Лирико-комическая опера в четырех действиях (девяти картинах);
либретто композитора по Р. Шеридану, стихи М.
Мендельсон-Прокофьевой.
Первая постановка: Ленинград, Театр им. Кирова, 3 ноября 1949 года, под управлением Б. Хайкина.
Первая постановка: Ленинград, Театр им. Кирова, 3 ноября 1949 года, под управлением Б. Хайкина.
Действующие лица:
Дон Жером, севильский дворянин (тенор), Фердинанд и Луиза, его дети (баритон и сопрано), Дуэнья при Луизе (контральто), Антонио (тенор), Клара, подруга Луизы (меццо-сопрано), Мендоза, богатый рыботорговец (бас), Дон Карлос, обедневший дворянин, приятель Мендозы (баритон), Отец Августин, настоятель монастыря (баритон); монахи: Отец Елустаф (тенор), Отец Шартрез (баритон), Отец Бенедиктин (бас); 1-й послушник (тенор), 2-й послушник (тенор), Лауретта, служанка Луизы (сопрано), Розина, служанка Клары (контральто или меццо-сопрано), Лопец, слуга Фердинанда (тенор), Приятель дон Жерома (без слов, играет на корнет-а-пистоне), Само, слуга дон Жерома (без слов, играет на большом барабане).
Слуги, служанки, монахи, монахини, гости, маски, торговки.
Дон Жером, севильский дворянин (тенор), Фердинанд и Луиза, его дети (баритон и сопрано), Дуэнья при Луизе (контральто), Антонио (тенор), Клара, подруга Луизы (меццо-сопрано), Мендоза, богатый рыботорговец (бас), Дон Карлос, обедневший дворянин, приятель Мендозы (баритон), Отец Августин, настоятель монастыря (баритон); монахи: Отец Елустаф (тенор), Отец Шартрез (баритон), Отец Бенедиктин (бас); 1-й послушник (тенор), 2-й послушник (тенор), Лауретта, служанка Луизы (сопрано), Розина, служанка Клары (контральто или меццо-сопрано), Лопец, слуга Фердинанда (тенор), Приятель дон Жерома (без слов, играет на корнет-а-пистоне), Само, слуга дон Жерома (без слов, играет на большом барабане).
Слуги, служанки, монахи, монахини, гости, маски, торговки.
Действие происходит в Севилье в XVIII веке.
Площадь перед домом дона Жерома. Ловкий рыботорговец Мендоза сулит
почтенному дворянину огромные прибыли в совместной торговле. Сделка
будет скреплена рукою дочери Жерома — Луизы, которая станет женой
Мендозы, Жером с восторгом описывает красоту дочери. Но и Мендоза
не менее красноречиво рассказывает о достоинствах различных рыб,
демонстрируемых его слугами. На смену старикам приходят молодые.
Сын Жерома, пылкий Фердинанд, мечтает о прекрасной и своенравной
Кларе д’Альманца. Сумерки привели Антонио под окно его возлюбленной
Луизы. Свидание влюбленных прерывает голос рассерженного Жерома.
Обеспокоенному Жерому кажется, что нет страшнее напасти, чем опека
взрослой дочери. Он принимает решение немедленно выдать Луизу замуж
за Мендозу. На улицах гаснут огни. Севилья погружается в сон.
Луиза мечтает о счастье с Антонио. Жених, избранный отцом, внушает
ей чувство отвращения. Но упрямый старик поклялся не выпускать дочь
из дому, пока она не исполнит его волю. Тщетно Фердинанд пытается
защитить сестру, Жерома трудно переубедить. На помощь приходит
Дуэнья. Условившись с воспитанницей, она разыгрывает тайную
передачу любовного послания от Антонио. Жером перехватывает письмо
и в гневной запальчивости приказывает няньке покинуть дом. На этом
и был построен план женщин: в платье Дуэньи ускользает от отца
Луиза.
На набережной Севильи бойко торгуют рыбой. Мендоза доволен — дела
идут отлично. Карлос не разделяет восторгов друга. Он мечтает о
предметах, достойных рыцаря: драгоценных камнях, оружии, золоте.
Очаровательные беглянки, Луиза и Клара д’Альманца, также покинувшая
родной дом, но от злой мачехи, разрабатывают план дальнейших
действий. Клара рассердилась на Фердинанда и рассчитывает найти
себе приют в монастыре святой Екатерины. А Луиза, назвавшись именем
подруги, просит подошедшего Мендозу разыскать Антонио. Просьба
хорошенькой девушки по душе Мендозе: он полагает, что так сумеет
отвлечь внимание молодого человека от дочери дона Жерома.
С трепетом ожидает Мендоза свидания с невестой. Рассказ Жерома о
красоте дочери усиливает нетерпение рыботорговца. Но Луиза
почему-то капризничает и не хочет встречаться с женихом в
присутствии отца, Жером вынужден удалиться. Входит Дуэнья,
переодетая Луизой. Мендоза, заикаясь от волнения, просит красавицу
откинуть вуаль и… лишается дара речи: уж больно страшна и стара
невеста! Тотчас же ловкая Дуэнья переходит в наступление: она
восторгается бородой Мендозы, его мужественным видом. Лесть
завораживает жениха, он готов просить благословения Жерома. Но
Дуэнья далее плетет свои хитроумные интриги: Мендоза должен
выкрасть ее из родительского дома. Тот на все согласен. Предавшись
романтическим мечтам, он даже не замечает возвращения Жерома,
поздравляющего его с одержанной победой.
Медленно текут часы для Луизы, ожидающей Антонио. Но вот Мендоза
вводит ее возлюбленного. Радость молодых людей безгранична.
Обманутый Мендоза также доволен, думая, что избавился от соперника.
Он восторженно рассказывает новым друзьям о своей невесте и
предстоящем ее похищении. Луиза и Антонио лукаво ему поддакивают.
Их сердца полны любовью, они счастливы, что нашли друг друга.
Дон Жером с упоением музицирует, разыгрывая с друзьями любовный
менуэт. Но игра что-то не ладится. Жером никак не может понять,
зачем дочь тайно бежала с человеком, предназначенным ей в мужья.
Карлос приносит письмо от Мендозы с просьбой простить и
благословить его. Послание с аналогичной просьбой приносит чумазый
мальчишка от Луизы. Жером удивлен чудачеством дочери — почему бы не
написать им вместе? — и благословляет обоих, заказывая в честь
новобрачных парадный ужин.
В старом заброшенном саду женского монастыря одиноко бродит Клара:
неужели ей суждено навек остаться среди монахинь? С обнаженной
шпагой вбегает Фердинанд. Мендоза рассказал ему об измене
возлюбленной, и он решил отомстить Антонио. Ослепленный ревностью,
Фердинанд не узнает Клару, представшую перед ним в монашеском
одеянии. А Клара поверила наконец в искренность чувств Фердинанда и
вслед за ним покидает смиренную обитель, желая соединить свою
судьбу с любимым.
В пьяном разгуле проходит жизнь в мужском монастыре. Внезапное
появление клиентов заставляет монахов обратиться к пению
благочестивых псалмов: это Антонио и Мендоза пришли с просьбой
обвенчать их с возлюбленными. Звон монет из оброненного просителями
кошелька оказал магическое действие: настоятель согласен провести
обряд венчания.
К празднично освещенному дому Жерома съезжаются гости. А хозяину не
до них: молодых все нет, и Фердинанд куда-то исчез. Но вот
появляется счастливый Мендоза. Его супруга восторженно бросается на
шею «папочки» — и Жером с ужасом узнает в ней Дуэнью. Не замедлили
явиться и Луиза с Антонио, вместо объяснения протягивая письмо отца
с согласием на брак. Не успел Жером оправиться от изумления, как
перед ним упали на колени Фердинанд с монашкой. Совсем растерялся
отец, но вдруг в подруге сына он узнает Клару д’Альманца — одну из
самых богатых девушек Севильи. Потерпев убыток на замужестве
дочери, он компенсирует его женитьбой сына. А одураченный Мендоза
пусть убирается с нянькой прочь. С легкой душой развеселившийся
хозяин открывает свадебный пир.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Опера Прокофьева создана по пьесе «Дуэнья» Р. Б. Шеридана
(1751—1816), В ней наряду с меткостью остроумных комедийных
зарисовок большое место занимает утверждение светлых чувств молодых
влюбленных.
Композитор значительно усилил лирическое содержание пьесы.
Воображение композитора дорисовало поэтический фон развития
любовной интриги: ночной карнавал, набережную Севильи, заброшенный
женский монастырь.
Это расширило выразительные возможности комедии, придало ей
жизненную полнокровность.
Прокофьев создавал либретто на основе английского подлинника,
выполняя одновременно роль переводчика; стихотворные тексты писала
М. Мендельсон. В декабре 1940 года опера была закончена. Весной
следующего года Театр им. К. С. Станиславского в Москве предполагал
осуществить его постановку. Грозные события Великой Отечественной
войны помешали этому. Иные темы, иные образы волновали советских
людей, да и сам Прокофьев переключился на создание
героико-патриотической оперы «Война и мир». Только 3 ноября 1946
года «Дуэнья» была поставлена на сцене ленинградского Театра оперы
и балета им. С. М. Кирова.
МУЗЫКА
В «Дуэнье» комическое и лирическое начала сосуществуют на равных
основаниях. Музыка оперы искрится юмором, пленяет своей
мелодической красотой. С неистощимой фантазией, легко и
непринужденно композитор следует за живым, полным забавных
неожиданностей развитием интриги, с искренней симпатией обрисовывая
лирических героев.
Оркестровое вступление увлекает жизнерадостным весельем.
Оживленной музыкой сопровождается выход Жерома. Мендоза
скороговоркой посвящает его в свои планы. Затем они совместно поют
задорную песенку о рыбах, в сопровождении которой словно
воспроизводится плеск воды. В ариозо «Ах, как взглянете» Жером
расписывает красоту дочери; та же музыка звучит в ариозо Мендозы,
расхваливающего свой товар. Патетикой проникнуто признание
Фердинанда «Ах, Клара, Клара дорогая»; светла и поэтична серенада
Антонио, исполняемая под аккомпанемент гитары. В арии Жерома «Если
есть у вас дочь» комично пародируются жалобы старика на свою
беспокойную жизнь. Разнообразны танцы масок: легкое подвижное
пасспье, исполненная страстной неги ориенталия (восточный танец),
восхитительное болеро. Причудлива и изменчива тема, сопровождающая
редеющие группы участников карнавала. Три виолончели за кулисами
имитируют игру ансамбля бродячих музыкантов; им отвечают скрипки,
повторяющие веселый и задорный припев песенки о рыбах. Постепенно
музыка замирает, в завороженной ночной тишине медленно истаивают
последние звуки.
Грациозная прихотливая мелодия флейты сопровождает веселые проделки
Луизы в начале второй картины (второй акт). Диалогическая
сцена-дуэт «Конечно, конечно, Антонио не Крез» основана на
противопоставлении одухотворенной мечты Луизы и расчетливых
намерений Дуэньи. Полны комизма эпизоды перебранки Жерома с детьми
и его ссоры с Дуэньей.
Третью картину открывает разноголосый хор торговок рыбой. Смущение
и растерянность Луизы и Клары переданы в кратком дуэте «Ты бежала».
Поэтичная ариетта в ритме медленного вальса раскрывает чувства
Клары к Фердинанду. Диалогу девушек «Если б знала я» придает
непосредственность оттенок веселого озорства. Хвастливое
самодовольство рыботорговца ярко запечатлено в его речитативной
фразе «Мендоза хитрый мальчик». Рыцарственный склад души Карлоса
передан в романсе «Нет большего счастья», выдержанном в духе
старинного мадригала.
В четвертой — картине ариозо Жерома о прелестях дочери предваряет
сцену встречи Мендозы и Дуэньи. Льстивая вкрадчивость речи мнимой
Луизы закреплена в ее ариозо «Синьор, какое удивленье». Знойным
испано-цыганским колоритом отмечена песенка «Когда вокруг зеленой
девочки». Дуэт «Сегодня вечером» увлекает стремительным темпом.
Поэтичная музыка вступления к пятой картине (третий акт) рисует
тихий вечер. Задумчиво и нежно ариозо Луизы, мысли которой обращены
к Антонио. Центральный эпизод образует сцена их встречи: в оркестре
звучит вдохновенная тема серенады Антонио (из первого акта).
Квартет «Как светло на душе» (к влюбленным присоединяются Мендоза и
Карлос) являет собой совершенный образец лирического ансамбля
Прокофьева.
С бесподобным юмором обрисована сцена музицирования на дому у
Жерома в шестой картине.
В седьмой картине пленительную серенаду (дуэт Луизы и Антонио)
сменяет проникновенная сцена мечтаний Клары.
Восьмая картина (четвертый акт) содержит хлесткую сатиру обличающую
ханжеское лицемерие монахов. Застольная хоровая песня «Бутылка —
солнце нашей жизни» ярко обрисовывает захмелевших служителей
монастыря, их праздное времяпрепровождение; особенно впечатляет
вызывающе-удалой припев «Верится, мир веселый!».
Во вступлении к девятой картине смятенно и растерянно проходит в
оркестре тема арии Жерома «Если есть у вас дочь». Появление
счастливых пар новобрачных сопровождается музыкой, заимствованной
из предшествующих актов. Задорно и радостно звучит приветственный
хор гостей. Под конец развеселившийся Жером исполняет куплеты «Я
понимаю молодых», аккомпанируя себе на звонких, звучащих подобно
хрустальным колокольчикам, стаканах.
М. Друскин
Комментариев нет:
Отправить комментарий