С 1779 года парк Шёнбруннского дворца, стал для венцев, одним из
излюбленных мест отдыха, а с прошлого середины столетия, территория
Шёнбрунна, стала популярным туристическим аттракционом. Общая
протяжённость парка составляет 1 км с севера на юг, и 1,2 км с востока
на запад. Великолепный парк, прекрасно гармонирует со зданием дворца,
дополняя величественное здание барочными садами, и дополнительными
архитектурными элементами, вызывающими большой интерес посетителей.
| ||||||||||||||||
"Schöner Brunnen"
| ||||||||||||||||
Рассказ о достопримечательностях дворцового парка Шёнбрунн, несомненно,
стоит начать с предмета, давшего согласно легенде, название этого места.
Речь идёт об источнике, который в начале XVII века, обнаружил здесь
император Матиас. (Schöne Brunnen – в переводе с немецкого означает
«прекрасный источник»). Первый колодезный дом, был сооружён придворным
садовников Штекховеном, но позднее в 1771 придворный архитектор Исидор
Каневали, заменил его на новый.
Он представляет собой квадратный павильон, с открытой полукруглой аркой. Она как бы обрамляет статую нимфы, выполненную Вильгельмом Байером. Девушка, склонившись над бассейном, держит в руках вазу, из которой изливаются потоки чистой воды, когда-то так понравившейся императору. | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Фонтан Нептуна
| ||||||||||||||||
По замыслу создателей парка, расположенный у подножия холма, позади
дворца, фонтан Нептуна, стал завершающим элементом паркового большого
партера. В 1776 году началось рытьё бассейна, на котором четыре года
спустя, незадолго до смерти Императрицы Марии Терезии, появился
великолепный фонтан. Общая композиция этого произведения искусства, была
разработана Иоганном Фердинандом Хецендорфом фон Хенбергом, а
скульптурная мраморная группа, была выполнена мастером Вильгельмом
Бейером.
| ||||||||||||||||
В центре этой группы возвышается большая статуя бога Нептуна, стоящего с
трезубцем на колеснице в виде гигантской раковины. Слева от него
расположена сидящая нимфа, а справа стоящая на коленях морская нимфа
Фетида, упрашивающая Нептуна, одобрить участие её сына Ахиллеса в походе
на Трою. С XVI по XVIII века, образ Нептуна, несущегося на своей
колеснице-раковине, использовался в символическом качестве, многими
европейскими монархами. Первоначально скульптурная группа располагалась
лишь на фоне украшенной вазами балюстрады, формирующей заднюю стену
бассейна. В XIX столетии позади фонтана появились деревья, создающие
подчёркивающий его красоту естественный фон.
| ||||||||||||||||
Римские Руины
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
По поводу первоначального названия этой художественной композиции, стоит
заметить, что в течение нескольких столетий Габсбурги были не просто
монархическим домом Австрии, а правителями Священной Римской Империи,
считавшие себя законными преемниками императоров античного Рима. Поэтому
название «Падение Карфагена», должно было напоминать о славной страницы
истории Рима, подчёркивая династическую принадлежность владельцев
Шёнбрунна.
| ||||||||||||||||
Пальмовый Дом
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Для своего времени конструкция павильонов «Пальмового Дома», являлось
одним из новейших достижений строительных технологий. Пропорциональность
выпуклых и вогнутых линий, центральных и боковых павильонов, придаёт
всей структуре здания ощущение видимой лёгкости, несмотря на то, что
железные несущие элементы и стеклянная обшивка обладают внушительным
весом.
| ||||||||||||||||
Глориетте
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Основная часть колонн, капиталов, арок и других элементов Глориетте,
были в свое время доставлены из недостроенного дворца Нейгебёде,
возведение которого было начатого Максимилианом II, ещё в 1568 году.
Оттуда же привезли бычьи головы украшающие бордюр центральной секции. В
1774 так и не увидевший своего завершения дворец Максимилиана, был отдан
для нужд армии под пороховой склад. По указанию Марии Терезии,
оставшиеся архитектурные элементы дворца, представлявшие художественную
ценность, были демонтированы и доставлены в Шёнбрунн для реконструкции
парка.
| ||||||||||||||||
В течение XIX века, центральная застеклённая секция Глориетте, часто
использовалась в качестве обеденного зала. Поблизости даже была
выстроена кухня, которую, правда, в 1925 году удалили. Год спустя убрали
и остекление. В 1945 году, во время окончания второй Мировой войны,
часть восточного крыла была разрушена от попадания бомбы. В послевоенные
годы она была восстановлена, но в 1994-95 годах, над Глориетте повторно
провели тщательную реконструкцию, в ходе которой вновь застеклили
центральную секцию.
| ||||||||||||||||
Венский зоопарк
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
В 1779 году, наряду с садами, для широкой публики был открыт и зверинец.
Иосиф II продолжал финансировать его развитие, и в течение 1780-ых
годов, благодаря различным экспедициям, побывавшим в разных уголках
мира, коллекция зверинца, была значительно пополнена. К сожалению, в то
время, обслуживающий персонал не обладал достаточными знаниями и опытом
по уходу за экзотическими для Европы видами животных, что часто
приводило к их гибели. С началом XIX века, территория зверинца была
расширена. В нём появились даже такие крупные животные как слоны и
верблюды, и такие редкостные как кенгуру. В 1828 году в коллекцию
зверинца поступил первый жираф.
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
В конце XIX века зверинец Шёнбрунна, был преобразован в современный
Зоологический сад. В 1880 году, стены отделяющие вольеры друг от друга
были удалены, и заменены решётками, что сделало обзор животных более
удобным. В 1900 году, площадь зоопарка увеличилась в восточном
направлении, до фонтана Нептуна, поглотив территорию бывшего малого
фазанария. В 1914 году, в зоопарке содержалось около 3470 экземпляров
животных. Это самая большая численность его обитателей за всё время
существования.
| ||||||||||||||||
Музей экипажей
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Оранжерея
| ||||||||||||||||
|
В средневековье на месте нынешнего дворца, находилось поместье
Каттербург, с начала XIV века принадлежавшее монастырю Клостернбург. В
последующие десятилетия, поместьем владели разные хозяева, включая главу
города Вены. В 1569 оно стало имуществом Габсбургов, перейдя в
собственность Максимилиана II. Согласно историческим документам, он в
первую очередь заинтересовался поместным парком, который он использовал
для разведения диких и домашних птиц. В устроенном там фазанарии,
содержались даже диковинные по тем временам павлины. В 1576 после
внезапной кончины Максимилиана поместье Каттербург, перешло во владение к
Рудольфу II, выделившему незначительные средства, на его поддержание.
Следующий император Матиас, использовал его в качестве охотничьего
угодья, и именно он, согласно легенде, дал поместью новое имя Schöne
Brunnen, что означает «прекрасный источник», обнаруженный им во время
охотничьей прогулки в 1612 году.
| |||||
| |||||
|
Зимой 1742-43 года, началась новая работа над неоконченным зданием,
постепенно превратившаяся в масштабный строительный проект, кульминацией
которого стал прекрасный облик сегодняшнего дворца. Первая фаза
реконструкции, длившаяся до 1746 года, проходила под руководством,
архитектора Николо Пакасси, впоследствии ставшего имперским придворным
архитектором. К 1746 году в восточном крыле были готовы палата для
аудиенций и фешенебельные апартаменты Марии Терезии и Франца Стефана.
| ||||||||||||
За год до этого была открыта обновлённая дворцовая часовня. Освящение
состоялось 29 апреля 1745 года. Церемонию проводил архиепископ Вены, в
присутствии Марии Терезии, её семьи и других членов двора.
Первоначальная часовня была посвящена Марии Магдалине, но после
восстановления её освятили в честь Богородицы Девы Марии. Реставрация
часовни была одной из первостепенных задач, поскольку традиции
повседневной жизни двора Габсбургов, предписывали обязательное
ежедневное участие в церковных службах.
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Следующей стадией реконструкции дворца стало удаление центрального
внешнего лестничного марша, который Фишер выстроил перед Парадной
площадью. Это позволило увеличить пространство для прибывающих к дворцу
экипажей, и получить возможность размещения над бельэтажем Большой и
Малой Галереи. Параллельно в западном крыле на месте бывшего обеденного
зала, для доступа на бельэтаж, построили Синюю Лестницу. Чтобы придать
её соответствующий роскошный вид, были сохранены украшающие потолок
фрески, выполненные Себастьяном Риччи в 1702-03 годах.
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
В 1765 году внезапная смерть Императора Франца Стефана сильно потрясла
Марию но, несмотря на это работа над дворцом не была остановлена. По
случаю тяжёлой утраты, овдовевшая Императрица решает сделать
мемориальными несколько комнат в восточном крыле. Мария не жалеет на это
средств. Комнаты обшиваются дорогостоящими деревянными панелями,
обработанными редкостными китайскими лаками, что позволило им,
сохраниться в отличном состоянии и по сей день. Между 1769 и 1777 годами
на первом этаже появились летние апартаменты Марии, где она любила
проводить время в жаркие месяцы. Эти так называемые Комнаты Бергля
(Bergl Rooms), были расписаны экзотическими пейзажными фресками.
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Любимое летнее место отдыха Марии Терезии, комплекс комнат созданных
Иоганном Венцелем Берглем. Их стены и потолок покрывали живописные
пейзажи, далёких миров, изобилующие изображениями экзотических птиц и
животных. Восточные и юго-восточные комнаты занимал наследный принц
Рудольф, а южные непосредственно Мария Терезия.
| ||||||||||||
Последним проектом, начатым Марией Терезией в 1770-ые года, стало
декорирование и перепланировка сада. Эта часть работы была поручена
придворному архитектору Иоганну Фердинанду Хецендорфу фон Хенбергу. Под
его руководством в парке появились такие прекрасные сооружения как
Глориетте, Фонтан Нептуна, Римские Развалины и Фонтан Обелиск. Кроме
того аллеи, фонтаны и открытые площадки, украсили скульптурами
выполненными Вильгельмом Бейером и его учениками. Когда Мария Терезия
умирала, реконструкция дворца и парка, всё ещё не была окончательно
завершена.
|
После смерти Марии Терезии, дворец Шёнбрунн оставался незанятым, за
исключением летних месяцев, когда в него переселялся двор Императора
Франца II/I. В годы Наполеоновских войн, Шёнбрунн дважды в 1905, и в
1809 занимался французскими войсками. Оба раза во дворце находилась
ставка Наполеона, размещавшаяся в восточном крыле, в мемориальных
комнатах Франца Иосифа. В 1810 Наполеон потребовал руки дочери
Императора Франца II/ I, Марии Луизы.
Правитель Австрии, был вынужден пойти на этот шаг ради подписания мира.
Мария став второй женой Наполеона, родила сына Франца, известного
впоследствии как Герцог Рейхштадский и являвшегося единственным законным
сыном императора Франции. После поражений и сложения Наполеоном своих
полномочий Мария Луиза перевезла двухлетнего сына в Вену, где он рос при
дворе своего дедушки, разделив с ним его увлечённость ботаникой.
Сегодня в Комнате Наполеона можно увидеть портрет маленького Франца
работающего в саду. В 1832 году в возрасте всего 21 года молодой Герцог
скончался от туберкулёза. В память о нём среди музейных экспонатов
дворца, хранится его посмертная маска и личные вещи.
| ||||||||||||
| ||||||||||||
С самого начала своего правления Франц Иосиф поселился в апартаментах
западного крыла, выходящих на Парадный Двор, которые он будет занимать
вплоть до 21-го ноября 1916 года, момента своей смерти. Они включали в
себя ряд смежных комнат, в том числе палату аудиенций, кабинет и
спальню. Палата аудиенций сохранила за собой великолепную отделку
панелями из орехового дерева, сделанную при жизни Марии Терезии. В
основном покои Императора не нуждались в новой меблировке, поскольку
Франц Иосиф, использовал мебель, служившую его дяде и предшественнику
австрийскому Императору Фердинанду I, хотя в 1860-ые годы отдельные
комнаты были все же отремонтированы и заново меблированы.
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Обстановка кабинета Франца Иосифа, выглядит более чем скромно, по
сравнению с роскошным оформлением других комнат дворца. Стены кабинета
увешаны многочисленными картинами и фотографиями Императора и его
супруги Императрицы Елизаветы, также известной как мадам «Sisi». Среди
них выделяются два больших портрета, изображающих Франца Иосифа в
возрасте 33-ёх лет и его жену.
| ||||||||||||
В 1854 году, началось благоустройство апартаментов будущей Императрицы и
супруги Франца Иосифа Герцогине Баварии Елизаветы. Они расположились в
западном крыле, со стороны парка. Апартаменты Елизаветы состояли из
нескольких комнат, сконцентрированных вокруг Салона Императрицы, где она
принимала приватных гостей. С северной стороны к нему примыкали
спальня, комната для переодеваний и Лестничный Кабинет служившие для
личных нужд Императрицы. Лестничный Кабинет, назвался так потому что, в
эту комнату была встроена винтовая ведущая к помещениям первого этажа.
После падения монархии, эта лестница была удалена.
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Последние изменения как имперской резиденции, коснулись дворца в период с
1869 по 1873 годы, во время подготовке к предстоящей в Вене
Международной выставке. Причудливые орнаменты и изысканные формы стиля
Рококо интерьеров XVIII века, были заменены на элементы Нео-Рококо,
более подчёркивающие имперский стиль. Реставрационные работы затронули
обе Галереи и комнаты восточного крыла, в которых должны были
разместиться высокопоставленные гости. Стены комнат украсили гобелены из
имперской коллекции или новые обои из красного дамасского шёлка.
| ||||||||||||
В Австрии , оказывается, очень много старых замков.Романтические и утилитарные, очень древние и вполне себе современные, романские, готические и ренессансные — каждый из них имеет своё собственное лицо, а значит, посещение австрийских замков определённо не наскучит вам, даже если вы не фанат средневековой экзотики.
ОтветитьУдалить