Игорь Стравинский. Балет «Аполлон Мусагет»

Серж Лифарь и Александра Данилова в балете «Аполлон Мусагет», 1928.
Балет на музыку Игоря Стравинского в двух картинах. Либретто И. Стравинского.

Действующие лица

  • Аполлон
  • Каллиопа
  • Полигимния
  • Терпсихора
  • Две богини
Действие происходит на греческом острове Делос в мифологические времена.

История создания

После окончания в 1912 году «Весны священной» Стравинский еще не раз возвращался к жанру балета, но уже не в «чистом» виде, а непрерывно экспериментируя. Так, в 1922 году в парижской Grand Opera состоялась премьера написанной в 1917 году «Байки про Лису, Петуха, Кота да Барана», определенной композитором как веселое представление с пением и музыкой, в 1918 году была сочинена «Сказка о беглом солдате и черте, читаемая, играемая и танцуемая». В 1920 году был написан балет с пением «Пульчинелла» — стилизованный на основе отрывков из музыки композитора начала XVIII века Дж. Перголези и поставленный на сцене Grand Opera труппой Русского балета Дягилева. Наконец, в 1923 году в парижском театре «Тэте лирик» состоялось первое представление «Свадебки», названной автором «Les noces, хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты из собрания П. Киреевского». И лишь через четыре года после этого композитор возвращается к чисто оркестровому решению балета. Однако и это — новый этап его творчества. Вслед за так называемым «русским периодом», когда Стравинский опирался на богатейшие пласты русского национального фольклора, после разнообразных жанровых экспериментов, он приходит к строгому конструктивизму: стремлению воплотить по-новому старинные классические формы, «...в классическом танце я вижу торжество вдумчивой композиции над расплывчатостью, правила над произволом, порядка над "случайностью"», — писал композитор. «Аполлон Мусагет» стал последним из балетов Стравинского, поставленным дягилевской труппой.
Премьера состоялась в парижском театре Сары Бернар 12 июня 1928 года в хореографии Дж. Баланчина (Георгий Мелитонович Баланчивадзе, 1904—1983), одного из самых знаменитых балетмейстеров XX века, получившего образование в петербургских Театральном училище и Консерватории и с 1925 года связавшего свою судьбу с труппой Дягилева. Сын и брат известных грузинских композиторов, Баланчин был и сам чрезвычайно музыкален и в своих постановках, опираясь на богатейшие традиции русской балетной школы, исходил из музыки и ее закономерностей. Еще до парижской премьеры балет был показан в Вашингтоне, на фестивале камерной музыки в зале Библиотеки конгресса, в постановке балетмейстера А. Больма (1884—1951), также выходца из России. Впоследствии «Аполлон Мусагет» шел на многих сценах мира.
В двух картинах балета (первая, собственно, является прологом к основной, второй), которые распадаются на десять эпизодов, воплощен миф об Аполлоне, покровителе искусств. Из девяти муз, дочерей верховного бога греческого пантеона Зевса и богини памяти Мнемосины, в балете действуют три музы — Каллиопа, «прекрасноголосая», муза эпической поэзии и науки, Полигимния, муза гимнической поэзии и музыки, и Терпсихора, муза танца. Для передачи античных образов Баланчин талантливо использовал обновленный и обогащенный классический танец.

Сюжет

На острове Делос (первоначальное название — Астерия) в глубине пещеры рождается сын Зевса от дочери титанов Коя и Фебы, персонифицирующей забвение Лето. Аполлон появляется из пещеры, у подножия скал, делая первые, еще неловкие движения. Две богини подходят к нему, чтобы сопровождать в жилище богов, на гору Олимп. Они надевают на Аполлона золотой пояс в знак его божественного происхождения, обвивают чело виноградными гроздьями и вкладывают в руки арфу — символ искусства. По воле своего отца он должен стать покровителем искусств.
Аполлон на Олимпе. Он овладел искусством игры на арфе, а теперь делает первые шаги в танце. Подходят музы Полигимния, Терпсихора и Каллиопа и склоняются перед своим повелителем — водителем муз Мусагетом. Аполлон предпочитает Терпсихору двум другим музам. Все прославляют великую силу искусства.

Музыка

В основе балета лежит модернизированная схема танцевальных форм эпохи Люлли (1632—1687). Основное внимание композитор уделяет мелодии: «Возвращение к изучению и разработке мелодии с точки зрения исключительно музыкальной показалось мне своевременным и даже настоятельно необходимым, — пишет Стравинский в «Хронике моей жизни». — Вот почему мысль написать музыку, где все бы тяготело к мелодическому принципу, неудержимо меня привлекала». Музыка почти полностью диатонична. В ней применены переменные метры и линеарность как противоположность традиционным гармониям. Рафинированность, хрупкость и изящество произведения подчеркнуты использованием исключительно струнных инструментов.
Л. Михеева

Картина первая. Пролог. Рождение Аполлона.
Вот как описывает его композитор: «Я предпослал этой аллегории пролог, изображающий рождение Аполлона. Схватки начались, говорится в мифе, и Лето почувствовала приближение родов, и она охватила обеими руками ствол пальмы, и оперлась коленями на нежную траву, и земля под ней улыбнулась, и ребенок прянул к свету... Богини чисто и целомудренно омыли его в прозрачной воде и запеленали его в белую свежую ткань, и скрепили эту ткань золотым поясом».
Ночь на Делосе, одном из островов Эгейского моря. На темно-синем небе сверкают звезды. В глубине острова среди скал по приказу всемогущего Зевса Лето дает жизнь ребенку. Так рождается Аполлон, сын Зевса.
У подножья скал появляется божественное дитя, озаренное лучами восходящего солнца. Стараясь освободиться от мешающих ему покровов, Аполлон делает неловкие, угловатые движения.
Картина вторая. Аполлон, сын Зевса и Лето,— греческий бог Солнца, гармонии и искусств, покровитель муз,— постигает мастерство игры на арфе и искусство танца. Вариация Аполлона.
Приближаются две богини, чтобы сопровождать его на Олимп. Они угощают Аполлона нектаром и амброзией, надевают золотой пояс — знак его божественного происхождения, окружают чело золотыми виноградными гроздьями и вручают арфу — символ искусства, покровителем которого по воле Зевса он будет.
Аполлон еще не знает, для чего ему арфа. Богини показывают, как на ней играть. Несмелыми движениями Аполлон касается струн, и они отвечают ему еле слышным звоном. Так Аполлон делает первые шаги в искусстве музыки. Вместе с сопровождающими его богинями он отправляется на Олимп.
...На залитой солнцем лужайке стоит молодой бог в короткой золотой тунике. В руках у него арфа, искусством игры на которой он уже овладел. Сопровождая аккордами своей арфы доносящиеся до него звуки скрипки, Аполлон начинает танцевать. Неуверенные, робкие позы постепенно сменяются все более и более смелыми танцевальными движениями. И в этом искусстве он делает первые шаги. Он кладет арфу на землю и, отдавшись во власть звучащей в его душе музыки, передает ее смысл в прекрасном танце.
С трех сторон к нему приближаются музы — Полигимния (муза пения), Терпсихора (муза танца) и Каллиопа (муза эпоса и героических песен). Они склоняются перед своим предводителем Мусагетом. Каждой из трех Аполлон вручает символ ее искусства. Каллиопа получает таблицу для письма, Терпсихора — лиру, а Полигимния — маску. Аполлон велит показать, как в дальнейшем разовьется искусство танца, пения и героического эпоса.
Музы состязаются перед Аполлоном в искусствах. Вариации Каллиопы, Полигимнии и Терпсихоры. «Число муз я ограничил тремя, избрав Каллиопу, Полигимнию и Терпсихору как наиболее характерных для хореографического искусства,— поясняет композитор.— Каллиопа, получающая от Аполлона стилос для письма и дощечки, олицетворяет поэзию и ее ритм. Полигимния с пальцем у рта воплощает мимику. Кассиодор говорит: Эти говорящие пальцы, это красноречивое молчание, эта выразительность жеста являются, по преданию, изобретением музы Полигимнии. Она хотела показать, что люди могут выражать свои желания без помощи слов. И, наконец, Терпсихора, соединяющая в себе ритм поэзии и красноречие жеста, открывает миру танец и благодаря этому находит себе почетное место среди муз Мусагета».
Первой выступает Каллиопа в ритме классического двенадцатистопного стиха Буало. Танцуя с табличкой в руках, она старается понравиться Аполлону и сочиняет стихи, прославляющие Мусагета. Окончив танец-стих, Каллиопа с волнением ждет похвалы. Но Аполлон не очень доволен.
Со своим танцем выступает Полигимния. В веселом, жизнерадостном танце она забывает о том, что лицо ее должно оставаться неподвижным, а уста сомкнутыми. Она отнимает палец от губ, и на них появляется улыбка. Еще мгновение — и она заговорит. Слишком поздно спохватывается муза. Аполлон сурово осуждает ее ошибку.
Подняв высоко над головой лиру, начинает свой танец Терпсихора. Она легко парит в танце, едва касаясь земли. Ее движения так выразительны, что, не произнося ни слова, отдаваясь ритму и мелодии, Терпсихора рассказывает о переполняющей ее радости. Аполлон хвалит музу танца и торжественно выходит на середину площадки. Он сам будет танцевать! Простирая руки к небу, Аполлон обращается к Олимпу — жилищу богов: им он посвящает свой танец, полный покоя и совершенства.
Достигнув в танце соразмерности и гармонии всех движений и поз, он являет музам идеал, к которому они должны стремиться. Окончив танец, Аполлон показывает музам, как важны покой и неподвижность, из которых рождаются полные огня движения.
Терпсихора, восхищенная танцем Аполлона, протягивает к нему руки; Аполлон отвечает таким же движением, и они танцуют прекрасный заключительный танец, прославляющий красоту и великую силу искусства. Каллиопа и Полигимния присоединяются к ним, образуя торжественное завершение сцены.
«После нескольких аллегорических танцев, предназначенных для исполнения в традиционном стиле классического балета (па д'аксьон, па-де-де, вариации, кода),— Аполлон в апофеозе ведет муз во главе с Терпсихорой на Парнас, который будет отныне их жилищем».
Олимпийским богам посвящают музы и Аполлон заключительный танец. Апофеоз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий