Замок Гейдельберг. Замки Германии

Гейдельбергский Замок - один из значимых исторических и культурных памятников Германии. Романтические руины замка продолжают привлекать посетителей начиная с XIX века. Самой старой из сохранившихся частей замка, является крыло Рупрехта, в котором до сих пор имеется великолепный камин, эпохи Возрождения. Ангелы, украшающие вход, как полагают, являются отличительным знаком архитектора. Другая выдающаяся часть – это крыло Отто Генриха, построенное в стиле голландского Ренессанса курфюрстом Отто Генрихом. Это было первое замковое сооружение в Германии имевшее тщательно продуманное внешнее оформление. Его четыре этажа украшены в общей сложности 16-тью аллегорическими фигурами, представляющими имперский электорат. Наиболее хорошо сохранившейся частью замка является крыло Фридриха, фасад которого украшенный статуями курфюрстов, чем-то походит на наследственную портретную галерею.

В начале XVII века курфюрстом Фридрихом V, около замка был создан поистине волшебный сад Hortus Palatinus. В этом творении Фридрих V хотел воплотить одно из творческих концепций эпохи Возрождения, такой как воссоздание, человеческими руками библейского Эдемского Сада. В течение некоторого времени Hortus Palatinus даже причисляли к восьмому чуду света, и это несмотря на то, что он так и не был завершён.
Самая старая часть замка
крыло Рупрехта III
На сегодняшний день точная дата основания замка является спорной. Название Гейдельберг, впервые встречается в документе датируемым 1196 годом. Первое упоминание о Гейдельберге, как о замке (в хронике употреблено слово castrum (лат.)), относится к 1214 году, когда он был дарован правителю Пфальца Людвигу I, императором Фридрихом II. На протяжении последующих четыреста лет замковый комплекс, постоянно развивался, став местом размещения одного из самых блестящих царственных дворов Германии.

В ряду знаменитых королевских замков Германии, Гейдельбергский замок выделяется тем, что строился не сразу, поэтапно на протяжении большого периода времени. Каждый из правителей Пфальца добавлял к резиденции свои новые здания. В названиях архитектурных частей замка увековечились имена императора Рупрехта III, курфюрстов Людвига V, Отто Генриха и Фридриха V. Самой старой частью замка является крыло Рупрехта III, бывшего германским императором с 1400 по 1410-ый годы.

Во время правления Людвига V (1508-1544), Гейдельберг посетил известный немецкий богослов, идейный вдохновитель реформистского движения Мартин Лютер. Брат Людвига V, пфальцграф Вольфганг, подробно показал гостю замок, красоту и надёжность которого, Лютер в восторженных тонах описал в письме к своему другу и соратнику Георгу Спалатину.

Наибольшее творческое наследие, воплощённое в элементах замка оставил после себя, курфюрст Фридрих V. В 1613 году Фридрих V женился на английской принцессе Елизавете Стюарт. Он безмерно любил свою супругу, и даже увековечил в камне ей своё признание в любви на воротах Елизаветы, служившие главным входом в легендарный сад «Hortus Palatinus». Этот волшебный сад представлял собой систему двух террас, на которых размещались беседки, красочные фонтаны, бассейны и причудливые гроты, произрастали экзотические виды растений.

В 1619 году протестанты, восставшие против Священной Римской Империи, предложили корону Богемии, Пфальцграфу Фридриху V. Несмотря на предчувствие большой войны, Фридрих V принял предложение. Для замка Гейдельберг это имело трагические последствия. С этого момента строительство замка окончательно завершилось, а после его ожидала череда разрушений.

Курфюрст Фридрих V
8 ноября у Белой Горы в Чехии состоялось одно из решающих сражений Тридцатилетней Войны, в которой сторонники Фридриха V потерпели сокрушительное поражение. Курфюрст вынужден был бежать, оставив свои владения незащищёнными перед армией знаменитого полководца того времени, фельдмаршала Иоганна Церкласа Тилли. 26 августа имперские войска подошли к Гейдельбергу. После непродолжительных военных действий 16 сентября город был захвачен. Через несколько дней пал и замок.

5 мая 1633 году в город Гейдельберг вошли шведские войска и приступили к осаде замка. Прежде чем он был сдан имперским гарнизоном, замок подвергся сильному артиллерийскому обстрелу. На следующий год имперские силы предприняла попытку возвратить замок, но достигли окончательного успеха только в 1635. После подписания Вестфальского мира, возвестившего об окончании Тридцатилетней войны, правителем Пфальца стал второй сын Фридриха V, Карл Людвиг. Семья нового курфюрста не торопилась переезжать в разрушенный замок, и сделала это только в октябре 1649 года. После смерти сына Карла I, курфюрста Карла II, король Франции Людовик XIV потребовал передачи правящего титула принцессе Пфальца, герцогине Елизавете Шарлотте (часто также упоминаемой под именем Лизелота). В конце сентября французские войска вторглись в Пфальц и 29 октября вошли в Гейдельберг. Ведя войну сразу против нескольких государств Европы, французы понимали, что не смогут долго удерживать эту область, поэтому было принято решение разрушить все фортификации Пфальца, во избежание использования их врагами Франции. 2 марта 1689 года французы подожгли замок и взорвали главную башню.

В 1690 вступив во власть, новый правитель Пфальца Иоганн Вильгельм приступил к восстановлению стен и башен замка. Когда в 1691 и 1692 французская армия снова подступала к воротам Гейдельберга, оборона города успешно справилась с их атаками. Но французы не прекращали попыток овладеть этим стратегически важным пунктом, и в мае 1693 года, им всё же сопутствовал успех. Однако замок всё ещё оставался незанятым. Чтобы лишить гарнизон поддержки французы разорили город, и вскоре защитники замка вынуждены были сдаться. На этот раз французские захватчики решили причинить замку более существенные разрушения, чем в 1689, когда они спешно покинули Гейдельберг. Под стены и башни замка были заложены и подорваны мощные заряды, нанеся ему непоправимый урон.

Здание Фридриха V
Автор фото:     European Citizen
Крыло Отто Генриха
Автор фото:     mr.donb
После окончания войны, у правителей Пфальца по поводу замка имелись разные планы от использования замка в качестве стройматериала для строительства нового дворца, до полной его восстановления и перепланировки. Но все эти идеи были оставлены из-за нехватки средств. В 1720 году курфюрст Карл III Филипп объявляет о переезде его двора в Мангейм. Такое решение было, прежде всего, обусловлено разгоревшимися религиозными конфликтами. Преемник Карла Филиппа, Карл Теодор решил снова возвратить свой двор в Гейдельберг. Однако в июне 1764 года после двойного удара молнии в одно из зданий замка, в нём начался пожар. Карл Теодор увидел в этом недобрый знак и отказался от своих намерений.

В 1777 курфюрст Карл Теодор стал одновременно правителем Баварии и перенёс свой двор из Мангейма в Мюнхен. Гейдельбергский замок окончательно утратил статус правительственной резиденции и с 1767 года замок даже стали использовать в качестве источника строительного камня.

В 1803 году города Мангейм и Гейдельберг вошли в состав земли Баден. Гранд Герцог Бадена Карл Фридрих, был доволен расширением своей территории, хотя присутствие на ней знаменитого, но заброшенного замка, расценил как нежелательное. Замок продолжал разрушаться. Местные горожане для строительства собственных домов извлекали из разрушенных зданий камень и железо. Печальная участь также постигла многие статуи и элементы декора.


Гейдельбергский замок
на картине Уильяма Тёрнера
В XIX веке руины Гейдельберга стали местом паломничества многих известных художников. Известный английский живописец, оставивший нам в наследие множество полотен с изображением замков, Уильям Тёрнер, несколько раз останавливался в Гейдельберге, чтобы запечатлеть его романтический образ. В своих работах Тёрнер, как и его последователи, не стремился доподлинно передать фактические детали, а всегда полагался на собственное видение пейзажа, поэтому замок на картинах Тёрнера, возвышается над холмом намного выше, чем на самом деле.

От безвозвратной потери для общества, замок спас Шарль де Гремберг. До 1822 он был добровольным смотрителем замка, проживая в «Стеклянном Крыле», откуда мог, наблюдал за ним. Задолго до того как охрана исторических памятников стала в германии государственным делом, он был первым человеком, которому в отличие от правительства Бадена, была не безразлична дальнейшая судьба величественных руин Гейдельбергского замка. Стараниями Шарля де Гремберга, был выпущен первый иллюстрированный путеводитель по замку, а в город стали прибывать первые туристы, чтобы взглянуть на него. Вскоре деятельность де Гремберга заинтересовала немецкую общественность. Вопрос, должен ли замок быть полностью восстановлен, обсуждался в течение долгого времени. В 1868 году немецкий поэт Вольфганг Мюллер фон Кёнигсвинтер приводил доводы в пользу полной реконструкции, утверждая, что подобный шаг вызовет всеобщее одобрение на общественных диспутах и в прессе.

В 1890 году была создана комиссия, включавшая в себя специалистов со всей Германии. Сопоставив текущее положение замка с восстановленными его планами, комиссия пришла к выводу, что полное восстановление замка не представляется возможным. Было решено, полностью восстановить, выгоревшее, но не разрушившееся крыло Фридриха, реконструкцию которого провели в период между 1897 и 1900 годами.

В XX столетии популярность Гейдельбергского замка, как уникальной исторической достопримечательности неуклонна росла. Замок стали посещать гости почти со всех концов света и к началу нынешнего века ежегодное количество туристов прибывающих в Гейдельберг, составило около трёх миллионов. Помимо интереса в качестве памятника истории и архитектуры, замок стал популярным местом среди молодоженов. За год в часовне замка проводится около сотни свадебных церемоний.
Замок Гейдельберг
Панопарама ночного замка Автор фото Kunwar Vikram Notay
Сады Hortus Palatinus были основаны по велению курфюрста Пфальца Фридриха V. Зиму 1612 года Фридрих V провёл в Англии, где состоялось его бракосочетание с дочерью короля Якова I, Елизаветой Стюарт. Несмотря на то, что данный брак преследовал, прежде всего, политические цели, а именно создание союза протестантских Англии, Пфальца, Голландского Дома Оранских Нассау и Дании, Фридрих и Елизавета по настоящему любили друг друга, сохраняя романтические отношения в течение всей совместной жизни. Вернувшись из Англии в свою главную резиденцию Гейдельберг, Фридрих в знак любви к своей супруге, приступает к преобразованию замка в английском стиле. Специально для Елизаветы строится «английское крыло», зверинец и закладывается новый итальянский сад. В то время подобные сады эпохи Возрождения приобрели в Англии огромную популярность.

Замок с садом Hortus Palayinus и замок сегодня
К работе над новым садом Фридрих привлёк английского архитектора и дизайнера Иниго Джонса, а также французского инженера и учёного Саломона де Косса. К тому времени де Косс уже вёл один масштабный проект по созданию садов в стиле Барокко, при Ричмондском дворце Принца Уэльского Генриха Фредерика Стюарта. В 1612 году из-за смерти принца, работы были прекращены. С июля 1614 де Косс начал работу над садами Гейдельберга, где как полагают многие историки архитектуры, он в более крупном масштабе воплотил в жизнь свои идеи, возникшие у него ещё при работе в Ричмонде.

Соломон де Косс.
Создатель волшебного сада.
Главной проблемой, с которой столкнулись инженеры, была неровность местности. Необходимо было выровнять крутой гористый ландшафт вокруг замка, преобразовав его в огромные плоские террасы. В результате около замка была подготовлена большая многоуровневая площадка L-образной формы, на которой в период с 1614 по 1619 годы, были размещены элементы сада: прекрасные статуи, декоративные гроты, экзотические растения и деревья. Особенно де Косс гордился лично им созданной апельсиновой рощей, насчитывавшей тридцать деревьев шестидесятилетнего возраста, которые доставлялись в Германию специальным способом, чтобы после путешествия они могли прижиться на новом месте. Hortus Palatinus был также знаменит водяным органом, механическими птицами, имитирующими пение соловья, лабиринтами и знаменитой статуей Мемнона. Всё это волшебное многообразие настолько восхищало современников, что сад был по праву назван «Восьмым Чудом Света».

Сегодня помимо версии о том, что сады Hortus Palatinus являлись олицетворением безмерной любви Фридриха V к своей супруге, существует и другое мнение, что они отражали его политические устремления, которые распространялись далеко за пределы Пфальца. Будучи главой Протестантского Союза и высшим Выборщиком императора Священной Римской Империи, он надеялся распространить своё влияние на всю Германию. В 1619 году Фридрих V, решился бросить вызов императору Фердинанду II, правившему Богемией. Величественные сады должны были символизировать мощь правителя, ставя его в один ряд со знаменитыми императорами Рима.

Терассы сегоднешнего сада
Хотя сады и были выполнены в английском стиле, несомненно, что де Косс применил здесь весь свой богатый опыт, внеся в них элементы элегантных садов северной Италии и Тосканы. Не исключено, что главенствующую роль при создании сада играло не воплощение в нём политических символов и метафор, а просто желание де Косса сотворить шедевр, превосходящий по своей красоте и грандиозности, все известные в то время дворцовые сады Европы. В любом случае на сегодня все версии об истинном предназначении Hortus Palatinus выглядят вполне правдоподобными.

Фонтан Нептуна
В 1619 году, когда разразился военный конфликт за обладание короной Чехии между Фридрихом V и императором Фердинандом II, сады ещё не были закончены. 8 ноября 1620 года в знаменитом сражении у Белой Горы, неподалёку от Праги, сторонники Фридриха были разгромлены. Курфюрст и его супруга были вынуждены бежать из империи и провести остаток своей жизни в изгнании. Естественно, что дальнейшая работа над Hortus Palatinus была прекращена, а де Косс уехал в Париж.

В ходе, разгоревшейся вслед за этими событиями Тридцатилетней Войны, замку Гейдельберг и его прекрасным садам, был нанесён непоправимый ущерб. Ровные террасы садов использовались для установки артиллерии, для обстрела города. В 1648 году сын Фридриха V, Карл Людвиг был восстановлен в качестве правителя нижнего Пфальца. Поскольку после войны, вверенные ему земли, находились в тяжелом экономистом положении, у нового курфюрста не было ни желания, ни средств на восстановление Hortus Palatinus. От былого великолепия остались лишь руины, которые всё равно стали одной из популярных местных достопримечательностей. В 2003 году, в европейской Медиа Лаборатории, была воссоздана цифровая копия великого творения Саломона де Косса.





1 комментарий:

  1. Очень захватывающее здание, которое стоит посетить 100%, к тому же он находится в городе Гейдельберг, где можно остановиться и погулять. или же приехать сюда на экскурсию!

    ОтветитьУдалить