Комическая опера французского композитора Жоржа Бизе в одном действии на либретто Л. Галле по поэме А. де Мюссе «Намуна».
Первое представление состоялось 22 мая 1872 года в Париже.
Первое представление состоялось 22 мая 1872 года в Париже.
Действующие лица:
- Джамиле (меццо-сопрано)
- Гарун (тенор)
- Сплендиано (баритон)
- Работорговец (разговорная роль)
Молодой Гарун проводит жизнь в удовольствиях. Наставник Гаруна
Сплендиано поощряет легкомысленного юношу — его безделье и любовь к
наслаждениям позволяют наставнику бесконтрольно распоряжаться богатством
молодого человека и диктовать свою волю слабохарактерному Гаруну. Гости
сменяются гостями, пиры следуют за пирами, прекрасные невольницы
окружают молодого богача. Сплендиано ревниво следит за тем, чтобы ничье
влияние не коснулось его господина. Даже фаворитки, по настоянию
Сплендиано, меняются сразу же, как только наставник замечает, что Гарун
начинает к ним привыкать. Каждый месяц в гареме появляется новая рабыня.
К концу этого срока Гарун щедро одаривает девушку и расстается с ней
без сожаления. Сегодня как раз наступил последний день пребывания во
дворце певицы Джамиле. Красавица-девушка искренне любит Гаруна, она
надеется, что ее чувство победит холодность юноши, и он оставит ее у
себя. Но Сплендиано решил иначе. Наставник сам пленился Джамиле и хочет
сделать ее своей невольницей. Поэтому хитрец особенно настаивает на том,
чтобы Гарпун сегодня же расстался с рабыней — у торговца невольницами
он уже присмотрел для своего господина новую возлюбленную — танцовщицу
Альме.
Наступает вечер. Под звуки нежных песен дремлет Гарун. Появляется
Сплендиано. Он хочет узнать, не чувствует ли его молодой господин
жалости к Джамиле, которая сегодня должна покинуть дворец? Нет, Гарун ни
о чем не жалеет. Джамиле прекрасна, но ведь сам Сплендиано всегда
повторял, что цель жизни — новые наслаждения; Гаруна привлекают все
женщины, но ни одной из них еще не удавалось зажечь любовь в его сердце.
Сплендиано в восторге. Теперь красавица будет принадлежать ему.
Входит Джамиле. Бедная девушка печальна. Она рассказывает Гаруну свой
сон: ей снилось, что ее ждет разлука с милым. Тронутый грустью девушки,
Гарун предлагает дать ей свободу, но Джамиле отказывается. Ей нужна
только его любовь. По просьбе Гаруна, Джамиле поет трогательную
песню-газеллу о прекрасном Нурредине. На мгновенье песня пробуждат в
сердце Гаруна нежные чувства к Джамиле, но он спешит отогнать их от
себя. Пора расстаться — пусть Джамиле уходит, он будет веселиться с
друзьями. Сплендиано приносит прекрасное ожерелье, которое Гарун дарит
Джамиле на память о днях счастья.
Простившись с певицей, Гарун спешит к друзьям. Сплендиано сообщает
Джамиле, что сегодня к Гаруну явится новая рабыня — танцовщица Альме.
Бедная девушка умоляет Сплендиано позволить ей, под видом Альме, прийти
сегодня к Гаруну. Если юноша узнает ее и прогонит, тогда она обещает
сделаться рабыней и возлюбленной Сплендиано. Джамиле надеется, что ее
горячая любовь не останется без ответа. После некоторого раздумья
Сплендиано соглашается. Когда Джамиле уходит, чтобы переодеться в костюм
танцовщицы, он предается радостным мечтам о близком счастье.
Утомленный плясками, пением и игрой в карты, Гарун возвращается в
свои покои. В костюме танцовщицы входит Джамиле. Лицо ее закрыто
покрывалом. Сплендиано пытается предупредить господина, что это —
переодетая Джамиле, но Гарун не слушает его. Протягивая кошелек с
деньгами, он приказывает Сплендиано идти играть вместо него. Гаруну по
душе робость и застенчивость новой рабыни. Юноша привлекает ее к себе,
рассказывает о том, что здесь совсем недавно жила другая девушка —
Джамиле. Он расстался с ней потому, что больше всего на свете ценит свою
свободу. Слезы невольницы изумляют Гаруна. Почему она плачет? Он
откидывает покрывало с лица девушки и видит перед собой Джамиле.
Бедняжка упрекает юношу в холодности и равнодушии. Теперь Джамиле сама
готова уйти — ей не на что больше надеяться. Но чувство любви вдруг
пробудилось и в сердце Гаруна. Он никогда не отпустит Джамиле. Они будут
все время вместе, и ничто больше не помешает их нежной и счастливой
любви.
Восточная миниатюра Бизе, которая не имела успеха при первой
постановке, в настоящее время пользуется заслуженным успехом у публики. В
России поставлена впервые в Мариинском театре (1893), со Славиной в
заглавной партии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий