Моцарт, чье творческое наследие поражает своими масштабами и жанровым
универсализмом, достиг в вершинных произведениях идеальной
пропорциональности и совершенства музыкальных форм; главной же темой его
музыкального мира исподволь становился романтический культ чувства.
Австрийский
композитор Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в
Зальцбурге в семье Леопольда Моцарта, капельмейстера зальцбург-ского
архиепископа. В ребенке рано проявились необыкновенные музыкальные
способности, в четыре года он начал брать уроки игры на клавикордах
(чуть позже — на скрипке), а в пятилетнем возрасте — написал первые свои
сочинения. К слову, музыкально одаренной была и старшая сестра Моцарта
Анна Мария, которую в семье звали Наннерль.
Первое путешествие за границу Леопольд Моцарт очень рано сделал
ставку на таланты своих детей. В январе 1762 года он отправился с ними в
Мюнхен, ко двору курфюрста баварского. Игра юных музыкантов восхитила и
изумила сановных слушателей; следствием этого стало их приглашение ко
двору Марии Тере-зии в Вене.
Следующим. 1763-м годом, датируется длительное путешествие Моцартов
по Германии, Голландии, Бельгии, Франции, где игра юного Вольфганга
неизменно вызывала рукоплескания публики.
В 1764 году гениальный мальчик приехал в Лондон. Там он встретился с
придворным капельмейстером Иоганном Христианом Бахом (сыном великого
композитора) и. услышав оперы Н. Пиччинни и Б. Галуп-пи, познакомился с
итальянской мелодрамой, которая произвела на него большое впечатление.
В 1769 году тринадцатилетний Моцарт получил место придворного
концертмейстера князя-архиепископа зальцбургского. В конце того же года
он впервые посетил Италию — эта поездка стала важнейшей вехой его
творческого пути. Композитор побывал в Вероне, Мантуе, Милане, Болонье,
Флоренции, Риме и Неаполе. В Болонье он изучал контрапункт у падре
Мартини, в Милане свел знакомство с Пиччинни и Саммар-тини и сочинил
оперу «Митридат, царь Понтийский», в том же, 1770-м, году с успехом
показанную зрителям.
Впоследствии Моцарт еще несколько раз ездил в Италию — одной из
целей этих вояжей было получение придворной должности. Ничего из этого
не вышло. Тем временем в Зальцбурге его отношения с архиепископом
Неронимом фон Коллоредо ухудшались. Вольфганг мучительно ощущал, что его
«официальная» работа превращается в путы для творчества, а себя
чувствовал пленником, заточенным в провинциальном городе.
В Вене
После триумфального исполнения в 1781 году в Мюнхене первой оперы
Моцарта «Идоменей, царь Критский» произошла ссора между музыкантом и
архиепископом Коллоредо, относившимся к Моцарту намеренно презрительно и
при любом удобном случае оскорблявшим его. Композитор решил порвать с
прежней жизнью и переехал в Вену, избрав, таким образом, стезю
«свободного художника». В Вене Моцарт зарабатывал частными уроками и
концертами. Имея очень скромный доход, он, тем не менее, обрел полную
независимость от сильных мира сего. (Похожий образ жизни вел позднее
Бетховен; для композиторов эпохи романтизма такой выбор стал
концептуальным.)
Вскоре после первого представления оперы «Похищение из сераля» — в 1782 году — Моцарт женился на
Вверху: Дом Моцарта в Вене.
Слева: Фрагмент картины М. ван Мейтенса, на которой изображен маленький Вольфганг во время концерта в Вене в 1762 году.
Голоса из хора
Музыка не может быть отталкивающей и должна нравиться слушателю.
Иными словами, она не может никогда перестать быть музыкой \ Вольфганг
Амадей Моцарт
Она совершенна, как будто создана самим Богом *Р Эдвард Григ о Симфонии № 41
* У Моцарта я научился выражать мысли легко и просто *Р Джордж Бернард Шоу
-Даты=
Хронология жизни
1756 Вольфганг Амадей Моцарт родился в Зальцбурге.
1762 Совершает первое концертное турне по Европе
1764 Посещает Лондон.
1769 Становится концертмейстером при дворе архиепископа в Зальцбурге.
1769-70 Путешествует по Италии.
1780 Получает заказ на оперу «Идоменей, царь Критский».
1782 После ссоры с архиепископом Зальцбурга переезжает в Вену. Женится на Констанции Вебер.
1786 Премьера «Свадьбы Фигаро».
1787 Назначен на должность композитора при дворе императора Иосифа II. Премьера «Дон Жуана».
1791 Пишет «Реквием» и «Волшебную флейту». Умирает 5 декабря в Вене.
Творческое наследие Моцарта — это симфонические произведения (41
симфония), концерты, камерная музыка (скрипичные квартеты и квинтеты,
фортепианные квартеты, скрипичные трио и ансамбли для других
инструментов, 46 сонат для скрипки и фортепиано и 23 сонаты для
фортепиано), духовная (19 месс) и хоровая музыка, а также оперы.
■ В 1867 году музыковед Людвиг фон Кёхель систематизировал все
произведения Моцарта, пронумеровав их в хронологическом порядке. В этой —
ставшей общеупотребительной — классификации каждое сочинение обозначено
буквами КУ (Коеспе1/Кёхель — Уеггеюптв/пе-речень) и каталожным номером
Моцарт в своей венской квартире. Гравюра XIX века.
Констанции Вебер. Констанция родила ему шестерых детей, но все они были слабого здоровья, и лишь двое пережили своего отца.
Венский круг общения Моцарта благотворно влиял на его творчество. В
венские годы композитор интенсивно углублял свои знания в области
искусства и философии (в частности, в Вене он вступил в масонскую ложу).
Именно на этот период приходится создание его выдающихся симфонических,
камерных и духовных произведений и его смелые дерзания в области оперы,
ознаменованные появлением таких шедевров, как «Свадьба Фигаро» (1786) и
«Дон Жуан» (1787). Либретто венских опер Моцарта написал поэт
императорского театра Лоренцо да Понте.
В 1787 году музыкант получил должность придворного композитора и
скромное, но постоянное жалованье. Впрочем, его финансовое положение и
после этого по-прежнему оставалось трудным — зарабатываемого не хватало
на удовлетворение элементарных потребностей семьи.
Тяжело перенес Моцарт смерть своего отца, последовавшую 28 мая 1787
года. Здоровье самого композитора, ведшего тяжелую труженическую жизнь,
на глазах ухудшалось, что, однако, не помешало ему в последний свой
земной год написать гениальные оперу «Волшебная
Портрет Констанции Вебер, жены Моцарта, написанный в 1802 году Гансом Гансеном.
Выдающиеся произведения
Оперы:
Свадьба Фигаро (КУ 492) Дон Жуан (КУ 527)
Так поступают все женщины (КУ 588) Волшебная флейта (КУ 620)
Духовная музыка:
Коронационная месса до мажор (КУ 317) Торжественная месса (КУ 337) Реквием ре мажор (КУ 626)
Симфонии:
№ 35 ре мажор «Хафнер» (КУ 385) № 36 до мажор «Линцская» (КУ 425) №
38 ре мажор «Пражская» (КУ 504) № 40 соль минор (КУ 550) № 41 до мажор
«Юпитер» (КУ 551)
Фортепианные концерты:
№ 20 ре минор (КУ 466) № 21 до мажор (КУ 467) № 23ля мажор (КУ 488) № 26 ре мажор (КУ 537)
Скрипичные концерты:
№ 3 соль мажор (КУ 216) №4 ре мажор (КУ 218) № 5 ля мажор (КУ 219)
Концерты для валторны:
№ 2 ми бемоль мажор (КУ 417) № 3 ми бемоль мажор (КУ 447) № 4 ми бемоль мажор (КУ 495)
Концерты
для других инструментов:
Для флейты и арфы до мажор (КУ 299) Для кларнета ля мажор (КУ 622)
Камерная музыка:
Фортепианная соната ля мажор (КУ 331) Струнный квартет №17 (КУ 458)
Струнный квартет №18 (КУ 464) Струнный квартет № 19 (КУ 465) Маленькая
ночная серенада (КУ 525) Адажио и фуга до минор (КУ 546)
флейта» и «Реквием» — неоконченную мессу, сочинение которой стало для Моцарта своеобразной предсмертной медитацией.
Романтическая гипотеза
Моцарт умер 5 декабря 1791 года в Вене, дожив лишь до 35 лет. Его
загадочная смерть, необыкновенно скромные (чуть ли не тайные) похороны и
тот факт, что тело композитора было спешно погребено в общей могиле, —
все это вызвало к жизни множество версий и легенд. Особенной
популярностью пользовалась гипотеза, по которой Моцарта из зависти
отравил Антонио Сальери. Как доказано исследователями, этот
романтический сюжет совершенно безоснователен.
Творчество Моцарта ознаменовало собой не только завершение одной
эпохи, но и явилось пророчеством о наступлении эры нового искусства:
полный обаяния стиль рококо преобразился в музыке Моцарта в торжество
гармонии, свойственное стилю венского классицизма. Неповторимое
мастерство, нередко скрытое за внешней простотой, позволило композитору развить все
существовавшие тогда вокальные и инструментальные формы и жанры. Критики
эпохи романтизма обвиняли Моцарта в наивности, инфантильности и
поверхностности. Разумеется, они ошибались: в основе его музыки всегда
лежит конкретный эстетический и идеологический выбор, а во многих
случаях — и по существу своему новаторское предромантическое сомнение.
Моцарт, пишущий «Реквием» на смертном одре.
Комментариев нет:
Отправить комментарий