Опера Петра Чайковского «Опричник»

Опера в четырех актах, пяти картинах. Либретто П. Чайковского по одноименной трагедии И. И. Лажечникова.
Премьера: Петербург, Мариинский театр, 12 апреля 1874 г., под управлением Э. Направника.
Действующие лица:
Князь Жемчужный (бас)
Наталья, его дочь (сопрано)
Молчан Митьков, жених Натальи (бас)
Боярыня Морозова, вдова (меццо-сопрано)
Андрей Морозов, ее сын (тенор)
Басманов, молодой опричник (альт)
Князь Вязьминский (баритон)
Захарьевна, мамка Натальи (сопрано)
Народ, опричники, сенные девушки, слуги Жемчужного

Действие происходит в Москве во время опричнины.
Первое действие

Москва XVI века — время беспощадной борьбы дворянской опричнины во главе с царем Иваном Грозным и старого феодального боярства, «земщины». Между этими непримиримо враждебными силами колеблется молодой Андрей, сын боярина Морозова. Семейные традиции и влияние властной, суровой матери крепко связывают Андрея с земщиной. Но есть сила, толкающая его к опричникам. Это — жажда мести князю Жемчужному, разорившему и обездолившему Морозовых. Андрей страстно любит дочь князя — Наталью, с которой он был обручен еще тогда, когда обе семьи жили в мире и дружбе.

Сад при доме Жемчужного. Князь сватает дочь за старого боярина Митькова, благо влюбленный боярин не требует приданого. Но не такова Наталья, чтобы ее участь решали без нее. С детства обрученная с Андреем Морозовым и всей душой полюбившая его, она рвется из душного отцовского терема к своему желанному другу. Ее отец жестоко обидел Морозовых, но по-прежнему верна своему милому Наталья. В песнях сенных девушек звучит для нее все та же грызущая сердце тоска-кручина, в шуме шагов слышит она спешащего к ней суженого. Чтобы найти управу на Жемчужного, отомстить за обесчещенного отца и выручить Наталью, Андрей решает послушаться уговоров своего верного друга, удалого опричника Басманова и вступить в опричнину.
Второе действие

Первая картина. Полутемная изба, в которую перебрались после разорения Андрей и его мать. Тревожная любовь к сыну, оскорбленная гордость, черная злоба кипят в душе боярыни Морозовой под покровом смирения и покорности божьей воле. А пуще всего ненавидит старуха-боярыня опричнину. Возвращается Андрей с деньгами, полученными от Басманова. Морозова не хочет принять помощь от опричника. Стараясь успокоить мать, Андрей вынужден утаить от нее свое решение. Он скрывает, что едет к царю, чтобы самому стать опричником.

Вторая картина. Александровская слобода, царские палаты. Андрей Морозов, мучительно колеблясь, принимает посвящение в опричники. Через силу дает он страшную клятву верности — отрекается от земщины, дружбы и родни, от любимой матери. С радостью ловит признаки его колебания приближенный царя — холодно-жестокий князь Вязьминский, ненавидящий весь род Морозовых и мысленно уже готовящий Андрею ловушку.
Третье действие

Московская площадь. Наталья, бежавшая из отцовского дома, от ненавистного жениха, просит у Морозовой пристанища и защиты. Старуха отказывает ей в помощи. Беглянку настигает отец, взбешенный ее самовольством. Князь Жемчужный велит своим челядинцам вязать дочь. Bo-время подоспевшие опричники во главе с Морозовым и Басмановым освобождают девушку. Тут только узнает Морозова, что ее сын стал опричником, и вне себя проклинает его. Потрясенный Андрей решает просить царя позволить ему уйти из опричнины.
Четвертое действие

Александровская слобода. Опричники шумно справляют свадьбу Андрея с Натальей. Тревожно на сердце у Наташи. Хоть царь разрешил Андрею покинуть опричнину, но, по обычаю, юноша до полуночи еще связан своею страшной клятвой. Скорей бы уж пришла полночь! Но прежде чем она настает, свершается судьба Андрея. Князь Вязьминский приносит ему приказ царя: государь вызывает к себе красавицу-Наталью. Напрасно Басманов уверяет Андрея, что это только испытание его верности. Андрей отказывается исполнить царский приказ и тем нарушает свою клятву.

Перед окнами, на площади палачи ставят плаху. Палата пустеет. Торжествующий князь Вязьминский вводит Морозову и зовет ее к окну, взглянуть на сына. Увидев казнь Андрея — проклятого, но страстно любимого, — Морозова падает мертвая.

Мрачно-торжественный хор опричников славит грозного царя.
История создания

После двух первых неудачных опер, «Воеводы» и «Ундины», Чайковский в начале 1870 года обратился к новому оперному замыслу. В качестве основы сюжета была избрана трагедия известного писателя И. И. Лажечникова (1792—1969) «Опричник», повествующая о времени Ивана Грозного. Либретто композитор решил писать сам. Он сократил нескольких второстепенных персонажей драмы, исключил роль самого царя, сделал более драматичной роль князя Вязьминского (у Лажечникова — Вяземский). Сочинение продвигалось медленно. В течение 1870 года было написано совсем немного музыки. «Опера моя идет очень вяло, — писал композитор брату Анатолию. — Причиною этого я считаю то, что сюжет ее хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе».

В следующем году работа пошла несколько лучше. Балакиреву, с которым Чайковский поддерживал переписку, он сообщал: «Я теперь всей душой предался сочинению оперы "Опричник" и не в состоянии был бы отвлечь себя от этой работы». Тем не менее и в 1871 году опера еще не была закончена: партитуру композитор завершил лишь 20 марта 1872 года. Ноты были сразу же отправлены в Петербург издателю Бесселю, который должен был хлопотать о постановке в Мариинском театре. Однако постановка все откладывалась, и только осенью 1873 года этот вопрос был решен. В декабре главный дирижер Мариинского театра Э. Ф. Направник, прекрасный музыкант и очень опытный дирижер, глубоко симпатизировавший Чайковскому, ознакомился с партитурой и принялся за подготовку спектакля. При этом он, исходя из возможностей своих солистов, просил Чайковского о некоторых изменениях в партиях. В ответ композитор писал: «Я не только не обижаюсь на Ваши замечания, но, напротив, от души Вам за них благодарен. Вообще я очень рад, что благодаря Вашему письму я получаю возможность вести все дело исключительно и непосредственно с Вами. Все, что Вы требуете относительно раздачи ролей, перемен и сокращений я сделаю охотно, как Вы мне укажете».

Премьера «Опричника» состоялась в Мариинском театре Петербурга 12 апреля 1874 года и имела серьезный успех. За нее Чайковскому была вручена премия в размере 300 рублей. Сам композитор отнесся к «Опричнику» критически, считая, что в ней «мало драматического движения, неровность стиля и видны живые нитки». Тем не менее, в последующие годы опера была поставлена в Москве и на нескольких провинциальных сценах. Последующие оперы Чайковского затмили «Опричника», но до сих пор отдельные отрывки из этой оперы входят в певческий репертуар.
Музыка

«Опричник» наиболее ярко среди ранних опер Чайковского воплощает особенности его оперного стиля. Это опыт создания произведения в духе большой французской оперы на русском материале, показавший склонность композитора к яркой театральной форме. Мелодика «Опричника», опирающаяся на русские народно-песенные интонации, отличается рельефностью и широтой. В образе Натальи угадываются черты будущих женских персонажей опер Чайковского, в образе Андрея воплощен типичный для композитора мотив: порыв к счастью и роковая обреченность. Либретто, сочиненное в духе Скриба, известного французского драматурга и либреттиста, определило не только структуру произведения, но и характер музыки. Так, традиционен для большой оперы III акт с его вступительным хором, драматической сценой в центре и большим финалом с солистами и двумя хорами, традиционны и балетные сцены. Музыкальный язык оперы еще не достиг той цельности, которая проявится в последующем творчестве Чайковского. В нем наличествует некоторая пестрота: наряду с собственным композиторским материалом, характерным для Чайковского и в дальнейшем, он широко использует подлинные русские народные напевы.

Наиболее яркий номер оперы — ариозо Натальи из I акта «Почудилось мне, будто голоса», часто звучащее на концертной эстраде. Темпераментностью и разнообразием красок привлекают пляски опричников и женщин из IV акта.

Л. Михеева

Комментариев нет:

Отправить комментарий