С древних времен эта местность, расположенная на слиянии источников Алка
и Баса, была заселена. Археологические раскопки обнаружили здесь
римские монеты, латинские надписи, фрагменты саркофагов. Монастырь Санта
Мария в Алкобасе, первое аббатство ордена цистерцианцев в Португалии,
основал в 1152 году король Афонсо Энрикеш I, согласно преданию, по
обету, данному им перед взятием Сантарена у мавров. Строительство
аббатства, образцом которого послужила архитектура ордена в Клерво,
охватило период с 1178 по 1252 год.
Архитектурный ансамбль в Алкобасе включает церковь, рефекторий
(трапезную), зал капитула, дормиторий (спальню), библиотеку, кухню и
подсобные постройки. Высокие, укрепленные контрфорсами зубчатые стены с
узкими окнами создают впечатление по-романски суровой пластики объемов.
Фасад церкви выходит на городскую площадь, он значительно перестроен в
1725 году в форме барокко: массивные башни-колокольни по углам, между
ними фронтонная композиция с волютами и статуей богоматери,
раскрепованные линии орнаментированных карнизов, мраморные статуи свята
Бенедикта и Бернарда в нишах, эффектная каменная лестница с обелисками,
достигающими четырех метров в высоту. От старого готического фасада
сохранились ажурная каменная роза на втором этаже и перспективный портал
с шестью гладкими архивольтами арок стрельчатых очертаний.
Тем неожиданнее открывается взору внутреннее пространство храма. В плане это трехнефная базилика с трансептом, завершенная венком капелл. Интерьер сильно вытянут в длину (106 м), нефы одинаковой высоты (19,2 м), но ширина центрального нефа почти в два раза больше боковых. В узких боковых нефах-коридорах особенно ощутима устремленность ввысь стройных опорных столбов. Впечатление пространственного размаха огромной паломнической церкви усиливается тем, что ее центральный неф совершенно свободен, в настоящее время в нем нет даже многочисленных рядов скамей для молящихся. Созерцание интерьера алкобасской церкви предполагает у зрителя развитое чувство архитектурного образа. Здесь нет ничего, что отвлекало бы внимание от восприятия языка великого искусства— архитектуры. Язык этот безупречен в соотношении пропорций, в организации пространства и пластических масс, в каждом абсолютно точно найденном по месту расположения, завершенности и ритмической выразительности элементе архитектурного целого. Так воспринимаются круг розы в перспективе центрального нефа, рисунок окон в отрезках трансепта, вся композиция деамбулатория (сквозной проход вокруг хора, соединяющий боковые нефы) из девяти радиально расходящихся капелл. Естественно вписываются в отрезки трансепта прославленные надгробия короля Педро I и Инеж де Каштру.
Мастера, создавшие этот храм, сумели вернуть, впоследствии в значительной мере утраченное, чувство первозданной красоты камня, свойственное древним эпохам. Бледно-золотистый камень Алкобасы полон земной силы, природной мощи и вместе с тем одухотворен. Огромная роль принадлежит свету, ровному, спокойному, заливающему все пространство церкви и достигающему ее затененных углов.
После этого храма многие другие готические интерьеры знаменитых соборов Европы кажутся затесненными, сумрачными, не столь эстетически совершенными. Остальные монастырские сооружения решены в едином строгом стиле. Выразителен зал рефектория с его суровой гладью стен, высокими сводами, опирающимися на массивные и стройные опоры. Вырубленная в северной стене лестница с пятью арочными пролетами на тонких колоннах ведет к кафедре проповедника. Оттеняя своими легкими камерными формами мощную пластику зала, изящный архитектурный мотив красиво вписывается в его пространство.
Примыкающий с юга к церкви квадратный внутренний двор, называемый
клуатром Диниша I или клуатром Тишины (1308—1311, строители Доминго
Домингеш и мастер Диого), состоял первоначально, как и клуатр собора в
Коимбре, из одной нижней галереи.
Круглые, широко перекинутые арки охватывают здесь группу более мелких
арочек, опирающихся на сдвоенные колонки. В тимпане каждой из больших
арок помещено круглое углубленное окно.
Массивные сводчатые обходные галереи погружены в золотистую тень.
Пронизанные светом арочные проемы подобны сверкающим вставкам в толще
стен. Мерный ритм арок и колонок повторяют солнечные пятна на каменном
полу галерей.
В движении по этим словно бесконечным анфиладам есть что-то
завораживающее.
Магия света и тени исчезает при выходе в открытое пространство двора.
Здесь возникают новые впечатления. Двор, предназначенный для прогулок и
отдыха монахов среди боскетов зелени и цветов, кажется сравнительно
небольшим. Отсюда открывается целиком его архитектурная композиция.
Верхняя, более плоскостная и декоративная галерея была пристроена в
1515—1521 годах. Тогда же воздвигли фонтан в северной стороне. Легкая с
широкими арками верхняя галерея повторяет мотив подчинения мелких форм
крупным, который господствует в нижнем ярусе. Разновременные части
клуатра удачно сочетаются друг с другом, в чем проявились вкус и
мастерство создателей аркады XVI века зодчего Жоана де Каш-тильо и
скульптора Никола Шантерена.
Ансамбль монастыря в Алкобасе— один из прекраснейших памятников португальского искусства—знаменует утверждение новых для страны художественных принципов готики.
Центральный неф церкви Санта Марии в Алкобасе |
Тем неожиданнее открывается взору внутреннее пространство храма. В плане это трехнефная базилика с трансептом, завершенная венком капелл. Интерьер сильно вытянут в длину (106 м), нефы одинаковой высоты (19,2 м), но ширина центрального нефа почти в два раза больше боковых. В узких боковых нефах-коридорах особенно ощутима устремленность ввысь стройных опорных столбов. Впечатление пространственного размаха огромной паломнической церкви усиливается тем, что ее центральный неф совершенно свободен, в настоящее время в нем нет даже многочисленных рядов скамей для молящихся. Созерцание интерьера алкобасской церкви предполагает у зрителя развитое чувство архитектурного образа. Здесь нет ничего, что отвлекало бы внимание от восприятия языка великого искусства— архитектуры. Язык этот безупречен в соотношении пропорций, в организации пространства и пластических масс, в каждом абсолютно точно найденном по месту расположения, завершенности и ритмической выразительности элементе архитектурного целого. Так воспринимаются круг розы в перспективе центрального нефа, рисунок окон в отрезках трансепта, вся композиция деамбулатория (сквозной проход вокруг хора, соединяющий боковые нефы) из девяти радиально расходящихся капелл. Естественно вписываются в отрезки трансепта прославленные надгробия короля Педро I и Инеж де Каштру.
Мастера, создавшие этот храм, сумели вернуть, впоследствии в значительной мере утраченное, чувство первозданной красоты камня, свойственное древним эпохам. Бледно-золотистый камень Алкобасы полон земной силы, природной мощи и вместе с тем одухотворен. Огромная роль принадлежит свету, ровному, спокойному, заливающему все пространство церкви и достигающему ее затененных углов.
После этого храма многие другие готические интерьеры знаменитых соборов Европы кажутся затесненными, сумрачными, не столь эстетически совершенными. Остальные монастырские сооружения решены в едином строгом стиле. Выразителен зал рефектория с его суровой гладью стен, высокими сводами, опирающимися на массивные и стройные опоры. Вырубленная в северной стене лестница с пятью арочными пролетами на тонких колоннах ведет к кафедре проповедника. Оттеняя своими легкими камерными формами мощную пластику зала, изящный архитектурный мотив красиво вписывается в его пространство.
Боковая галерея двора Диниша I |
Ансамбль монастыря в Алкобасе— один из прекраснейших памятников португальского искусства—знаменует утверждение новых для страны художественных принципов готики.
Комментариев нет:
Отправить комментарий