Опера Петра Чайковского «Воевода»

Опера в 3 действиях. Либретто по драме А. Н. Островского «Воевода» (Сон на Волге) написано композитором совместно с А. Н. Островским.
Первое представление состоялось 30 января 1869 года в Москве на сцене Большого театра.
Опера была уничтожена композитором и восстановлена уже в советское время музыковедом П. А. Ламмом. На оперной сцене идет в редакции Ю. В. Кочурова.

Действующие лица:

  • Нечай Шалыгин, воевода, бас
  • Влас Дюжой, бас
  • Настасья, жена его, меццо-сопрано
  • Дочери его: Марья Власьевна, сопрано, Прасковья Власьевна, сопрано
  • Степан Бастрюков, тенор
  • Дубровин, беглый посадский
  • Олена, жена его, меццо-сопрано
  • Резвый, бас
  • Шут, тенор
  • Недвига, нянька, меццо-сопрано
  • Новый Воевода, баритон

Первое действие

Вторая половина XVII века. Торговый приволжский город. Сад при доме богатого купца Дюжого. Младшая дочь купца Марья полюбила боярского сына, удалого Бастрюкова. Ей тесно и душно в отцовском тереме: про любовь Марья слышит только в сказках да в тоскливых песнях. Сильная, прямодушная, она не выносит неволи домостроевского быта и, верно, убежала бы со своим дружком, но боится вполне ему довериться. А мирно выйти за него замуж никак нельзя: грозный Воевода Шалыгин, жених ее старшей сестры, злобится на строптивый род Бастрюковых, а расчетливый Дюжой против воли Воеводы не пойдет. Роковой случай кладет конец колебаниям девушки. Невзначай попавшись на глаза Шалыгину, красавица-Марья понравилась ему. Не нужна, постыла Воеводе прежняя невеста, подавай ему Марью. Но для нее лучше смерть, чем такое замужество. Пробравшийся в сад Дюжого со своими слугами Бастрюков пытается выручить Марью. Неудачно — Воевода перехватывает свою новую невесту. Самому Бастрюкову удается уйти от врага. Марью же Воевода приказывает отвести в свой дом и накрепко там запереть.

Второе действие

Первая картина. Сени в доме Бастрюкова. Молодой хозяин приуныл — не мила ему жизнь после того, как он потерял Марью. Как одолеть Воеводу? Не одного Бастрюкова обидел Шалыгин. Весь город стонет от его самоуправства. Находится у Бастрюкова сильный союзник — атаман волжской вольницы — Роман Дубровин. Воевода разорил его дотла, отнял у него любимую жену Олену, и теперь, после двухлетнего отсутствия, Дубровин вернулся, чтобы расплатиться с обидчиком. Вдвоем с Бастрюковым они освободят своих подруг, пока Воевода будет на богомолье за городом.
Вторая картина. Томится и тоскует Марья под замком в тереме Воеводы. Не радуют ее песни и пляски прислужниц. Словно окаменев от горя, ждет Марья неминучей беды. Неожиданно через Олену доходит до нее таинственный наказ: сегодня ночью выйти в сад. Сторожа не помешают — их напоят допьяна, не помешает и Воевода — он далеко.

Третье действие

Непроглядная ночь. Двор и сад у терема Воеводы. Бастрюков и Дубровин тайно пробрались сюда и в мучительном нетерпении ожидают выхода Марьи и Олены. Наступает миг свиданья. Ревнивые опасения тревожат Дубровина. Но чиста перед ним Олена, не поддавшаяся ни насилию, ни соблазну. Счастливы и Марья с Бастрюковым. Внезапно появляется грозный Воевода, не во-время вернувшийся домой. Дубровин кидается на него с ножом, но тут же схвачен, обезоружен и связан подоспевшей челядью Воеводы. Связан и Бастрюков. Лютая казнь ждет Марью — Воевода защекочет ее досмерти, как когда-то защекотал изменившую жену. В последнее мгновенье Марья вырывается из рук своего мучителя и лицом к лицу сталкивается с ворвавшимися во двор стрельцами и посадскими людьми во главе с новым Воеводой. Шалыгин за самоуправство отрешен от воеводства. Спасены и Марья, и Олена, и удалой Бастрюков, и беззаветно смелый Дубровин.
Народ славит счастливый исход дела и свершившийся над Воеводой правый суд.

Сюжет оперы, вероятно, был предложен самим драматургом А.Н.Островским. Чайковского привлекли возможность обрисовать некоторые характерные стороны старого русского быта, использовать русские песни, воплотить лирические образы. Стимулировало Ч. и то, что Островский сам взялся за составление либретто. Однако он написал лишь 1-е д. и начало 2-го, остальное составлял сам композитор. Затем текст фрагментов, написанных Островским Ч. утратил, и, хотя по просьбе композитора, этот текст драматург восстановил, дальнейшее Ч. вынужден был дописывать сам. Поначалу работа шла довольно успешно, но затем застопорилась. Лишь просьба певицы Меньшиковой закончить оперу к ее бенефису подвигла Ч. продолжить работу и поторопиться с ее окончанием.
В 1870-е гг., по свидетельству композитора, партитура «Воеводы» была им уничтожена, а часть музыкального материала вошла в другие произведения.
В 1930-х гг. предпринималась попытка восстановить оперу по эскизам, сохранившимся фрагментам. Этот вариант восстановленной партитуры не сохранился. Позже были созданы еще 2 варианта. Первый сделан П.Ламмом при участии Б.В.Асафьева и В.Я.Шебалина. 2-й вариант выполнен композитором Ю.В.Кочуровым на основе версии Ламма (часть сцен пересочинена) и поставлен в 1949 в Малом оперном театре в Ленинграде (редакция либретто С.Д.Спасского; режиссер Б.А.Покровский, художник А.М.Мазанов).
Современники, как и сам Ч., впоследствии отозвались о «Воеводе», главным образом, неблагоприятно: «в либретто остались совсем почти условные лица старинной итальянской opera seria: угнетенные любовники, злодей, благородные отцы, наперсник и наперсница, и в конце оперы, вместо посланника богов, новый воевода с царским указом» (Н.Д.Кашкин). Сурово отозвался о «Воеводе» Г.Ларош: «С новейшими немецкими композиторами г.Чайковский разделяет пристрастие к оркестру и равнодушие к человеческому голосу; первый обработан со тщанием, с тонкой обдуманностью, с теплой любовью, второй — небрежно и незначительно». Спустя более 10 лет сам Ч. писал: «Воевода» без всякого сомнения очень плохая опера... Во-первых, сюжет никуда не годен, т.е. лишен драматического интереса и движения. Во-вторых, опера была написана слишком спешно и легкомысленно, вследствие чего формы вышли не оперные, не подходящие к условиям сцены... Третий его недостаток — слишком массивный оркестр и преобладание последнего над голосами. Все это недостатки, происходящие от неопытности» (письмо к Н.Ф.фон Мекк от 27 нояб./9 дек./ 1879).
В основу «Антракта и плясок сенных девушек» (д. II, № 4), по свидетельству М.И.Чайковского, положены не сохранившиеся «Характерные танцы». В женском хоре (д. I, № 1) цитирована свадебная песня «На море утушка», записанная Островским и переданная им Чайковскому. В песне Марьи Власьевны использована лирическая песня «Коса ль моя, косынька...», записанная самим Чайковским в 1867 году. Чайковским также использованы другие народные песни, а также фрагменты своих собственных более ранних сочинений в том числе и «Оды к Радости». В свою очередь, музыка «Воеводы» была впоследствии использована в опере «Опричник», балете «Лебединое озеро» и Торжественной увертюре «1812 год».
Знаменитый русский писатель В.Ф.Одоевский отзывался в собственном дневнике о 1-й опере Чайковского: «Эта опера — задаток огромной будущности для Чайковского». Условия для постановки 1-й оперы были неблагоприятны. Хор и оркестр были заняты в итальянской труппе, которая абонировала Большой театр, хотя артисты сочувственно отнеслись к новому сочинению. Артистка И.Оноре писала, что дирекция ничего не сделала, чтобы сносно поставить первую оперу талантливого композитора. Вместе с тем, у публики «Воевода» имел успех: Ч. вызывали 15 раз и поднесли ему лавровый венок. Мнения об исполнителях неоднородны. Например, Г.Ларош хвалит дирижера («в общем слышится жизнь и энергия, а не безучастный метроном», другой рецензент критикует его за неслаженность исполнения («Рус. ведомости», 5 февр. 1869). Одоевский порицает солистов: «Представление удалось — Чайковского несколько раз вызывали и Меньшикову также — хотя она фальшивила по обыкновению несколько раз; а голос удивительный — чисто взяла верхнее Re бемоль, но что проку! Если бы она, Демидов и Орлов учились!» (цит. дневник, с. 251-252). Отрицателен и отзыв Н.Д.Кашкина: исполнителям «иногда не хватало самых элементарных познаний, вследствие чего вещи иногда простые обращались для них в непреодолимые трудности». После пяти представлений «Воевода» был снят с репертуара из-за пренебрежительного отношения тогдашней дирекции императорских театров к русскому искусству.
П. Е. Вайдман

Комментариев нет:

Отправить комментарий