Ранней весной 1685 года в семействе Бахов появился маленький Иоганн
Себастьян. Его родиной стал захолустный городок Тюрингии Эйзенах.
В начале XVI века в этой местности поселился родоначальник
многочисленного рода Бахов - Фейт Бах. Будучи по профессии булочником,
Фейт почти не расставался со своей любимой цитрой. По семейным
преданиям, страстное увлечение первого из Бахов передалось по наследству
всему потомству. В течение двух столетий по Тюрингии распространилось
такое множество органистов, скрипачей, композиторов, капельмейстеров,
флейтистов из семейства Бахов, что сама фамилия Бах стала синонимом
слова «музыкант». В семейной хронике рода Бахов, начатой Иоганном
Себастьяном и продолженной его сыном, насчитывается более пятидесяти
человек, вложивших свою лепту в развитие немецкой музыки. Но ни один из
них не получил ни всемирной славы, ни известности. Все лучшие творческие
способности объединились в незаурядном, великом таланте Иоганна
Себастьяна Баха.
Отец Баха, Иоганн Амвросий, был тоже профессиональным музыкантом.
Нелегко ему было, с нищенским жалованием и четырьмя детьми (Иоганн
Себастьян был самым младшим), сводить концы с концами. С раннего детства
к тяжелому труду
привык и маленький Бах. Первым учителем музыки был его же отец, обучавший мальчика игре на скрипке.
Когда Баху исполнилось всего девять лет, умерла его мать, а вслед за
ней и отец. Осиротевших детей (Иоганна Якоба и Иоганна Себастьяна)
приютил старший брат Иоганн Кристоф, ученик немецкого композитора второй
половины XVII века Пахельбеля. Он был чрезвычайно педантичным и сухим
человеком и таким же педагогом. В Иоганне Себастьяне он встретил
поразительную пытливость, а также настойчивость и упорство,
способствовавшие достижению цели.
Иоганн Амброзиус Бах - отец И.С. Баха.
Однажды юный Бах
попросил брата познакомить его с произведениями Пахельбеля,
Букстехуде и других немецких композиторов. Тот ответил отказом. Тогда
мальчик по ночам тайком доставал ноты и переписывал их в свою тетрадь.
Эта работа, длившаяся в течение шести месяцев, навсегда испортила ему
зрение. К великому разочарованию, брат застал его на месте преступления и
отобрал тетрадь и сборник.
По окончании общеобразовательной школы в Ордруфе стремящийся к
независимости Бах покинул дом брата и самостоятельно поступил в школу
при монастыре св. Михаила в Люнебурге. Здесь он был зачислен в «хор
избранных певчих». Пение в хоре приносило Баху небольшой материальный
заработок, благодаря которому он освободился от опеки старшего брата.
Дом в Эйзенахе, где родился И.С. Бах (сейчас Дом-музей И.С. Баха).
У Баха не было хороших учителей музыки или наставников, в отличие от
большинства великих композиторов. Все, чему он научился и что постиг,
изучая музыкальное наследие прошлых веков, обязано его непостижимой
трудоспособности и ненасытной тяге к самообразованию.
Окончив школу в Люнебурге, Бах получил первую официальную должность и
переехал в Веймар. Начался первый этап творческой деятельности
композитора.
«Веймарский период»
Хотя историки называют период жизни Баха с 1703 по 1717 год
«веймарским», в действительности его географическое местонахождение было
достаточно неустойчивым. Первые шесть месяцев Иоганн Себастьян
действительно провел в Веймаре, работая скрипачом в капелле одного из
князей. Однако повседневная рутина и отсутствие перспективы творческого
роста побудили его искать счастья в Арнштадте, где он устроился
органистом «Новой церкви». Его обязанности оставляли много свободного
времени для музицирования. Поэтому именно в Арнштадте впервые
раскрывается необычайная сила композиторского дарования Иоганна
Себастьяна. Он дебютировал духовной кантатой для хора, солистов, органа и
оркестра «Ты не оставишь души моей в аду». Некоторые типичные черты
баховского письма характерны для
Предполагаемый портрет молодого И.С. Баха (периода жизни в Веймаре).
другого раннего произведения -клавирной пьесы «Каприччио на отъезд
возлюбленного брата». Нуждаясь в новых впечатлениях и ободрении, Бах
предпринял путешествие в Любек, где давал концерты на органе выдающийся
композитор Дитрих Букстехуде. Стесненный материально, Бах отправился в
Любек пешком.
Пораженный органным мастерством и новизной музыки Букстехуде, Бах
провел в Любеке вместо двадцати восьми отпускных дней четыре месяца.
Вернувшись, он встретил неприязнь и осуждение церковного совета.
Поэтому, как
только выдалась возможность, Бах с облегчением покинул Веймар.
Внутренность замковой церкви «ННтте^Ьигд» в Веймаре, где Бах исполнял свои кантаты.
На этот раз его пристанищем стал Мюльхаузен, где он получил такую же
должность церковного музыканта. Целый год Бах пытался поднять
музыкальный уровень в церкви, привлечь внимание городских властей и
церковного начальства, но безуспешно. Одним из значительных событий за
этот короткий период было исполнение его «Выборной кантаты»,
единственного произведения, изданного при жизни композитора.
В 1708 году Бах вновь возвращается в Веймар и поступает
на светскую службу придворного музыканта. Теперь он занял должность
органиста, а также участника оркестровой капеллы, в которой он играл то
на скрипке, то на клавесине. В эту пору расцветает талант Баха как
исполнителя, в частности, клавесиниста и органиста. Его импровизаторское
дарование становится широко известным.
В «веймарский» период орган для Баха стал своеобразной творческой
лабораторией. Изучив его устройство и исполнительские возможности, Бах
поднял органную музыку на новую ступень развития.
Пульт арнштадтского органа, за которым И.С. Бах провел многие часы.
Сильнейшим орудием в его руках была полифония, то есть искусство
соединения и развития нескольких голосов, звучащих одновременно. Именно в
этот период появляется большинство из написанных Бахом сочинений для
органа. Среди них -«Пассакалия», «Токката и фуга ре минор» и другие.
Когда в 1716 году умер придворный веймарский капельмейстер, Бах, как
его старший помощник, рассчитывал получить эту должность. Однако власти
игнорировали великого музыканта, отдав пост бездарному человеку.
Возмущенный композитор потребовал отставки. В ответ за
«непочтительное требование» его арестовали. Выйдя из-под ареста, Бах
вскоре переехал со своей семьей в город Кетен.
«Кетенский период»
«Директор камерной музыки» -так называлась новая должность Баха. В
его обязанности здесь входило руководство небольшой инструментальной
капеллой, а также музицирование вместе с принцем. Все оставшееся время
Бах сосредоточил на сочинении музыки.
Город Эйзенах - родина И.С. Баха (старинная гравюра).
Относительно спокойная жизнь в Кетене - с 1717 до 1723 года -
несколько раз нарушалась разнообразными событиями. В 1720 году умерла
жена Баха, оставив ему четырех детей, а в следующем году Бах вторично
женился - на Анне Магдалине Вилькен. Обладавшая музыкальным дарованием и
наделенная мягким характером, она была незаменимой помощницей Баху, его
верной опорой.
Если в первый период деятельность композитора была тесным образом
связана с органной музыкой, то теперь предметом его внимания становятся
произведения где помещалась школа и жил И.С. Бах.
Двор церкви св. Фомы и дом,
камерных жанров. К этому времени относятся его произведения для
скрипки, виолончели, инструментального ансамбля и, конечно, клавира
(предшественника фортепиано).
Бах выступил как настоящий новатор в клавирном искусстве. Он обогатил
возможности инструмента новой виртуозной техникой, углубил содержание и
характер музыкальных образов. Именно в Кетене были созданы французские и
английские сюиты, первый том «Хорошо темперированного клавира»,
«Хроматическая фантазия и фуга» двухголосные и трехголосные инвенции.
К 1721 году Бах окончил шесть концертов, которые получили название
«бранденбургских» по названию местности, из которой происходил некий
граф, заказавший эти произведения для своего оркестра. «Бранденбургские
концерты» построены на противопоставлении нескольких солирующих
инструментов общему оркестровому звучанию (tutti).
Улица, церковь и школа св. Фомы в Лейпциге (старинная гравюра).
«Лейпцигский период»
Летом 1723 года Бах с семьей переезжает в Лейпциг. Здесь композитор
занял место кантора (церковного учителя пения) при церкви св. Фомы.
Не секрет, что великий композитор не просто исповедовал христианство,
являясь сторонником протестантской ветви (что вполне естественно для
протестантской Германии), но был искренне верующим и очень терпеливым и
смиренным человеком. Обязанности Баха как кантора принуждали его
сочинять огромное количество церковной музыки в различных духовных
жанрах. В Лейпциге выдвигается третья обширная часть его творчества -
вокальная музыка. Начав с великолепного сочинения ораториального жанра
«Magnificat», Бах одно за другим создавал произведения, ставшие мировыми
шедеврами - речь идет о «Страстях по Иоанну» и «Страстях по Матфею»,
«Траурной оде», «Высокой мессе» и других вокально-инструментальных
фресках. Находясь в зависимости от церковного праздничного цикла, Бах
еженедельно сочинял кантаты
Иоганн Себастьян Бах.
Гравюра неизвестного мастера, 19 век.
Орган церкви св. Якоба в Гамбурге, где Бах играл перед Рейнкеном.
и произведения других жанров к определенным видам богослужений. Так,
например, к празднику Рождества приурочена его «Рождественская кантата».
«Охотничья кантата», напротив, не имеет никакого отношения к церковной
музыке, входя в небольшое количество кантат светского содержания.
Современники Баха оценили его заслуги как виртуоза и импровизатора,
но не как композитора. В этом состоит удивительный парадокс жизни
человека, чьи произведения впоследствии получили мировое признание.
Даже сыновья Баха -
Двухмануальное чембало в музее И.С. Баха в Эйзенахе.
Карл Филипп Эммануэль, Иоганн Христиан и Вильгельм Фридеман -пользовались большими славой и почетом, чем их гениальный отец.
В последнее десятилетие жизни Иоганн Себастьян Бах все больше
погружается в свой собственный внутренний мир, общаясь в узком семейном
кругу. Его творческий путь увенчался двумя сложнейшими полифоническими
циклами: «Искусством фуги» и «Музыкальным приношением».
Смерть величайшего композитора всех времен прошла незаметно для общественности. Его
жена
Анна Магдалина скончалась десятилетие спустя в огромной нужде. Всю
жизнь выбраться из нищеты пыталась младшая дочь Баха Регина...
Музыка Баха глубоко нравственна и богата высокими, непреходящими
идеями. Ее рекомендуют для исполнения школьникам, а фуги и секвенции
Баха считаются идеальными для развития внутреннего мира и мышления
молодых музыкантов. Трудно предположить, какими бы путями развивалась
европейская музыкальная мысль без Иоганна
И.С. Бах за органом.
Автор неизвестен, около 1725 г.
Себастьяна. Несмотря на ушедшие столетия и грандиозную перемену в
искусстве, произведения Баха остаются великими образцами для
современного поколения музыкантов.
Могила И.С. Баха в церкви св. Фомы.
спасибо!Отличное начало дня!
ОтветитьУдалить