Баранув-Сандомирский древний город, лежащий между Тарноюжегом и Мельцом,
прославился некогда в качестве центра реформатского движения. В XVI
веке владельцы Баранува магнаты Лещинские , последователи кальвинизма
переоборудовали местный костёл в протестантскую кирху, а в 1628 году
учредили книгопечатню, выпустившую в свет много ценных произведений.
Баранув также знаменит и другой достопримечательностью, оставленной
городу родом Лещинских. Это жемчужина ренессансной архитектуры -
великолепный замок Лещинских.
В 1579 году строительство этого замка начал сын Рафала Лещинского
Анджей. По завершению в 1606 году в нём разместилась богатая
библиотека. Замок стал главной резиденцией Анджея Лещинского, в которой
он не раз принимал короля Стефана Батория.
Над проектом замка работал известный флорентийский придворный архитектор польских королей Санти Гуччи, о чём свидетельствуют архитектурные детали ансамбля. Во многом этот замок спроектирован по образцу королевского замка в Кракове, с башнями по углам, высоким богато украшенным аттиком и с внутренним двором, окружённым аркадной галереей (Возможно, поэтому замок также носит название «Малый Вавель»). К сожалению, полностью готовое воплощение своих идей Гуччи так и не увидел. После его смерти ученики мастера довершили до конца начатое им дело.
Последним владельцем Баранува из рода Лещинских был отец короля Станислава Лещинского Рафал. В 1677 году замок перешёл в руки Димитрия Вишневского, который владел им до 1682. Затем замок стал собственностью Йозефа Кароля Любомирского. В 1695 он предпринял частичное восстановление и обновление интерьеров. К этой работе приложил своё умение Тильман ван Гамерен великий голландский архитектор, работавший в Польше. Он построил галерею западного крыла, украшенную причудливым художественным оформлением. Галерея предназначалась для размещения в ней коллекции произведений искусства.
После 1720 года замок последовательно сменил множество хозяев. Им владели князья Павел Сангушко, Яцек Малаховский, Йозеф Потоцкий и Ян Красицкий. Несмотря на частные смены владельцев, замок сохранил свой первоначальный ренессансный стиль, приданный ему во времена Лещинских и Любомирских.
В XIX веке замок пережил два сильных пожара. Первый случился 24 сентября
1849 года. Огонь уничтожил бесценные интерьеры замка, деревянные
потолки, перекрытия и, конечно же, библиотеку. Владевшие замком
Красицкие были не в состоянии отремонтировать его и оставили особняк в
повреждённом состоянии.
В 1867 году замок через аукцион приобрёл Феликс Доланский. В 1889 году
произошёл второй крупный пожар. Восстанавливать замок после пожара
Доланскому помогал архитектор Тадеуш Стриженский. Помещение часовни
расположенное на первом этаже юго-западной башни украсили витражи
работы Йозефа Меххофера и образ Непорочной девы руки Яцека Мальчевского.
Последним владельцем замка перед второй Мировой войной был Роман
Доланский.
Во время войны замку удалось избежать фатальных разрушений и сохранить
свои архитектурные черты.
В 1968 году замок был формально передан в ведение руководства
Баранувско-Сандамирского серного комбината, расположенного в Тарнобжеге.
С 1997 замок является культурным и туристическим центром.
Над проектом замка работал известный флорентийский придворный архитектор польских королей Санти Гуччи, о чём свидетельствуют архитектурные детали ансамбля. Во многом этот замок спроектирован по образцу королевского замка в Кракове, с башнями по углам, высоким богато украшенным аттиком и с внутренним двором, окружённым аркадной галереей (Возможно, поэтому замок также носит название «Малый Вавель»). К сожалению, полностью готовое воплощение своих идей Гуччи так и не увидел. После его смерти ученики мастера довершили до конца начатое им дело.
Последним владельцем Баранува из рода Лещинских был отец короля Станислава Лещинского Рафал. В 1677 году замок перешёл в руки Димитрия Вишневского, который владел им до 1682. Затем замок стал собственностью Йозефа Кароля Любомирского. В 1695 он предпринял частичное восстановление и обновление интерьеров. К этой работе приложил своё умение Тильман ван Гамерен великий голландский архитектор, работавший в Польше. Он построил галерею западного крыла, украшенную причудливым художественным оформлением. Галерея предназначалась для размещения в ней коллекции произведений искусства.
После 1720 года замок последовательно сменил множество хозяев. Им владели князья Павел Сангушко, Яцек Малаховский, Йозеф Потоцкий и Ян Красицкий. Несмотря на частные смены владельцев, замок сохранил свой первоначальный ренессансный стиль, приданный ему во времена Лещинских и Любомирских.
Внутренний двор замка |
Комментариев нет:
Отправить комментарий