Сергей Сергеевич Прокофьев



Творчество Прокофьева — идеальный пример связи традиции и новаторства. Оригинальность его стиля состоит в неожиданном использовании классических элементов в новых звуковых структурах.
Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля (11 апреля по старому стилю) 1891 года в Сонцовке на Украине. Его родители, москвичи, вскоре после свадьбы переехали в деревню (отец будущего композитора, агроном по образованию, получил место управляющего большим имением, принадлежавшим Дмитрию Сонпову). Музыку Сережа Прокофьев слышал с самого рождения — его мать, Мария Григорьевна, часто исполняла на рояле сонаты Бетховена, вальсы, ноктюрны и мазурки Шопена, фортепианные вещи Чайковского. Когда она играла, сын садился рядом и пробовал ей подражать, а позднее сам стал пытаться что-то «изобразить» на инструменте. В семь-восемь лет он уже писал небольшие пьесы, а в девять сочинил свою первую оперу под названием «Великан». Через год мальчик написал еще одну онеру — «На необитаемых островах». Именно тогда Мария Григорьевна решила заняться музыкальным образованием сына всерьез.
Зимой 1902 года Сережу Прокофьева привезли в Петербург и показали С. И. Танееву. Отметив недюжинный талант мальчика, он посоветовал безотлагательно приступить к систематическим занятиям музыкой. Летом по его рекомендации в Сонцовку приехал Р. М. Глиэр — тогда еще совсем молодой музыкант, только что окончивший с золотой медалью Консерваторию. Под его-то руководством Прокофьев и начал постигать тайны композиции. Через два года, в 1904 году, тринадцатилетний композитор был принят в Петербургскую консерваторию. Рассказывают, что в экзаменационный зал он вошел, едва ли не сгибаясь под тяжестью папок с собственными сочинениями. Возглавлявший комиссию Римский-Корсаков от души развеселился, увидев столь юного, но уже столь плодовитого абитуриента. В еще более благодушное настроение экзаменаторов привели абсолютный слух Прокофьева и его умение с легкостью читать ноты с листа.
Да, мальчика приняли в Консерваторию. Однако сам он не знал, радоваться по этому поводу или печалиться. Вольная жизнь в степном селе с любящими родителями сменилась прозябанием в скучном и сером Петербурге. Спасение от тоски Прокофьев находил только в музыке. В консерваторские годы он много пишет (главным образом — фортепианные пьесы), активно участвует в музыкальной жизни столицы. Теперь в «список» его любимых композиторов
Голоса из хора
^ Музыка Прокофьева необыкновенно пластична, она невероятным образом выражает внутреннее развитие событий. 1]
С. М. Эйзенштейн о музыке к «Александру Невскому»
Вы революционер в музыке, а мы революционеры в жизни, у
А. В. Луначарский — Прокофьеву, 1918 год входят не только Чайковский, Шопен и Бетховен, знакомые ему с детства, но и Штраус, Григ, Дебюсси, Скрябин. Здесь же, в Консерватории, нашел он и настоящего друга — Н. Я. Мясковского, впоследствии известного композитора и педагога.
Окончив в 1909 году Консерваторию по классу композиции (в 1914 году Прокофьев получит и диплом пианиста), юноша с успехом продолжил концертную деятельность, начатую им еще в период учебы. В1913 году он впервые отправился в большое путешествие по Европе. По приезде в Россию композитор представил публике свой Второй концерт для фортепиано с оркестром (Первый был написан еще в 1912 году), но слушатели приняли его холодно. На родине Прокофьев пробыл недолго. Победив в рубинштейновском конкурсе, он вновь уехал за границу и вернулся в Петербург (ставший к тому времени
Вверху:
С. С. Прокофьев (первый слева) с Д. Д. Шостаковичем и А. И. Хачатуряном.
Внизу:
Улица в Нью-Йорке.
Даты
Хронология жизни
1891 Родился 23 (11) апреля в Сонцовке на Украине.
1897 Начинает учиться игре на фортепиано и пишет первые произведения.
1904 Принят в Петербургскую консерваторию.
1909 Получает диплом композитора и продолжает обучение по классу дирижирования и фортепиано.
1913 Совершает первое путешествие по Европе.
1914 Участвует в конкурсе пианистов им. Антона Рубинштейна и получает первую премию.

1917 Пишет «Классическую» симфонию.
1918 Уезжает в США.
1921 Премьера оперы «Любовь к трем апельсинам» в Чикаго.
1923 Переезжает во Францию.
1927 Впервые после почти десятилетнего перерыва едет в СССР.
1932 Окончательно возвращается в Советскую Россию.
1936 Пишет симфоническую сказку «Петя и волк».
1938 Создает музыку к фильму Сергея Эйзенштейна «Александр Невский*.
1940 Заканчивает балет «Ромео и Джульетта».
1953 Умирает 5 марта в Москве.
В 1914 году Прокофьев принял участие в конкурсе пианистов имени Антона Рубинштейна, проходившем в Петербургской консерватории. Вместо традиционного в подобных случаях классического произведения он решил исполнить собственный Первый фортепианный концерт. Будучи уверен в победе, он вручил каждому члену жюри копию партитуры, тем самым нарушив правила конкурса. Однако исполнение было безукоризненным, и, несмотря на недовольство, ректор А. К. Глазунов был вынужден объявить о безусловной победе Прокофьева.
Петроградом) лишь осенью 1915 года, когда уже вовсю бушевала Первая мировая война, обернувшаяся самыми трагическими последствиями для России.
Во время революции Прокофьев находился в Петрограде, работая над знаменитой «Классической» симфонией, ставшей достойным ответом на выпады консервативных музыкальных критиков. В 1917 году композитор еще не собирался покидать молодую Советскую Россию. Более того, как и многие представители интеллигенции, он принял революцию чуть ли не с энтузиазмом, видя в ней очищающую силу, необходимый этап в развитии страны. Но уже в 1918 году иллюзии исчерпали себя. Прокофьеву удалось получить визу и выехать через Японию в Америку. Покидая берега «отчизны милой», он не знал, что его странствия вдали от нее продлятся пятнадцать мм.
В1919 году композитор создал одно из самых известных своих произведений — оперу «Любовь к трем апельсинам». Либретто к опере он написал сам, взяв за основу сказку Карло Гоцци. Поставленная в 1921 году, эта блестящая, искрометно-задорная опера \ [иви\а 1ЛЖ1' ни.мнших виды американских критиков.
Уже через год мы обнаруживаем Прокофьева в Германии, а в 1923 году — во Франции. Композитор живет «на чемоданах», постоянно находясь в разъездах в связи с концертными выступлениями (в эти годы он уже всемирная знаменитость). Удивительно, но в перерывах между гастрольными поездками он успевал много и плодотворно работать. В 1921 году в сотрудничестве с Сергеем Дягилевым был поставлен балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». В 1927 году Прокофьев написал для дягилевской труппы еще один балет — «Стальной скок», — а потом еще два: «Блудный сын» (1929) и «На Днепре» (1932). Но, несмотря на творческие успехи и любовь публики, Прокофьеву становилось все труднее и труднее жить в Европе. Все громче звучала в нем тоска по родине. В 1927 году он впервые отправился в СССР, пока — в качестве гастролера. Его концерты были встречены овациями всюду: в Москве, вЛенинграде, в Одессе и Киеве. Однако горячий прием, оказанный ему в Советской России, не до конца убедил композитора в возможности возвращения. Во
Выдающиеся произведения
Оперы:
Игрок
Любовь к трем апельсинам Огненный ангел Война и мир
Повесть о настоящем человеке
Балеты:
Сказка про шута,
семерых шутов перешутившего Блудный сын Ромео и Джульетта Золушка
Сказ о каменном цветке
Театральная музыка:
Борис Гэдунов Евгений Онегин
Музыка к фильмам:
Пиковая дама Александр Невский Иван Гэозный
Оркестровые произведения:
Скифская сюита Семь симфоний: Первая ре мажор соч. 25
«Классическая» Пятая си-бемоль мажор соч. 100 Первый фортепианный концерт ре-бемоль мажор соч. 10 Третий фортепианный концерт до мажор соч. 26 Первый скрипичный концерт ре мажор соч. 19
Камерная музыка:
Юмористическое скерцо для 4 фаготов Первый струнный квартет си минор соч. 50 Квинтет соль минор соч. 39 Первая соната для скрипки и фортепиано фа минор соч. 80
Фортепианные произведения:
Пятая соната до мажор соч. 38 Сарказмы соч. 17 Мимолетности соч. 22 Сказки старой бабушки соч. 31 Вещи в себе соч. 45 Четыре пьесы для фортепиано соч. 32

время гастролей ему показали парадную сторону советской действительности, но он подозревал, что существует и другая сторона.
И все-таки: «В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь недостаёт: свои песни, мои песни». В 1932 году Прокофьев окончательно вернулся в СССР. Здесь его ждали новые свершения — балеты «Ромео и Джульетта», «Война и мир» и «Золушка», музыка к эйзенштей-новским фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный», симфоническая сказка «Петя и волк». Но и новые разочарования не заставили себя ждать. После Великой Отечественной войны композитора обвинили в формализме, и в 1948 году ему пришлось пройти через унизительную процедуру публичною покаяния. 11о-каяние не всегда могло помочь провинившемуся, но Прокофьеву «повезло»: после выступления с «самокритикой» его оставили в покое и даже позволили работать. Композитор умер 5 марта 1953 года в своей московской квартире.
Эскиз костюма Труффальдино для оперы
«Любовь к трем апельсинам».
Большой театр в Москве.
Прокофьев ❖ Александр Невский- поле мертвых
91
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ДИСКУ
Прокофьев с необычайной легкостью «управлялся» самыми разными музыкальными стилями. Среди его произведений есть и кантаты, и симфонии, и оперы, и балеты, и фортепианные пьесы.
Александр Невский
В мае 1938 года знаменитый создатель «Броненосца Потемкина» С. М. Эйзенштейн обратился к Прокофьеву с предложением написать «музыкальную иллюстрацию» к его новому фильму «Александр Невский». Сам тип работы был Прокофьеву знаком (к этому времени он сочинил музыку к кинофильмам «Поручик Киже» и «Пиковая дама»). Кроме того, он давно уже, еще находясь в эмиграции, интересовался проблемами киномузыки, о чем свидетельствует интервью, данное им корреспонденту одной из французских газет: «Совершенно необходим тесный контакт между композитором и постановщиком. Вот возможный метод работы: сначала точно захронометрировать продолжительность сцен, диалогов и т. д.; только затем к своей работе может приступать композитор, а затем и постановщик, строго соблюдая установленный хронометраж, чтобы кадры соответствовали музыке. И подобно тому, как это происходит в балете, музыка или описывала бы действие, или сопровождала его полифонически».




Таким образом, мы видим, что Прокофьев не был новичком в области кинематографии. Но тема,предложенная Эйзенштейном, требовала особого подхода. Работая над «Александром Невским», композитор самым скрупулезным образом изучил обычаи, культуру и музыку XIII столетия. Он прекрасно понимал, что исторический материал — это необходимый фундамент для произведения такого рода, без котоэого оно неизбежно «повиснет» в воздухе.
Будучи «революционером в музыке», Прокофьев, в отличие от «революционеров в жизни», никогда не порывал связи с традицией (именно это отчаянное желание «прилепиться» к традиции, к почве и привело его на родину после долгих лет европейских скитаний). Конечно,«Александр Невский» не сводится к цитированию тех или иных «исторических» тем — для этого Прокофьев был слишком самостоятелен, — однако его оригинальность и, с позволения сказать, подлинность происходит именно из умелого и свободного использования автором богатейшего музыкально-исторического материала.
В декабре 1938 года «Александр Невский» вышел на экраны. Успех этого фильма был огромен. Он заставил Прокофьева задуматься о написании самостоятельной вещи по мотивам музыки к кинофильму. Так родилась кантата «Александр Невский» (соч. 78). Переработка музыки к творению Эйзенштейна оказалась не столь простым делом, как можно было бы предполагать. Сам композитор признавался: «Для того чтобы сделать из этой музыки кантату, мне пришлось затратить гораздо более трудов, чем при первоначальном сочинении ее для фильма». Тем не менее, он блестяще справился с поставленной самому себе задачей. Впервые исполненная 17 мая 1939 года семичастная кантата для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра (дирижировал премьерой сам автор) произвела огромное впечатление на
Кинофильм «Александр Невский» был популярен далеко не только в СССР. Перед вами — афиша к итальянской премьере фильма.
слушателей. Коллеги Прокофьева, однако, не были столь «однозначно восхищены». Д. Д. Шостакович, например, писал ему после первого исполнения кантаты: «Слишком много там физически иллюстративной музыки» (и с этим мнением нельзя не согласиться). Впрочем, и он очень высоко оценил отдельные фрагменты произведения. и «брутальность» гармонии, которые часто ставили в вину композитору музыкальные критики. Они сменяются использованием мягкой и напевной мелодики русских песен.
2Третий концерт для фортепиано с оркестром до мажор соч. 26
«Оркестр» Ганса Рихтера.
Первую часть трехчастного концерта (Andante) открывает соло кларнета, выдержанное в духе «запева». Чуть позже тема звучит у скрипок, и осуществляется переход к живому и подвижному Allegro. Вторая часть (Andantino) — это тема с вариациями, очень отличающимися друг от друга по характеру и настроению. Тема третьей части (Allegro ma поп troppo) поделена между солирующим фортепиано и струнными.
Лето 1921 года Прокофьев провел в Бретани, где приступил к работе над давно задуманным Третьим фортепианным концертом. Композитор использовал в нем свои давние находки — прелестное Andantino 1913 года и две вариации, также написанные еще в Петербурге. На берегу Атлантического океана появились недостающие фрагменты, и произведение обрело изысканную форму.
Концерт до мажор считается самым красивым из написанных в двадцатом столетии. Он отличается исключительным разнообразием, богатством и оригинальностью тем. Ритм и моторика играют здесь весьма существенную роль, но более поражает равновесие неожиданных гармонических решений. Легкая ироничность, характерная для композиторского стиля Прокофьева, делает это равновесие дразняще-неустойчивым, неоднозначным. Кажется — еще один поворот, и все рассыплется на мелкие осколки. Но музыка течет далее, а сверкающее «здание» концерта, построенное как бы на острие иглы, рассыпаться и не думает.
Третий концерт для фортепиано является, с одной стороны, логическим продолжением «дореволюционных» поисков Прокофьева. С другой стороны — он знаменует собой коренной перелом в его стилистике. Уходят жесткость
рекомендуем послушать
И «Классическая» симфония, и балет «Ромео и Джульетта» относятся к числу наиболее известных произведений композитора. В них он демонстрирует глубокое понимание различных стилей и эпох.
Первая симфония ре мажор соч. 25 «Классическая»
К работе над «Классической» симфонией Прокофьев приступил в 1916 году. Первое исполнение ее состоялось в 1918 году, в Петрограде, под управлением самого автора.
В своих ранних вещах композитор выражал (сознательно или нет) идею Жана Кокто: «На смену музыке, написанной шелковой кистью, должна прийти музыка, выкованная железом». Молодого Прокофьева увлекали жесткие гармонические и ритмические эффекты; его музыкальные «конструкции» отличались нарочитой угловатостью. Чего-то подобного публика ожидала и от Первой симфонии. И — была разочарована и восхищена одновременно. Поначалу даже не было ясно, почему композитор дал своей симфонии столь странное для себя (и несколько вызывающее) название — «Классическая». В конце концов, Прокофьев сам развеял сомнения слушателей и критиков, объяснив: «Что-то похожее мог бы написать Гайдн, если бы жил в нашу эпоху, — добавив в свою музыку то, чего еще не было в его время».
Впрочем, от прямого заимствования гайдновских тем наш герой отказался, Но, используя современный материал, он напитал свою симфонию тем легким и радостным духом, который свойственен творениям венского классика. Справедливости ради стоит отметить, что Прокофьев не до конца отказался в «Классической» симфонии от столь любимых им «жестких решений». Но оригинальные и неожиданные ходы не составляют единственного содержания симфонии. Как во всяком по-настоящему великом музыкальном произведении, они — не самоцель композитора, а средство для выражения его идей.
Картину «Музыкант» И. А. Пуни создал в 1921 году. Ромео и Джульетта
До Прокофьева композиторы опасались использовать в качестве «балетного материала» трагедии Шекспира, справедливо полагая, что они слишком сложны для балета. По всей видимости, Прокофьеву тоже были не чужды эти опасения, ибо работа над «Ромео и Джульеттой» продолжалась довольно долго — с 1938 по 1940 год. И усилия оправдали себя: композитору удалось создать совершенно новый по духу балет, при этом вполне укладывающийся в рамки традиций русской балетной музыки, заложенных П. И. Чайковским. Особое внимание обращает на себя в «Ромео и Джульетте» сочетание величественности замысла, ясности музыкальных трактовок и поистине шекспировского драматизма. Образы главных героев, созданные Прокофьевым, поражают своей зримостью и психологической точностью. В который раз слушатели убедились в умении композитора работать с историческим и литературным материалом.
Балет «Ромео и Джульетта» сразу же полюбился советским (и не только советским) зрителям. Премьера его — в постановке Л. М. Лавровского — со-
стоялась в Ленинградском академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова в 1940 году, став «открытием сезо-
на» (советская музыкальная критика, впрочем, использовала другие формулировки: она говорила о верности Прокофьева «идеям социалистического реализма»). Впоследствии композитор переработал балет, состоявший из пятидесяти двух музыкальных фрагментов, в три концертные сюиты, которые публика приняла едва ли не более восторженно, чем «балетный вариант» «Ромео и Джульетты».
Вверху:
«Балет» А. В. Лентулова.
Слева:
Сцена из постановки балета «Ромео и Джульетта» в миланском театре Ла Скала.

http://www.olgasleeps.ru/


1 комментарий:

  1. Howdy! Would you mind if I share your blog with my myspace group?

    There's a lot of people that I think would really enjoy your content.
    Please let me know. Thanks
    My website www.csiaspb.org

    ОтветитьУдалить