Балет на музыку Сергея Прокофьева в четырех актах, девяти картинах. Либретто С. Радлова, А. Пиотровского, Л. Лавровского и С. Прокофьева.
Действующие лица
- Эскал, герцог Вероны
- Парис, молодой дворянин, жених Джульетты
- Капулетти
- Жена Капулетти
- Джульетта, их дочь
- Тибальд, племянник Капулетти
- Кормилица Джульетты
- Монтекки
- Ромео, его сын
- Меркуцио, друг Ромео
- Бенволио, друг Ромео
- Лоренцо, монах
- Паж Париса
- Паж Ромео
- Трубадур
- Шут
- Граждане Вероны, слуги Монтекки и Капулетти, подруги Джульетты, хозяин кабачка, гости, свита герцога, маски
Действие происходит в Вероне в начале эпохи Возрождения.
История создания
Замысел балета по трагедии Шекспира (1564—1616) «Ромео и Джульетта» о
трагической гибели влюбленных, принадлежащих к враждующим знатным
родам, написанной в 1595 году и вдохновившей многих музыкантов от
Берлиоза и Гуно до Чайковского, возник у Прокофьева вскоре после
возвращения композитора из-за границы в 1933 году. Тему подсказал
известный шекспировед, в то время — художественный руководитель
Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (Мариинского) С. Э.
Радлов (1892—1958). Композитор вдохновился предложенным сюжетом и стал
работать над музыкой, одновременно создавая либретто совместно с
Радловым и видным ленинградским критиком, театроведом и драматургом А.
Пиотровским (1898—1938?). В 1936 году балет был представлен в Большой
театр, с которым у авторов был договор. В первоначальном варианте
сценария предусматривался счастливый конец. Музыка балета, показанная
руководству театра, в целом, понравилась, но коренное изменение смысла
трагедии Шекспира привело к ожесточенным спорам. Полемика вызвала у
авторов балета желание пересмотреть свою концепцию. В конечном счете они
согласились с упреками в вольном обращении с первоисточником и сочинили
трагический финал. Однако представленный в этом виде балет дирекцию не
устроил. Музыку сочли «нетанцевальной», договор расторгли. Возможно, в
этом решении сыграла роль сложившаяся политическая обстановка: совсем
недавно в центральном партийном органе, газете «Правда», были
опубликованы статьи, шельмующие оперу «Леди Макбет Мценского уезда» и
балет «Светлый ручей» Шостаковича. Разворачивалась борьба с крупнейшими
музыкантами страны. Дирекция, по-видимому, решила не рисковать.
Премьера «Ромео и Джульетты» была осуществлена 30 декабря 1938 года в
чешском городе Брно в хореографии И. Псоты (1908—1952), артиста балета,
педагога и хореографа, родившегося в Киеве. Серьезной преградой для
постановки спектакля на отечественной сцене стало и то обстоятельство,
что один из авторов либретто, Адриан Пиотровский, к этому времени был
репрессирован. Его имя убрали из всех документов, касающихся балета.
Соавтором либреттистов стал балетмейстер Л. Лавровский (настоящая
фамилия Иванов, 1905—1967), окончивший в 1922 году Петроградское
хореографическое училище и сначала танцевавший на сцене ГАТОБа
(Мариинского театра), а с 1928 года увлекшийся постановкой балетов. В
его творческом портфеле были уже «Времена года» на музыку Чайковского
(1928), «Фадетта» (1934), «Катерина» на музыку А. Рубинштейна и А. Адана
(1935), «Кавказский пленник» Асафьева (1938). Балет «Ромео и Джульетта»
стал вершиной его творчества. Однако премьере, состоявшейся 11 января
1940 года, предшествовали сложности.
Артисты подвергли балет настоящей обструкции. По театру ходил злой
парафраз из Шекспира: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка
Прокофьева в балете». Многочисленные трения возникли и между
композитором и хореографом, имевшим свою точку зрения на спектакль и
исходившим, в основном, не из музыки Прокофьева, а из трагедии Шекспира.
Лавровский требовал от Прокофьева изменений и дополнений, композитор
же, не привыкший к чужому диктату, стоял на том, что балет написан в
1936 году, и возвращаться к нему он не намерен. Однако вскоре ему
пришлось уступить, так как Лавровский сумел доказать свою правоту. Был
написан ряд новых танцев и драматически эпизодов, в результате родился
спектакль, существенно отличавшийся от брненского не только
хореографией, но и музыкой.
Фактически Лавровский поставил «Ромео и Джульетту» в полном
соответствии с музыкой. Танец ярко раскрыл душевный мир Джульетты,
прошедшей путь от беззаботной и наивной девочки до смелой, страстной
женщины, готовой на все ради любимого. В танце даются и характеристики
второстепенных персонажей, таких как светлый, словно искрящийся Меркуцио
и мрачный, жестокий Тибальд. «Это <...> «речитативный» балет
<...> Такой речитатив имеет собирательный эффект, — писала
иностранная критика. — Танец стал слитным, непрерывно льющимся, а не
акцентируемым <...> Мелкие блестящие нежные движения уступили
место колоссальной элевации <---> Хореограф <...> сумел
избежать «подводных камней» пьесы без слов. Это <...> истинный
перевод на язык движений».
Этот вариант балета и стал всемирно известным.. Музыка, к которой
артисты балета постепенно привыкли, раскрылась перед ними во всей
красоте. Балет по праву вошел в классику этого жанра. По клавиру балет
состоит из 4-х актов, 9-и картин, однако при постановках 2-ю картину,
как правило, делят на четыре, а последний акт, состоящий всего из одной
краткой картины, присоединяют к 3-му в качестве эпилога, в результате
чего в балете оказывается 3 акта, 13 картин с эпилогом.
Сюжет (излагается по изданному клавиру)
Раннее утро на улице Вероны. Появляются прохожие, трактирные служанки
готовят столы для посетителей. Из дома Капулетти выходят слуги и
любезничают со служанками. Из дома Монтекки также выходят слуги.
Начинается драка. Выбежавший на шум племянник Монтекки Бенволио
разнимает дерущихся, но Тибальд, который только и ищет случая сразиться с
кем-нибудь из враждебного рода, выхватывает шпагу. На шум схватки из
обоих домов выбегают родные и слуги, разгорается бой. Появляется герцог
Вероны. Он приказывает сложить оружие и объявляет, что отныне поединок в
городе карается смертью.
Зал во дворце Капулетти и сад перед дворцом. Джульетта шалит,
поддразнивает кормилицу, и лишь вошедшая мать прекращает веселую возню.
Джульетта теперь — невеста Париса и должна вести себя с достоинством. На
бал по случаю помолвки собираются гости. Начинаются танцы, все просят
Джульетту показать свое искусство. Тайком проникший во вражеский дом
замаскированный Ромео не может оторвать от нее глаз. Меркуцио, также
пробравшийся сюда в маске, смешит гостей. Воспользовавшись тем, что
всеобщее внимание направлено на кузена, Ромео говорит Джульетте о своей
любви. Маска спадает с него, и Джульетта видит прекрасное лицо юноши. Ее
также охватывает любовь. Тибальд узнает Ромео. Гости расходятся, и
кормилица раскрывает Джульетте имя того, кто ее пленил. Лунная ночь. В
саду дворца Капулетти встречаются влюбленные — никакая вражда не может
стать преградой их чувствам. (Эта картина часто делится на четыре: В
комнате Джульетты, На улице перед дворцом, В зале дворца и В саду перед
балконом.)
На площади в разгаре карнавальное веселье. Кормилица разыскивает
Ромео и передает ему письмо Джульетты. Он счастлив: Джульетта согласна
стать его женой.
В келью патера Лоренцо приходит Ромео с просьбой обвенчать его с
Джульеттой. Лоренцо согласен. Появляется Джульетта, и патер
благословляет юную чету.
На улицах Вероны продолжается карнавал. Веселятся Бенволио и
Меркуцио. Тибальд вызывает Меркуцио на поединок. Ромео пытается
остановить их, но Тибальд наносит роковой удар — Меркуцио убит. Ромео
мстит за друга: Тибальд также падает мертвым. Ромео должен бежать, чтобы
не быть казненным.
Ромео в комнате Джульетты. Он пришел проститься. С рассветом
влюбленные расстаются. Входят родители Джульетты и объявляют, что выдают
ее замуж за Париса. Напрасны мольбы Джульетты.
Снова келья патера Лоренцо. К нему прибегает Джульетта за помощью.
Патер дает ей зелье, выпив которое она погрузится в сон, подобный
смерти. Когда ее оставят в фамильном склепе Капулетти, Ромео,
предупрежденный патером, придет за ней.
Джульетта дает согласие на брак с Парисом, но, оставшись одна,
выпивает зелье. Подруги, пришедшие нарядить ее к венцу, застают невесту
мертвой.
В усыпальницу прибегает услышавший о страшной вести Ромео — патер
Лоренцо не успел предупредить его. В отчаянии юноша выпивает яд.
Джульетта просыпается и, увидев мертвого возлюбленного, закалывает себя
кинжалом. Появляются старые Монтекки и Капулетти. Потрясенные, они
клянутся прекратить роковую вражду.
Музыка
Лучшее определение «Ромео и Джульетты» дал музыковед Г. Орджоникидзе:
«Ромео и Джульетта» Прокофьева — произведение реформаторское. Его можно
назвать симфонией-балетом, ибо хотя в нем и нет формообразующих
элементов сонатного цикла в их, так сказать, «чистом виде», весь он
пронизан чисто симфоническим дыханием... В каждом такте музыки ощущается
трепетное дыхание главной драматургической идеи. При всей щедрости
изобразительного начала оно нигде не принимает самодовлеющего характера,
насыщаясь активно драматическим содержанием. Самые экспрессивные
средства, крайности музыкального языка применены здесь своевременно и
внутренне оправданы... Балет Прокофьева отличается глубоким своеобразием
музыки. Оно проявляется прежде всего в характерной для балетного стиля
Прокофьева индивидуальности танцевального начала. Для классического
балета этот принцип не типичен, и обычно он проявляется лишь в моментах
душевного подъема — в лирических адажио. Прокофьев же названную
драматургическую роль адажио распространяет на всю лирическую драму».
Отдельные, самые яркие номера балета очень часто звучат на концертной
эстраде как в составе симфонических сюит, так и в фортепианном
переложении. Это «Джульетта-девочка», «Монтекки и Капулетти», «Ромео и
Джульетта перед разлукой», «Танец антильских девушек» и др.
Л. Михеева
Комментариев нет:
Отправить комментарий