Опера в 5 действиях, 6 картинах; либретто по одноименной поэме О. Туманяна написано самим композитором.Первое представление состоялось 4 августа 1912 года в Александрополе (в первой редакции).
Показана в Москве на декаде армянского искусства в октябре 1939 года (в современной редакции).
Действующие лица:
Ануш, сопрано
Capo, тенор
Моси, баритон
Староста (кехва), бас
Оган, бас
Мать Ануш, меццо-сопрано
Мать Capo, меццо-сопрано
Подруги Ануш, сопрано, меццо-сопрано
Шафер, баритон
Первое действие
Первая картина. Среди величественных гор Армении, в местности Лори ютится хижина, где живут Ануш, ее брат Моси и их мать. С волнением прислушивается Ануш к песне, которую поет невдалеке юноша Capo. Девушка готова броситься навстречу любимому, но мать удерживает ее. Только уступая настойчивым просьбам дочери, отпускает она Ануш к роднику, где собрались ее веселые подруги.
Вторая картина. Песнями и плясками заполняют досуг девушки. Каждая поет о своем любимом. Пришел и для Ануш долгожданный час — у родника Capo. Горячо и страстно рассказывает он Ануш о своей неутолимой любви к ней. Но девушка грустна, не верит она в свое счастье, томится злыми предчувствиями. Нелегко любящему Capo успокоить взволнованную Ануш.
Второе действие
Традиционные народно-бытовые сцены, сопровождающие празднование «амбарцума» (вознесения) в армянской деревне. Как всегда, общую торжественную хоровую песню сменяют пляска, хоровод, игры, затем следует борьба юношей и снова — песни, танцы. На просторной поляне участвуют в празднике Capo, задумчиво печальная Ануш, брат ее Моси. Молодежь просит Capo и Моси побороться. Моси не согласен. Если борются два друга, ни один из них не позволит себе бросить на землю другого и унизить его поражением, борьба должна кончиться вничью — таков древний обычай.
Наступает самый важный момент праздника — гадание девушек. Оно называется «джан-гюлюм» и, по обычаю, не может происходить в присутствии мужчин.
Девушки, оставшись одни, с пением народного «джан-гюлюма» (бытовой обрядовый напев) начинают гадать. Различные судьбы ожидают каждую. Но в общем для всех «джан-гюлюм» проходит благополучно. Только одной Ануш выпало зловещее предсказание: ее возлюбленного ждет неминуемая гибель. Возвратившийся Моси пытается успокоить сестру, отвести домой. Вбегает взволнованный печальной вестью о «джан-гюлюме» Capo. Взглянув в лицо любимого, Ануш теряет сознание.
Третье действие
Свадьба Ануш и Capo. Как всегда, шутит, пляшет, веселит гостей староста. Ему вторят шафера, гости. Пастухи — друзья Capo и Моси — приносят подарки, заводят веселый общий танец. Празднество в разгаре, забыты былые опасения, мрачные предсказания.
Староста предлагает Capo и Моси показать гостям свое искусство в дружеской борьбе. Гости горячо поддерживают предложение старосты. Capo и Моси выходят вперед, готовясь к схватке.
Староста с группой стариков подходит вплотную к борющимся, чтобы наблюдать за точным выполнением правил состязания. Боевой задор все больше овладевает юношами, но они хорошо помнят старинный священный обычай: ни один из них не смеет бросить противника на землю, иначе он нанесет ему смертельное оскорбление. Борьба — игра, победителей и побежденных здесь не должно быть. Случилось, однако, так, что в один из острых моментов состязания взгляд Capo упал на Ануш. Юноша увидел, с каким волнением следит любимая девушка за каждым поворотом борьбы, как восхищается мужеством, силой и ловкостью своего жениха. И Capo на мгновение забылся. С невероятной силой бросил он Моси на землю и завоевал запрещенную победу в дружеской борьбе. Как величайшее оскорбление, смываемое только кровью, воспринял Моси поступок Capo. Напрасно Ануш, староста, гости пытаются охладить гнев разъяренного Моси. «Плата за позор — нечестивца кровь» — восклицает он, омрачая свадьбу своей сестры.
Четвертое действие
Моси не может простить Capo кровной обиды. Возбужденный и гневный, он требует от Ануш полного разрыва с Capo. Устрашенная угрозами брата, Ануш обещает исполнить его волю. Но как только Моси удаляется, к девушке тайно приходит Capo. В холодную зимнюю ночь Ануш покидает родимый дом и вместе с Capo убегает в горы.
Вдали возникает зарево пожара. Горит кем-то подожженный стог Capo. Сбежавшийся народ не знает, кто поджигатель: одни говорят, что сам Capo поджег стог, чтобы прикрыть свое бегство с Ануш, другие считают это делом рук Моси. Но ему безразлично, что о нем думают. Он занят одной мыслью: настигнуть Capo и убить ненавистного обидчика.
Пятое действие
Дико и безлюдно в горах Лори, где скрывается Capo. Ануш ушла в деревню, надеясь склонить родных к примирению с Capo, а он остался один в ущелье. Здесь и настигает его пуля мстительного Моси.
Весть об убийстве Capo собрала в горное ущелье все население деревушки. Горько причитает над трупом сына старая мать. Напрасно подруги Ануш, ее мать и друзья пытаются утешить девушку. Она не слышит ни уговоров, ни слов утешений — горе лишило ее рассудка. С высокого обрыва бросается Ануш в волны Дебеда. И лишь печальная песня собравшихся у реки поселян провожает в последний путь девушку, павшую жертвой диких, варварских предрассудков старого патриархального быта.
Показана в Москве на декаде армянского искусства в октябре 1939 года (в современной редакции).
Действующие лица:
Ануш, сопрано
Capo, тенор
Моси, баритон
Староста (кехва), бас
Оган, бас
Мать Ануш, меццо-сопрано
Мать Capo, меццо-сопрано
Подруги Ануш, сопрано, меццо-сопрано
Шафер, баритон
Первое действие
Первая картина. Среди величественных гор Армении, в местности Лори ютится хижина, где живут Ануш, ее брат Моси и их мать. С волнением прислушивается Ануш к песне, которую поет невдалеке юноша Capo. Девушка готова броситься навстречу любимому, но мать удерживает ее. Только уступая настойчивым просьбам дочери, отпускает она Ануш к роднику, где собрались ее веселые подруги.
Вторая картина. Песнями и плясками заполняют досуг девушки. Каждая поет о своем любимом. Пришел и для Ануш долгожданный час — у родника Capo. Горячо и страстно рассказывает он Ануш о своей неутолимой любви к ней. Но девушка грустна, не верит она в свое счастье, томится злыми предчувствиями. Нелегко любящему Capo успокоить взволнованную Ануш.
Второе действие
Традиционные народно-бытовые сцены, сопровождающие празднование «амбарцума» (вознесения) в армянской деревне. Как всегда, общую торжественную хоровую песню сменяют пляска, хоровод, игры, затем следует борьба юношей и снова — песни, танцы. На просторной поляне участвуют в празднике Capo, задумчиво печальная Ануш, брат ее Моси. Молодежь просит Capo и Моси побороться. Моси не согласен. Если борются два друга, ни один из них не позволит себе бросить на землю другого и унизить его поражением, борьба должна кончиться вничью — таков древний обычай.
Наступает самый важный момент праздника — гадание девушек. Оно называется «джан-гюлюм» и, по обычаю, не может происходить в присутствии мужчин.
Девушки, оставшись одни, с пением народного «джан-гюлюма» (бытовой обрядовый напев) начинают гадать. Различные судьбы ожидают каждую. Но в общем для всех «джан-гюлюм» проходит благополучно. Только одной Ануш выпало зловещее предсказание: ее возлюбленного ждет неминуемая гибель. Возвратившийся Моси пытается успокоить сестру, отвести домой. Вбегает взволнованный печальной вестью о «джан-гюлюме» Capo. Взглянув в лицо любимого, Ануш теряет сознание.
Третье действие
Свадьба Ануш и Capo. Как всегда, шутит, пляшет, веселит гостей староста. Ему вторят шафера, гости. Пастухи — друзья Capo и Моси — приносят подарки, заводят веселый общий танец. Празднество в разгаре, забыты былые опасения, мрачные предсказания.
Староста предлагает Capo и Моси показать гостям свое искусство в дружеской борьбе. Гости горячо поддерживают предложение старосты. Capo и Моси выходят вперед, готовясь к схватке.
Староста с группой стариков подходит вплотную к борющимся, чтобы наблюдать за точным выполнением правил состязания. Боевой задор все больше овладевает юношами, но они хорошо помнят старинный священный обычай: ни один из них не смеет бросить противника на землю, иначе он нанесет ему смертельное оскорбление. Борьба — игра, победителей и побежденных здесь не должно быть. Случилось, однако, так, что в один из острых моментов состязания взгляд Capo упал на Ануш. Юноша увидел, с каким волнением следит любимая девушка за каждым поворотом борьбы, как восхищается мужеством, силой и ловкостью своего жениха. И Capo на мгновение забылся. С невероятной силой бросил он Моси на землю и завоевал запрещенную победу в дружеской борьбе. Как величайшее оскорбление, смываемое только кровью, воспринял Моси поступок Capo. Напрасно Ануш, староста, гости пытаются охладить гнев разъяренного Моси. «Плата за позор — нечестивца кровь» — восклицает он, омрачая свадьбу своей сестры.
Четвертое действие
Моси не может простить Capo кровной обиды. Возбужденный и гневный, он требует от Ануш полного разрыва с Capo. Устрашенная угрозами брата, Ануш обещает исполнить его волю. Но как только Моси удаляется, к девушке тайно приходит Capo. В холодную зимнюю ночь Ануш покидает родимый дом и вместе с Capo убегает в горы.
Вдали возникает зарево пожара. Горит кем-то подожженный стог Capo. Сбежавшийся народ не знает, кто поджигатель: одни говорят, что сам Capo поджег стог, чтобы прикрыть свое бегство с Ануш, другие считают это делом рук Моси. Но ему безразлично, что о нем думают. Он занят одной мыслью: настигнуть Capo и убить ненавистного обидчика.
Пятое действие
Дико и безлюдно в горах Лори, где скрывается Capo. Ануш ушла в деревню, надеясь склонить родных к примирению с Capo, а он остался один в ущелье. Здесь и настигает его пуля мстительного Моси.
Весть об убийстве Capo собрала в горное ущелье все население деревушки. Горько причитает над трупом сына старая мать. Напрасно подруги Ануш, ее мать и друзья пытаются утешить девушку. Она не слышит ни уговоров, ни слов утешений — горе лишило ее рассудка. С высокого обрыва бросается Ануш в волны Дебеда. И лишь печальная песня собравшихся у реки поселян провожает в последний путь девушку, павшую жертвой диких, варварских предрассудков старого патриархального быта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий