Одноактный балет на музыку Сергея Прокофьева в двух картинах. Сценарий (совместно с С. Прокофьевым) и декорации Г. Якулова. Балетмейстер Л. Мясин.
Первое представление: Париж, Театр Сары Бернар, труппа «Русский балет Дягилева», 7 июня 1927 г.
Пролог
Дефилирование силуэтов слева направо: 1) матросы, в воинственном
беге, заломив шапки, держа ружья вниз и беря их на изготовку, в куртках,
надетых на одно плечо; 2) ирисники, ирисницы, папиросники, папиросницы —
галопируют и кружатся с коробками «ирисов» и папирос; 3) оратор —
решительный шаг вперед и два маленьких назад, вертясь винтом и тыча
пальцем в книгу; 4) испуганная дама пробегает нервной походкой,
манипулируя зонтиком, открывая и закрывая его; 5) комиссары — с
сознанием собственного достоинства, затем внезапно прислушиваются,
делают прыжки в разные стороны и снова переходят в важную походку;
исчезают во время прыжка; 6) бандиты-жулики прыгают на носках, ползут и
снова прыгают; 7) мешочники, спотыкаясь под грузом своих мешков, падают,
перекидывая мешки через головы, а затем сами перекувыркиваясь через
мешки.
Акт первый
Свет на сцену. Подходит поезд (справа), высыпают мешочники; с
противоположной стороны, навстречу им, голодные горожане с вещами для
меновой торговли: баба с мешком и поросенком, господин с креслом и дама,
держащая на палке визитку, как флаг, на фоне общей сутолоки.
Папиросник, папиросница, ирисник и ирисница вьются мелким бесом со
своими лотками. Появляются три комиссара (два комиссара и одна
комиссарша) в разноцветных френчах и начинают теснить толпу. Толпа на
три четверти рассеивается.
Два жулика, подкравшись, обкрадывают комиссара. Три комиссара гонятся
за двумя жуликами. Жулики, спасаясь, лезут по лестницам и на канате
перебрасываются на среднюю площадку, скользят по доске вниз й исчезают в
кулисах. Комиссары следуют за ними тем же путем и тоже исчезают.
Застрявшие на сцене несколько торговцев в ужасе жмутся друг к другу.
Из их среды выделяется оратор, произносящий негодующую речь (танец).
Несколько человек слушают, среди них хорошенькая работница, на которую
особенно наседает оратор в своей речи. Входят пятеро матросов —
нарядных, развязных. Четверо рассеиваются по сцене, покупая товары и
широко бросаясь деньгами. Пятый, главный, заинтересовывается сценой
работницы с оратором и, желая защитить ее, становится между ними. Оратор
продолжает речь, но затем в гневе бросает книгу. Книга на резинке
возвращается к нему. Оратор возмущенно ретируется.
Первое жеманное знакомство матроса с работницей: танцуют вместе, но
не соприкасаясь. Матрос, которого зовут товарищи, раскланивается и
удаляется. Работница исчезает в противоположной стороне. Возвращаются
комиссары с пожарными и очищают базар.
Антракт
Пожарные (балетные артисты) пластическими движениями переставляют под музыку декорации, меняя на фабрику.
Акт второй
К окончанию музыкального антракта предыдущая сцена вокзала превращена
в фабрику. Пожарники, танцуя, удаляются. Одновременно с этим появляется
на сцене главный матрос, который решил сделаться рабочим. Короткий
сольный танец с переодеванием в костюм рабочего. Входят четверо рабочих и
вместе с переодевшимся матросом начинают работу на первой машине,
находящейся около первой кулисы.
Несколько позднее на самой дальней и высокой площадке начинают
работать пятеро работниц, среди них главная героиня. Эта работа на
прокатной машине, находясь за сеткой, видна силуэтно.
Герой (экс-матрос), увидев свою возлюбленную, устремляется к ней и по
дороге попадает на большую площадку, находящуюся посередине сцены:
между машиной, у которой он работал, и площадкой, на которой работают
женщины. Таким образом, его отделяют от возлюбленной пустое пространство
и сетка. Герой в отчаянии, что не может к ней попасть. На его площадку
поднимаются пятеро новых рабочих с молотками, малыми и большими, и,
начав на этой площадке работу, втягивают в нее и героя. Работа молотками
исключительно балетная — без шума. Между тем световыми эффектами
ликвидируются работы у первой машины и на дальней площадке с женщинами.
Но зато группа работниц (среди них и героиня) начинает работу у новой
машины у правой кулисы. Героиня с высоты небольшой площадки у последней
машины замечает героя, работающего молотом на средней площадке; их
мимическая сцена с разных площадок. Оба сбегают вниз на первый план —
этим знаменуется начало финала.
Финал
Главные герои танцуют вдвоем внизу на педальных аппаратах,
одновременно с этим вся фабрика приходит в движение. Педальные аппараты
построены по принципу станка точильщика или ножной швейной машины.
Балетный прыжок завершается ударом по педали, которая приводит в
движение небольшую систему колес. Первый удар по педали является
отправным пунктом движения всей фабрики: снова начинается работа на
первой машине у левой кулисы, а также на верхней дальней площадке
(прокатная работа) и продолжается работа на машине у правой кулисы. Со
средней площадки, на которой была беззвучная работа молотками,
спускаются двое рабочих с огромными молотами — деревянными, пустыми
внутри — и начинают громко ударять ими сообразно с указаниями в
партитуре; другие рабочие с меньшими молотками остаются на средней
площадке и тоже ударяют ими ритмически. Сверху спускается сложный блок,
приходящий в движение.
На протяжении всего финала, который длится от трех до четырех минут, на декорациях в разных местах играют световые рекламы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий