Балет на музыку Сергея Прокофьева в шести картинах. Либретто С. Прокофьева.
Действующие лица
- Шут
- Шутиха, его жена
- Семь шутов
- Их жены
- Их семь дочерей
- Купец
- Коза
- Свахи
- Солдаты, челядь и домашние купца
Действие происходит в сказочной Руси.
История создания
В 1914 знаменитый устроитель Русских сезонов в Париже С. Дягилев
заказал Прокофьеву балет из времен русского язычества, но представленный
композитором «Ала и Лоллий» испугал даже этого ниспровергателя основ в
балетном искусстве, поддержавшего смелые опыты Стравинского. От
постановки «Алы и Лоллия» он отказался. На переговорах Прокофьева и
Дягилева, состоявшихся в Италии в 1915 году, возник замысел нового
балета, на этот раз — на тему из русского фольклора. Прокофьев
внимательно прочел собрание русских сказок, сделанное известным
исследователем и собирателем русских сказок А. Афанасьевым (1826—1871) и
на их основе вместе с Дягилевым разработал либретто. Вернувшись в
Петроград, Прокофьев принялся за сочинение балета, премьера которого
была намечена на май 1916 года. В течение лета «Сказка...» была
закончена в клавире. Нужно было ехать в Италию, чтобы завершить ее
вместе с балетмейстером. Прежние пути были закрыты расширившимся театром
военных действий, и Прокофьев планировал путешествие через Архангельск и
Исландию, но этому не суждено было осуществиться. Рукопись балета
пришлось отправить с оказией.
В 1918 году Прокофьев покинул Россию. Предполагалось, что он уезжает
на гастроли. Но эти «гастроли» продлились много лет. Из Нью-Йорка он,
беспокоясь о судьбе балета, три года лежавшего в дягилевском архиве,
писал Дягилеву: «Какие Ваши планы и какова судьба моего бедного Шута,
так предательски похороненного в коварных складках Вашего портфеля?»
Однако лишь весной 1920 года возобновились переговоры о постановке
«Шута». Прокофьев, приехавший в Париж, договорился о некоторых
переделках и дополнениях. Так возникли симфонические антракты,
объединившие все шесть картин балета. Летом в небольшом городке
Мант-ля-Жули близ Парижа Прокофьев доделывал и оркестровал балет. Весной
1921 года начались репетиции. К сожалению, Мясин, который должен был
ставить спектакль, к этому времени покинул дягилевскую труппу.
Балетмейстера не было. Чтобы не сорвать объявленную премьеру, за
постановку взялся художник М. Ларионов (1881—1964), присоединившийся к
труппе Дягилева в годы Первой мировой войны и бывший декоратором
нескольких балетов. В помощь себе он взял танцора Т. Славинского.
Постановщики внимательно вслушались в музыку и пошли за ней в создании
гротесковой, эксцентричной хореографии. Критика считала, что Ларионов
хотел «поразить зрителя необычайностью поз, смелостью движений,
оригинальностью и новизной группировок». Благодаря энтузиазму труппы
спектакль вышел в срок. Премьера его состоялась в Париже 17 мая 1921
года. В последующие годы балет неоднократно ставился в разных странах
разными балетмейстерами.
Сюжет
«Жил был Шут. У Шута была жена Шутиха. Шут сидел на печи и
придумывал, какую бы ему сшутить шутку. Шутиха мыла пол. Шут выдумал,
спрыгнул с печи и сказал: «Хозяйка, смотри: придут к нам семь шутов, я
велю тебе собирать на стол, ты не захоти и я будто тебя убью. А когда ты
упадешь, я возьму плетку, ударю раз — ты пошевелись, ударю два — ты
поворотись, ударю три — ты встань и пойди собирать на стол. Тогда мы
дорого продадим плетку». Сказано — сделано. Явились семь шутов, увидели
чудо и заплатили за плетку триста рублей.
Вернулись семь шутов домой и решили попробовать плетку. Убили семерых своих жен и начали хлестать. Но ни одна не воскресла.
И прибежали разъяренные вдовцы к Шуту, чтобы расправиться с ним за
такую проделку. Шут спрятал свою Шутиху, а сам переоделся женщиной,
будто своей сестрою. Сел за пряжу, сидит да прядет. Обыскали шуты весь
дом, но не нашли виновника. Видят, сидит сестра да посемывает. Схватили
они молодуху и увели к себе: пусть служит стряпкой, пока Шут найдется.
У семерых шутов было семь дочерей, и пришла пора выдавать их замуж.
Приехал к ним Купец с двумя свахами, богатый-пребогатый. То-то была
радость! Но Купцу шутиные дочки что-то не приглянулись, и он выбрал
стряпку.
Привел Купец молодую в свою спальню, а женушка и не знает, как ей
быть. Говорит она мужу: «Ой, родной, что-то плохо мне. Высади меня в
окошко по холсту проветриться, а как тряхну холстом, назад тяни». Купец
послушался, обвязал простынею и спустил за окно. А когда вытянул
обратно, на простыне болталася козлуха. Испугался Купец, стал звать
челядь и домашних: «Спасите, добрые люди, жена оборотилася козлухой!»
Прибежали дружки, взялись наговаривать, начали они козлуху тормошить и
подбрасывать, да так разошлись, что доканали козлуху до смерти.
Стал неутешный Купец хоронить свою женушку. А шуты тут как тут,
перескочили через забор да кривляются: поделом тебе, что выбрал стряпку.
Вдруг приходит Шут, а с ним семеро солдат. Что вы наделали, собаки? Где
моя сестра? А те к нему с козлухой. Шут купца за бороду: «Такой, сякой!
Взял сестру, а отдаешь дохлую козлуху. Я возьму тебя и упеку!»
Перепугался Купец, заплатил триста рублей, лишь бы отпустили. И стал Шут
веселиться с бумажником и со своею Шутихою, а солдаты с шутиными
дочерями» (изложено Прокофьевым по народной сказке Пермской губернии).
Музыка
В балете нет отдельных номеров — монологов и дуэтов, выражающих
настроение героев. Действие сжато, краткие пантомимные эпизоды сменяются
танцевальными номерами в марионеточно-шутовском характере. Картины
объединены оркестровыми антрактами, что делает музыку всего балета
непрерывной. В ней соседствуют распевная лирика и шарж, использованы
знакомые мелодии русских народных песен — плясовых, шуточных, детских
считалок, хороводных и лирических, которые, однако, предстают в типично
«прокофьевском» наряде терпких гармоний, острого, динамичного ритма,
графичных оркестровых линиях. Музыка «Шута» ярко театральна — она
подсказывает сценическое движение и даже облик того или иного героя.
Л. Михеева
Комментариев нет:
Отправить комментарий