Рюи-Блаз», «Шотландская симфония», Скрипичный концерт, который является
единственным сочинением композитора в этом жанре. Его создание стало
крупнейшим событием в инструментальной музыке послебетховенско-го
периода. Как и два фортепианных трио Мендельсона, Скрипичный концерт
выступает противовесом внешне эффектным, виртуозным концертным пьесам,
отличающимся «бедным» внутренним содержанием. В нем сконцентрированы
наиболее характерные черты творчества композитора: песенная лирика,
романтическое ощущение природы, блестящая скерцозность. Классицистская
строгость формы при этом соседствует с красочным и тонким
инструментальным колоритом, выразительностью мелких деталей. Здесь
Мендельсон выступает новатором в области сонатной формы, стремясь к
объединению всех трех частей цикла и поручая ведущую роль не главной, а
побочной партии. Вопреки существовавшей традиции, Мендельсон включил в
концерт каденцию собственного сочинения, выписав каждую ноту, логически
связав ее с формой произведения. Широта образов, яркость, вдохновенность
и бетховенская драматичность делают скрипичный концерт лучшим
симфоническим явлением в мировой скрипичной литературе наряду с
концертами Бетховена, Чайковского, Брамса.
Деятельность в Лейпцигской консерватории Мендельсон сочетал с преподаванием в берлинской
Академии искусств, где он оказался по назначению прусского короля
Фридриха Вильгельма IV. Однако руководство музыкальным отделением
Академии не приносило Мендельсону удовлетворения. Яростное сопротивление
со стороны городской администрации мешали реформаторской деятельности
маэстро. Композитор часто посещает Англию, где его произведения всегда
исполнялись с огромным успехом.
Поразительной была привязанность Мендельсона к своим родным. Первым
тяжелым ударом стала внезапная смерть отца в 1835 году. Оправиться от
потрясения помогла только работа над ораторией «Павел». Семь лет спустя
оборвалась земная жизнь его матери, а еще через два года скончалась
любимая сестра Фанни. Этого последнего удара Мендельсон не смог
пережить. Его жизнь закончилась в тридцать восемь лет, унеся с собой его
мечты, замыслы и наброски оперы «Лорелея», так и оставшейся
незавершенной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий