Комико-фантастическая опера в 4 действиях. Либретто по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» написано Я. Полонским.
Первое представление оперы (под названием «Кузнец Вакула») состоялось 24 ноября 1876 года в Петербурге на сцене Мариинского театра. После переработки исполнена под новым названием «Черевички» 19 января 1887 года в Москве на сцене Большого театра; дирижер П. И. Чайковский.
Первое представление оперы (под названием «Кузнец Вакула») состоялось 24 ноября 1876 года в Петербурге на сцене Мариинского театра. После переработки исполнена под новым названием «Черевички» 19 января 1887 года в Москве на сцене Большого театра; дирижер П. И. Чайковский.
Действующие лица:
- Вакула, кузнец (тенор)
- Солоха, мать Вакулы, ведьма (меццо-сопрано)
- Бес из пекла, фантастическое лицо (баритон)
- Чуб, пожилой казак (бас)
- Оксана, дочь Чуба (сопрано)
- Пан Голова, кум Чуба (бас)
- Панас, кум Чуба (тенор)
- Школьный учитель, из бурсаков (тенор)
- Светлейший (баритон)
- Церемониймейстер (бас)
- Дежурный (тенор)
- Старый запорожец (бас)
- Леший (баритон)
- Парубки, девчата, старики и старухи, гусляры, русалки, эхо, духи, придворные дамы и кавалеры, запорожцы и другие
Действие происходит в Диканьке на Украине и в Петербурге в конце XVIII века.
Первое действие
Первая картина. Канун рождества. В ясный зимний вечер вышла на
пустынную улицу Диканьки мать кузнеца Вакулы — Солоха. По дородной вдове
уже давно вздыхают богатый казак Чуб, Школьный учитель, Голова. Но на
этот раз у Солохи не совсем обычное свидание: за ней ухаживает не кто
иной, как Бес из пекла. Дело быстро идет на лад, и друзья сговариваются
вместе прогулять ночку. У Беса — свои счеты с Вакулой: кузнец намалевал
его в церкви в самом неприглядном виде. Догадливый Бес поднимает вьюгу,
чтобы помешать встрече Вакулы с дочкой Чуба, пригожей Оксаной. Следуя за
летящей верхом на помеле Солохой, Бес крадет по дороге месяц. Во
внезапной тьме, среди крутящихся снежных вихрей появляются Чуб с
приятелем. Они безуспешно ищут дорогу и направляются, наконец, на огонек
щинка.
Вторая картина. Оксана у себя в хате наряжается, ожидая подруг.
Входит Вакула. Неласково встречает его капризная красавица. Ей весело
испытывать свою власть над статным кузнецом, доводить его до отчаяния и
вдруг утешить словно невзначай кинутым ласковым словом. Для Вакулы же
Оксана — самое дорогое существо на свете, за нее ему и жизнь отдать не
жаль. Оксана не хочет слушать признания кузнеца. Чтобы подразнить его,
девушка убегает. Только скрылась она в другой комнате, как является
сильно подвыпивший Чуб. Не узнав хозяина дома, кузнец выгоняет его, и
растерявшийся Чуб уходит, решив, что спьяна попал не в свою хату.
Возвращается Оксана. Еще никогда не шутила она с Вакулой так зло. Только
приход колядующих девушек и парубков прерывает ее недобрую игру. Но
стоило Вакуле уйти, как жалость и невольный страх потерять его берут
верх в душе Оксаны. И девушка сама не понимает себя: «люблю его, а
мучу...»
Второе действие
Первая картина. Длится все та же ночь перед рождеством. Один за
другим являются к Солохе ее поклонники — Бес, Голова, Школьный учитель
из бурсаков и, наконец, Чуб. Каждый раз объяснение в любви прерывается
появлением нового гостя, и Солоха вынуждена прятать незадачливых
поклонников в мешки. Входит Вакула. Горько пожаловавшись на свою участь,
он перекидывает мешки через плечо и рассеянно выносит их из хаты.
Вторая картина. Девушки и парни колядуют на улице. Среди них и
Оксана. Веселье, шутки, смех. Появляется Вакула с мешками. Шаловливая
Оксана при всех обещает выйти за кузнеца замуж, если он подарит ей такие
же черевички, какие носит сама царица. Потрясенный насмешкой, Вакула
кладет наземь тяжелые мешки и убегает, чтобы никогда больше не
возвращаться. Из мешков, к общему изумлению, вылезают один за другим
поклонники Солохи, полные негодования на коварную вдову.
Третье действие
Первая картина. Берег занесенной снегом речки, куда пришел топиться в
проруби кузнец. Из последнего мешка, захваченного им с собою,
выскальзывает Бес, решивший, что теперь Вакула в его руках. Но сметливый
кузнец одерживает верх над недалеким Бесом. Оседлав его, он приказывает
везти себя в Петербург, за царицыными черевичками.
Оркестровый эпизод между первой и второй картинами рисует фантастическую воздушную скачку Вакулы верхом на Бесе.
Вторая картина. Приемная во дворце. При содействии Беса Вакуле
удается войти в доверие к посланцам от запорожского войска, ожидающим
приема у Светлейшего (князя Потемкина). Они берут Вакулу с собой.
Третья картина. Пышный дворцовый зал. Торжественное шествие.
Светлейший возвещает о новой славной победе русского оружия. На радостях
Вакула выпрашивает для своей жинки черевички, какие носит сама царица, и
пускается в обратный путь.
Четвертое действие
Утро в Диканьке. Народ толпится у опустелой кузницы. Плачут-причитают
Солоха и Оксана по сыне и милом дружке, безвестно сгинувшем в эту ночь.
Оксана всей душой полюбила кузнеца. Неожиданное появление Вакулы делает
ее счастливой. И без черевичек готова она выйти за него замуж.
Чуб принимает сватовство кузнеца и мирится с ним. Народ славит Вакулу с Оксаной и желает им счастья на долгие годы.
Мысль написать эту оперу возникла у Чайковского в связи с объявленным
Русским музыкальным обществом конкурсом на сочинение оперы по повести
Гоголя «Ночь перед рождеством» по готовому либретто Я.П.Полонского. Оно
было написано для А.Н.Серова, но, в связи со смертью последнего,
осталось невостребованным. Чайковский увлекся работой и любил это свое
детище всю жизнь. Партитура Чайковского была представлена на конкурс под
девизом «Ars longa, vita brevis» («Искусство вечно, жизнь коротка»).
Она была признана авторитетным жюри лучшей и получила первую премию в
1500 руб. В 1885 г. Чайковский переделал оперу, 2-я редакция получила
название «Черевички».
Песня Солохи «Ой, как светит месяц» построена на украинской
лирической песне. В «Русской пляске» цитируются две русские народные
песни: свадебная «Не летай же ты сокол» и хороводная «Зеленое мое ты
виноградье». Опера примечательна тем, что открыла лирико-комический жанр
в русской классике. Нет в оперном творчестве Чайковского более светлого
оперного произведения. Поэтизация народной жизни в ее лирике и быту, в
ее реальности и фантастике, предлагаемые Гоголем, оказались близки и
Чайковскому. Привлекла и возможность отразить украинский колорит,
неповторимость природы Украины, ее песенности, традиций, говора,
обычаев. Целую россыпь народных жанров использует композитор в опере.
Тут и задушевное ариозо — песня Оксаны «Цвела яблонька в садочке, цвела,
да повяла», украинская дума — ария Вакулы «Слышит ли девица сердце
твое...» из 1 к. III д. Картина вьюги с ее впечатляющей звукописью —
свидетельство развернувшегося неистощимой выдумкой оркестрового
мастерства композитора. Не менее ярко, чем быт украинской деревни,
запечатлен в опере быт екатерининского Петербурга. Присуждение
Чайковскому премии за «Кузнеца Вакулу» не приблизило постановку, которая
состоялась лишь год спустя после этого события.
Состав исполнителей был неравноценным. По мнению рецензентов, артисты
В.И.Рааб и Ф.П.Комиссаржевский, певшие Оксану и Вакулу, выступили
неудачно, так как им оказалась далека жизнь украинской деревни. Хвалили
А.А.Батурину — Солоху и особенно исполнителей характерных ролей
И.А.Мельникова (Бес), О.А.Петрова (Голова) и Н.Г.Дервиза (псевдоним
Энде) в роли Школьного учителя. Хотя сам Чайковский считал, что опера
«торжественно провалилась», на самом деле она имела несомненный успех.
Отзывы, правда, были самыми противоречивыми. Критик К.Геллер писал:
«Вакула-кузнец» не более как попытка согласить симфонические требования с
требованиями оперы, к бытовой картине Гоголя приноровить схоластические
притязания ученого симфониста" («Биржевые ведомости», 29 ноября 1876
г.). С одной стороны, Чайковского упрекали в том, что в музыке
преобладает меланхолический характер, что, написав комическую оперу,
Чайковский взялся не за свое дело. С другой стороны, В.В.Стасов вообще
отказывал Чайковскому в таланте оперного композитора, считая его
областью симфонический жанр. Г.А.Ларош отмечал «прекрасные мелодии,
полные настроения и благородного изящества», но аккомпанемент счел
слишком изощренным в гармоническом отношении («Голос», 2 декабря 1876
г.). Это совпало с мнением самого Чайковского , который писал фон Мекк:
«Я утомлял слушателя излишним обилием деталей, сложностью гармонии и
отсутствием чувства меры в оркестровых эпизодах. Кроме того, я не умел
дать отдохнуть слушателю: я давал ему сразу слишком много пряной
музыкальной пищи... Стиль Вакулы не оперный, а симфонический и даже
камерный».
Сценическая история «Вакулы» непродолжительна — в течение нескольких
сезонов опера прошла в Мариинском театре 18 раз. На других сценах
Чайковский ставить ее не разрешал.
Названная во второй редакции «Черевичками», опера «Кузнец Вакула»
осталась прежней по основному тематическому материалу. Переделка была
вызвана стремлением вызволить оперу «из реки забвения» (письмо 4 марта
1885 года). Опыт Чайковского, накопленный на протяжении десятилетия,
разделявшего первую и вторую редакции, отразился в переделках. В
основном редакция свелась к упрощению различных элементов музыкальной
ткани. Лирическую сферу оперы углубляет введение так называемой вставной
арии Вакулы «Слышит ли девица». А добавление песенки «Школьного
учителя» и куплетов Светлейшего обогащают жанровую часть оперы.
Весьма заметны и изменения в хоровых эпизодах «Черевичек». Например, в
хоровой колядке (№ 13) расширен по сравнению с первой редакцией состав
хора. Здесь Чайковским использован опыт народно-обрядовых хоров опер
Римского-Корсакова.
Приступая к переработке «Кузнеца Вакулы», Чайковский надеялся на
скорую постановку. Однако намерение ее осуществить по разным причинам
откладывалось, несмотря на твердые намерения директора императорских
театров И.А.Всеволожского. В итоге были заказаны пышные декорации для
петербургских сцен, новые — для деревенских. Спектакль был замыслен в
духе grand opera. Сам композитор провел первые три премьерных спектакля в
Большом театре (сезон 1886/87). Затем спектакль был передан дирижеру
И.К.Альтани. Премьера вызвала противоречивые отклики. Чайковский как
дирижер был признан «одушевлявшим исполнение одинаково на сцене и в
оркестре». Примечательно, что почти все номера, вновь введенные
композитором в «Черевички», имели успех у публики. Вместе с тем,
сценическая судьба оперы сложилась не очень благоприятно. После первых
спектаклей был перерыв в течение года. 15 февраля 1888 года «Черевички»
были даны с участием знаменитых артистов Мариинского театра, супругов
Фигнер (Медеи и Николая), гастролировавших в Москве, что придало
спектаклю особый вес и принесло успех. Однако 6 марта 1888 года
«Черевички» в утреннем спектакле прошли в последний раз на московской
сцене. В Мариинском театре постановка оперы состоялась уже после смерти
композитора в 1906 году.
Именно с премьеры оперы «Черевички » началась регулярная и
систематическая деятельность Чайковского в качестве дирижера. А на
память о его дебюте как оперного дирижера у него сохранился
замечательный сувенир — серебряные туфельки — башмачки — черевички. На
них выгравированы основные музыкальные темы главных действующих лиц
оперы. Неизвестно, кем был преподнесен этот сувенир, но совершенно
очевидно, что, хотя это и было сделано в день именин Чайковского, но
было связано именно с премьерой оперы «Черевички». В настоящее время эти
туфельки хранятся в Клинском музее, в кабинете-гостиной композитора.
П. Е. Вайдман
Комментариев нет:
Отправить комментарий