Опера в четырех действиях; либретто И. В. Шпажинского по его трагедии «Чародейка» (Нижегородское предание).
Первая постановка: 20 октября 1887 года, Петербург, Мариинский театр; дирижер П. И. Чайковский.
Действующие лица:
- Князь Никита Данилыч Курлятев, великокняжеский наместник в Нижнем Новгороде (баритон)
- Княгиня Евпраксия Романовна, жена его (меццо-сопрано)
- Княжич Юрий, их сын (тенор)
- Мамыров, старый дьяк (бас)
- Ненила, сестра его, постельница княгини (меццо-сопрано)
- Иван Журан, княжеский ловчий (бас)
- Настасья, по прозвищу Кума, хозяйка заезжего двора у перевоза через Оку, молодая женщина (сопрано)
- Фока, дядя её (баритон)
- Поля, подруга Кумы (сопрано)
- Балакин, гость нижегородский (тенор)
- Потап, гость торговый (бас)
- Лукаш, гость торговый (тенор)
- Кичига, кулачный боец (бас)
- Паисий, бродяга под видом чернеца (тенор)
- Кудьма, колдун (баритон)
- Девушки, гости из Нижнего, приставы, княжеские холопы, охотники и псари, скоморохи, народ
Действие происходит в Нижнем Новгороде и его окрестностях в последней четверти XV века.
Первое действие
Берег Оки против Нижнего Новгорода. Заезжий двор молодой вдовы
Настасьи, прозванной Кумой. Красота и приветливый нрав привлекают к Куме
немало людей разного чина и звания. Здесь могут они повеселиться на
приволье, позабыть о гнетущей скуке старозаветного богомольного быта,
отрешиться от ханжества и лицемерия, царящих по ту сторону реки, в
городе. Зато и ненавидят Настасью темные ревнители старины,
нашептывающие, что она знается с нечистой силой, что она — злая
чародейка.
На берегу шумное пированье. Настасья поет гостям о бескрайнем
волжском просторе, рождающем в душе жажду такого же бескрайнего,
беззаветно-широкого чувства. Проплывают лодки, возвращается с охоты
княжич Юрий, сын нижегородского наместника, старого князя Курлятева. Все
приветствуют ласкового княжича. Настасья, давно уже тайно полюбившая
юношу, рада была бы увидеть его своим гостем, но Юрий сторонится бойкой
хозяйки заезжего двора и на берег не сходит. Не пришел желанный гость, а
пожаловал нежеланный. Только уплыли лодки княжича, как Настасья узнает,
что к ней сейчас нагрянет сам грозный наместник с дьяком Мамыровым,
приставами и челядью. Вот и они сами. Беда грозит Куме. Однако,
пораженный красотою Настасьи, ее разумной, смелой и приветливой речью,
князь внезапно меняет гнев на милость. Он принимает из рук хозяйки чашу
вина, одаривает перстнем и, захмелев, приказывает старому дьяку Мамырову
плясать вместе со скоморохами на потеху гостям. Сама того не желая,
покорила Настасья старого князя.
Второе действие
Сад у дома наместника. На крылечке горюет княгиня, с недавних пор
покинутая князем. Мамыров, затаивший жестокую обиду на князя и Куму,
уверяет, что наместника приворожила Чародейка. Гордая княгиня, оставшись
одна, клянется отомстить обидчице. Является старый князь, недовольный и
гневный, поглощенный своим чувством к Куме. Разговор с княгиней, полный
взаимного раздражения и угроз, лишь накаляет обстановку. Оба уходят. В
опустелый сад с криком врывается толпа народа, преследуя княжеских слуг,
среди бела дня грабивших торговый люд. Появляется проклинаемый народом
Мамыров, берет грабителей под свою защиту и приказывает челяди вязать
зачинщиков. На шум побоища выходит княжич Юрий. Он прекращает драку,
упрекает Мамырова в несправедливости и ласково отпускает народ по домам.
Где же, однако, сам князь? Он поехал за Оку, к Куме. Оскорбленная этой
вестью до глубины души, княгиня изливает горе своему единственному
защитнику, любимому сыну. Княжич обещает убить опутавшую отца своими
бесовскими хитростями Чародейку.
Третье действие
Изба Кумы. Вечер. Старый князь у Настасьи. Лаской и гневом пробует он
вырвать у Кумы согласие стать его полюбовницей. Напрасно. Не нужно ей
ни золота, ни жемчуга. Князь пытается обнять ее. В отчаянье приставляет
Настасья к своему горлу острый нож. Она лучше умрет, чем уступит
немилому. Взбешенный князь уходит.
Вбегает подруга Кумы с недоброй вестью: княжич Юрий поверил злым
наговорам и поклялся убить Настасью. Надо остерегаться его. Кума
остается одна. Жизнь не мила ей — незачем себя и беречь. Она гасит свет
и, не заперев дверей, ложится. Неслышно входит Юрий. Обнажив нож,
подходит княжич к ложу Настасьи. Но рука его не поднимается на спящую.
Настасья открывает глаза — она чиста перед княгиней, перед княжичем, она
любит его больше жизни. Покоренный Юрий не может сдержать нежности и
восхищения. Он полюбил — впервые в жизни.
Четвертое действие
Лесная чаща на берегу Оки. К злому знахарю Кудьме пришла за ядом
переодетая странницей гордая княгиня, решившая отомстить Куме за мужа и
сына. Только скрылась она в землянке знахаря, как появляется Юрий с
Настасьей. Он изгнан из родного дома и уходит со своей любимой искать
счастья в далеком краю. Но не бывать этому счастью. Во время недолгой
отлучки Юрия княгиня успевает напоить Настасью отравленной водой, и
бедная Кума умирает на руках у вернувшегося княжича. Ее труп, по приказу
княгини, бросают в реку. Темнеет. Собирается гроза. Входит старый
князь, по пятам преследующий сына и его возлюбленную. Заподозрив, что
Юрий куда-то скрыл Куму, князь Курлятев в исступлении убивает сына. Все в
ужасе расходятся. Полубезумный князь остается один. Гремят удары грома,
свирепеет с каждым мгновением буря, но еще страшнее, еще неистовее и
безотраднее отчаяние, овладевшее сыноубийцей.
Случайно попавшая в руки Чайковскому драма «Чародейка. Нижегородское
предание» известного в то время И.Шпажинского сразу завладела его
воображением и, вместе с тем, вызвала необходимость существенно
переосмыслить первоисточник пьесы, не лишенный эффектности, но
достаточно поверхностный, мелодраматический. Драма привлекла внимание
Чайковского прежде всего силой страстей, в ней заложенных. Главные герои
пьесы — князь Курлятов, родовитая Княгиня, его жена, прославившийся в
битве с татарами их сын, Юрий и, с другой стороны, молодая вдова,
красавица Настасья, прозванная «чародейкой», взаимодействуют как два
накладывающихся друг на друга «треугольника»; любовь — ненависть,
сотрясающие пьесу, движут ее драматургию.
Пожелания композитора автору драмы, ставшему и либреттистом будущей
оперы, сводились и к изменениям самих характеристик действующих лиц и к
усилению специфики оперной драматургии. Так, в либретто исчез
грубовато-бытовой колорит, который отличал пьесу Шпажинского. Чайковский
попросил сократить число действий до 4-х. «В опере... необходима
сжатость и быстрота действия — иначе ни у автора-музыканта не хватит сил
написать, ни у слушателя внимательно дослушать...», — объяснял
Чайковский свою позицию. Композитор также настоял на введении
самостоятельной народной сцены восстания нижегородцев против насилия
наместника. Развита роль масс и в последнем акте, который написан
Шпажинским заново. Интересами драматургии продиктованы и более мелкие
изменения: в первую народную сцену для контраста введен эпизод ссоры, а в
третьем акте полукомедийный эпизод подвыпившего Фоки заменен глубоко
драматичным трио — подруги Кумы, Поли, Фоки и самой Насти, обсуждающих
готовящееся покушение на Куму. По предложению Чайковского был введен
новый персонаж — колдун Кузьма.
Ни одна из опер Чайковского не подвергалась стольким переделкам — и в
период создания черновых эскизов, и во время инструментовки, и даже в
дни подготовки премьеры, как «Чародейка». В музыке оперы Чайковский
использовал некоторые напевы русских народных песен. Определяя
своеобразие жанра «Чародейки», известный русский музыковед Б.В.Асафьев
проницательно писал: «...она была первым по своей целеустремленности
русским симфоническим и бытовым романом в русском музыкальном театре.
Именно рядом с природой, с действием у русской реки, с задушевными
признаниями (отсюда песенно-романсный тонус), с русской гульбой в
слободке заречной, с суеверными оберегами от жизни, с русской жестокой
ревностью и местью, с жуткой страстью сильных суровых характеров...» И
все это многообразие объединено главной героиней оперы, Настасьей, Кумой
— проницательной женщиной, цельной натурой, трагическая судьба которой
предопределена ее особой красотой. Никто лучше самого Чайковского не
определил эту особость: «То обстоятельство, что могучая красота
женственности скрывается у Настасьи очень долго в оболочке Гулящей бабы,
скорее усугубляет сценическую привлекательность ее...» Красота вносит с
собою раздор, по существу, объяснимы все перипетии «Чародейки» — как
сочувствие, так и сопротивление ее красоте, руководимое завистью,
алчностью, хищничеством (Княгиня, которая ослеплена чувством оскобленной
оставленной женщины и родовитой аристократки, и Князь, ее муж —
жестокий насильник, разбуженный подлинной страстью к Куме).
Не только Настасья, но и наместник — Князь Курлятев, неистовый в
страстях и неудержимый в деспотизме, и его жена — сильная, властная,
гордо самолюбивая натура — выписаны тонко и психологически глубоко.
Составляя круг контрдействия, Князь и Княгиня обрисованы в то же время
отнюдь не прямолинейно. Каждый показан в противоречии свойств, у каждого
своя роковая роль в движении драмы к катастрофе. Не только главные, но и
второстепенные персонажи важны для Чайковского: остаются в памяти
угловатый речитатив дьяка Мамырова, окарикатуренные интонации церковного
пения, сопровождающие беглого монаха, пьяницу и доносчика Паисия.
Глубокое чуткое чувство Родины возвышает всю творческую концепцию
«Чародейки».
Четыре акта оперы состоят из ряда больших, непосредственно следующих
друг за другом сцен; включенные в них ариозо, диалоги, хоры не
препятствуют непрерывному потоку симфонически развиваемой музыки,
отмеченной единством вокальной и инструментальной партий.
Перед нами излюбленная Чайковским симфонизированная драма. От
спокойно-величавого созерцания Оки — Волги и быта заречной слободы через
сквозное становление страстей и интриг к финалу, где развязка
человеческой любви и ненависти поглощается грозой и бурей. Нагнетание
идет через весь четвертый акт и завершается человеческая катастрофа
разбушевавшейся катастрофой в природе.
По-своему действует, «поет» в «Чародейке» русская природа. Волга и
оказалась — в ее течении и в перспективности видов на могучий ее простор
— главной, симфонически раскрываемой темой всей оперы... Недаром
вступление к «Чародейке» развивается из напева-тезиса: «Глянуть с
Нижнего», становящегося величанием красоты стихийного речного простора,
красоты, которую не затуманить никакому наплыву человеческих хищных
страстей«.
«Чародейка» стала крупным этапом в развитии Чайковского-драматурга.
Здесь композитор продвинулся вперед в смысле свободного и логичного
сочинения конструктивно четких музыкальных форм и непрерывности
нарастающего действия, здесь еще теснее и органичнее смыкаются
вокальная, хоровая и оркестровая части произведения. «Чародейка» — шаг
вперед и как возвышение индивидуального до общезначимого, лирического до
эпического.
Сценическая судьба оперы сложилась не особенно счастливо. «Никогда с
таким старанием я не работал, как над «Чародейкой», писал Чайковский
одному из друзей. Но, увы, пятым представлением он уже не дирижировал, а
на седьмом, состоявшемся при полупустом зале, всем стал ясен
«решительный провал».
Что касается критики, то ни одна опера Чайковского не вызвала столь
многочисленные отрицательные отклики, как «Чародейка». Композитора
винили в отсутствии драматического чутья, в засильи оркестровых
фрагментов. Главное же — не понимали основного достоинства произведения —
глубокого взаимопроникновения вокального и инструментального начал.
Примечательно парадоксальное замечание Н.Д.Кашкина, который один из
немногих дал опере в целом весьма положительную оценку при первых
постановках на петербургской и потом на московской сценах:
«...заботиться о сжатости музыки композитору, вероятно, было очень
трудно; кажется, имей он больше простора, и впечатления растянутости не
получилось бы, ибо оно, по нашему мнению, является последствием не
размеров сцены, а, скорее, отрывочной спешности в ее развитии».
П. Е. Вайдман
Комментариев нет:
Отправить комментарий