Опера в трех действиях (шести картинах); либретто В. Буренина и композитора по поэме А. С. Пушкина «Полтава».
Впервые поставлена 3 (15) февраля 1884 г. в Большом театре в Москве.
Впервые поставлена 3 (15) февраля 1884 г. в Большом театре в Москве.
Действующие лица:
- Мазепа, гетман (баритон)
- Кочубей (бас)
- Любовь, его жена (меццо-сопрано)
- Мария, их дочь (сопрано)
- Андрей (тенор)
- Орлик, палач (бас)
- Искра, друг Кочубея (тенор)
- Пьяный казак (тенор)
- Казаки, казачки, гости, слуги Кочубея, сердюки, монахи, палачи
Действие происходит на Украине в начале XVIII века.
Первое действие
Первая картина. На всю великую Украину славятся несметные богатства
стольника Петра I Кочубея, но главная его гордость — прекрасная дочь. К
ней собираются подруги в день летнего народного праздника. Но ни
хороводы, ни игры, ни песни, ни любовь молодого казака Андрея не радуют
ее. Ее мысли заняты гостящим у отца гордым старцем, гетманом Мазепой. И
Мазепа отвечает Марии тем же пылким чувством; он просит у Кочубея ее
руки. Кочубей изумлен, рассержен предложением семидесятилетнего гетмана.
Просьбы гостя становятся все настойчивее, они переходят в требования, и
в ответ на них Кочубей просит Мазепу оставить его дом. Напрасно Мария,
ее мать и гости стараются успокоить ссорящихся. Оскорбленный Мазепа и —
после мучительных колебаний — Мария уходят вместе, охраняемые стражей
гетмана.
Вторая картина. Тишина и печаль царят в доме Кочубея. Мать, оплакивая
Марию, словно умершую, обращается к мужу, советуя ему прибегнуть к
помощи надежных людей и отомстить ненавистному Мазепе. Но Кочубей и сам,
неотступно думая о мести, решил посвятить в свои планы жену, преданного
Искру и Андрея. Еще в дни былой дружбы он не раз слышал от гетмана о
«грядущих измененьях, переговорах...». Поняв уже тогда намерение Мазепы
перейти на сторону шведов, Кочубей обдумывает теперь свой донос русскому
царю. Он хорошо понимает, с каким риском связано его дело: Петр I
бесконечно верит Мазепе. Знает об этом и Андрей, вызвавшийся лично
доставить донос в столицу.
Второе действие
Первая картина. Сырые и холодные подземелья Белоцерковского дворца. В
одном из них сидит прикованный к стене цепями Кочубей. Подтвердилось
худшее его предположение: Петр I не поверил доносу и отдал доносчика в
руки Мазепы: «Заутра казнь...» Бессильное отчаяние овладевает Кочубеем.
Мрачные размышления прерываются появлением прислужника Мазепы Орлика. От
имени гетмана он требует признания о спрятанных Кочубеем кладах.
Услышав решительный отказ выдать тайну, разъяренный Орлик приказывает
вновь пытать узника.
Вторая картина. Мазепа любуется красотой украинской ночи с балкона
своего дворца. Но ни красота, ни мысли о Марии не могут смягчить в его
душе. Вошедшему Орлику отдается приказ готовить казнь Кочубея.
К гетману неслышно подходит Мария. Беспокойством и ревнивыми
подозрениями полно ее сердце. Успокаивая ее, Мазепа раскрывает Марии
свою тайну: «... быть может, трон воздвигну я!» Мария с восторгом
выслушивает это признание и в ответ на осторожный вопрос гетмана, кто ей
дороже — он или отец, в ослеплении отвечает: «Ты мне всего, всего
дороже!»
Однако оставшись одна, Мария вновь оказывается во власти тревожных
предчувствий, неожиданно появляется проникшая сюда с риском для жизни
мать, которая умоляет дочь спасти отца. С ужасом узнает о готовящейся
расправе над Кочубеем и, увлекаемая матерью, спешит к месту казни.
Третья картина. Толпы народа заполнили поле в окрестностях Белой
Церкви: здесь должна свершиться казнь. Появляются палачи с топорами,
проезжает на коне Мазепа, сопровождаемый возмущенными возгласами народа,
распевает песенку пьяный казак. Стража гетмана и монахи ведут
осужденных. В предсмертной молитве опускаются на колени Кочубей и Искра,
а затем, обняв друг друга, всходят на эшафот. Прибежавшие на поле мать и
Мария уже не могут остановить происходящее — казнь совершается.
Третье действие
Отгремело Полтавское сраженье. Вместе со шведами спешит покинуть
Украину Мазепа. Тщетно искал его во время боя Андрей. И теперь, прийдя к
разрушенной усадьбе Кочубея, он особенно остро переживает потерянную
возможность мести. Слышится конский топот — это Мазепа и Орлик спасаются
от преследования. С обнаженной саблей бросается навстречу своему врагу
Андрей, но Мазепа опережает его, смертельно ранив выстрелом из
пистолета. Всходит луна, и в ее призрачном свете появляется из-за
деревьев Мария. Зрелище смерти отца лишило ее рассудка. С ужасом и болью
смотрит на нее Мазепа, но Орлик торопит его и, спасая свою жизнь,
гетман скрывается вместе с ним. Неожиданно Мария замечает раненого
Андрея. Не узнав его, она принимает его за ребенка, уснувшего в траве...
Положив его голову к себе на колени, она поет умирающему колыбельную
песню.
Чайковский сочинил оперу «Мазепа» в 1881-1883 годах. Случилось это
после чтения в Каменке, на Украине, в доме сестры композитора А. И.
Давыдовой Пушкинской «Полтавы»: «Полтава очень соблазняет меня»; «...в
один прекрасный день я перечел поэму Пушкина, был тронут некоторыми
красивыми сценами и стихами и начал со сцены между Марией и Мазепой,
которая без изменений перенесена из поэмы в либретто».
Обращение Чайковского к исторической тематике после создания им
«лирических сцен» по Онегину — явление весьма оригинальное. Словно найдя
себя в области оперы, создав лирический шедевр, Чайковский вновь
погружается в поиски тем, сюжетов. И вот в поле его зрения эпизод из
русской истории, воплощенный в поэме Пушкина «Полтава». Примечательно,
что ко времени обращения Чайковского к этому сюжету уже существовали
оперы по этой поэме Пушкина, которые назывались «Полтава», «Мария».
Чайковский выносит в название и, тем самым, главным героем выбирает
Мазепу, то есть как бы с точки зрения Пушкина и русских историков
отрицательного героя. Но следует заметить, что в европейской литературе к
тому времени существовал другой литературный источник этого сюжета —
стихотворение В. Гюго. Чайковский без сомнения знал его, равно как и
поэму Ф. Листа по этому стихотворению Гюго. В ней Мазепа — романтический
герой, мученик. Очевидно, что «Мазепа» Чайковского — это своеобразный
сплав всех литературных источников и трактовок этого исторического
персонажа. Чайковский в основном сам конструирует либретто на основе
либретто, подготовленного писателем Бурениным для композитора К. Ю.
Давыдова.
Чайковский прежде всего лирик, поэтому несмотря на наличие батальной
сцены («Полтавский бой»), народных жанровых сцен, в центре драматургии
лирические эпизоды главных действующих лиц. Особыми чертами он наделяет
образ стареющего Гетмана, натуры сильной, неординарной, в чем-то
привлекательной. Ему в уста вложена прекрасная музыка, исполненная
благородства и сдержанной красоты. Это обстоятельство делает лирическую
драму между Марией, Андреем и Мазепой еще более острой и неоднозначной.
Чайковский в опере «Мазепа» продолжил пушкинскую линию в своем
творчестве, но сделал это и в данном случае со свойственным ему
своеобразием и лирическим переосмыслением.
«Мазепа» — опера, не знающая выдающихся постановок. Хотя отдельные
номера из неё исполнялись знаменитыми певцами. Причины этого явления,
очевидно, в сложности трактовки композитором сюжета. Это не чисто
героическая опера, неоднозначно трактуется известное историческое
событие, а поэтому представляется, что открытие этой оперы на сцене еще
впереди.
П. Е. Вайдман
История создания
Летом 1881 года во время отдыха на Украине, в любимой Каменке,
Чайковский набросал план оперы на сюжет пушкинской поэмы «Мазепа»
(1828). «В один прекрасный день, — рассказывает он, — я перечел
либретто, прочел поэму Пушкина, был тронут некоторыми сценами и
стихами — и начал со сцены между Марией и Мазепой, которая без
изменения перенесена из поэмы в либретто». В распоряжении
композитора было либретто, созданное В. П. Бурениным (1841—1926)
для композитора К. Ю. Давыдова, известного виолончелиста и
тогдашнего директора Петербургской консерватории. Но Давыдов
отказался от своего замысла, уступив сюжет «Мазепы» Чайковскому. Не
без колебаний приступил композитор к сочинению музыки.
Необходимость сочетать личную драму Марии с эпическими картинами
Полтавской битвы, с историей заговора коварного гетмана ставила
перед ним трудную задачу. Вспоминая о своей работе над «Мазепой»,
Чайковский отмечал, что ни одно большое сочинение не давалось ему с
таким трудом. Однако сила и обаяние пушкинских стихов, неповторимая
яркость образов были могучим творческим стимулом. Партитура оперы,
над которой Чайковский работал более двух лет, была готова в апреле
1883 года.
Первые спектакли «Мазепы» состоялись в Москве в Большом театре 3
(15) февраля 1884 года и в Петербурге в Мариинском театре 7 (19)
февраля того же года. Опера имела скромный успех, спустя два сезона
была снята с репертуара и возобновлена в Мариинском театре лишь в
1903 году. Однако в репертуар советских театров эта опера вошла как
одно из выдающихся произведений русского музыкального искусства.
Мазера
«Мазепа» занимает в творчестве Чайковского особое место. Остро
конфликтная личная драма развертывается здесь на широком
историческом фоне, а музыкально-драматургическое решение сочетает в
себе принципы лирико-психологической и исторической оперы. Рядом с
интимными лирически окрашенными сценами возникают развитые хоровые
и симфонические эпизоды, которые воссоздают бурное дыхание и
драматизм действительных исторических событий.
В оркестровом вступлении сопоставляются контрастные музыкальные
эпизоды; одни, связанные с образом мстительного гетмана, вызывают
представление о дикой, стремительной скачке, другие, светлые,
лирически напевные, повествуют о его любви.
Нежная девичья песня в народном духе открывает первую картину.
Взволнованное ариозо Марии «Какой-то властью непонятной» — ее
исповедь тайной любви. Дуэт Марии и Андрея, насыщенный
драматическими переживаниями, сменяется развернутой народной
массовой сценой, в которой чередуются торжественная музыка выхода
Мазепы, игровая песня «Нету, нету здесь мосточка» и зажигательный
гопак. В сцене ссоры Мазепы и Кочубея, вслед за чувственным ариозо
гетмана «Мгновенно сердце молодое», возникает развернутый ансамбль
с хором. Музыка финала первой картины звучит угрожающе и властно.
В начале второй картины — ариозо-причитание Любови «Где ты, мое
дитятко», задушевная печальная песня, подхватываемая хором женщин.
Ария Кочубея «В былые дни, когда с Мазепой» выдержана в
сурово-повествовательных тонах. Следующая его ария «Нет, дерзкий
хищник» полна решимости. Финальная сцена заговора против Мазепы —
большой ансамбль, перерастающий в мощный хор.
Лаконичное скорбное вступление к первой картине второго акта рисует
страдания Кочубея, которым противопоставлена мстительность и злоба
Мазепы (средний эпизод вступления). Суровым драматизмом проникнута
ария Кочубея «Что смерть? Давно желанный сон». Его речитатив и
ариозо «Три клада» выразительно передают благородство и внутреннюю
силу человека, убежденного в своей правоте.
Оркестровое вступление ко второй картине воплощает контраст между
умиротворенной поэтичной летней ночью и жестокостью Мазепы. В
монологе Мазепы «Тиха украинская ночь» выражены его душевная
смятенность и буйное властолюбие. В ариозо Мазепы «О Мария» облик
его раскрывается с лучшей стороны; светлым покоем и лаской дышит
широко льющаяся мелодия. Сцена, в которой небольшие ариозо Марии,
овеянные тоской и нежностью, трепетностью чувств, перемежаются с
диалогами, венчается рассказом гетмана о заговоре «Давно замыслили
мы дело»; в оркестре сначала приглушенно и таинственно, а затем
мощно и торжествующе звучит суровый, чеканный марш. Небольшой
монолог Марии «О милый мой» полон упоения, восторга. Глубоким
драматизмом насыщен рассказ матери о предстоящей казни. Картина
завершается большим дуэтом Марии и Любови, в котором настойчиво
повторяется музыкальная тема их волнения и ужаса.
Третья картина, казнь, — одна из самых мрачных в опере. Это
развернутая массовая хоровая сцена, пронизанная нервным
беспокойством. Шуточная песня пьяного казака вносит трагический
оттенок. Грозный и торжественный, постепенно нарастающий марш
противостоит скорбной молитве осужденных, которую подхватывает хор.
Картина заканчивается лаконичной музыкальной характеристикой
Мазепы; вслед за ней, как эпитафия, возникает музыка из
предсмертной молитвы казненных.
Третьему акту предшествует симфонический антракт «Полтавский бой» —
батальная картина, живописующая битву русских со шведами, торжество
победы и триумфальное шествие русских войск; это один из выдающихся
образцов русской программной музыки.
Финал оперы открывается арией Андрея «Осиротел пустынный дом»,
обрисовывающий его мягкий, задушевный облик. Сцена последней
встречи Мазепы и Марии исполнена подлинного трагизма; обрывки
нежных любовных признаний сменяются острой, изломанной музыкой,
передающей безумие Марии. Краткий симфонический эпизод изображает
скачку Мазепы и Орлика (музыка увертюры). Колыбельная Марии «Спи,
младенец мой прекрасный», нежная, светлая и ласковая, завершает
оперу.
М. Друскин
Комментариев нет:
Отправить комментарий