Чарльз Джон Гаффам Диккенс (1812—1870)

Английский романист, которого, как правило, относят к величайшим писателем викторианской эпохи. Для произведений Диккенса свойственна критика несправедливости, лицемерия и пороков общества. Сам он также испытал их, подвергаясь угнетениям в отрочестве, когда был вынужден с ранних лет бросить школу и начать работать на заводе. Диккенсовские хорошие, плохие и комичные персонажи, такие как жестокий скряга Скрудж, начинающий писатель Дэвид Копперфилд, или доверчивый и простодушный мистер Пиквик, очаровывали поколения читателей.
“Дети, кто бы их ни воспитывал, ничто не ощущают так болезненно, как несправедливость”. (“Большие надежды”, 1860-61, пер. М. Лорие.)

Дом, где родился писатель.
фото с сайта victorianweb.org

Чарльз Диккенс родился в Лендпорте, графство Хэмпшир, в век новой индустриальной эпохи, которая породила теории Карла Маркса. 


Чарльз Диккенс родился 7 ноября 1812 года, в Портсмуте. Происходивший из многодетной семьи, Диккенс рано узнал нищету и в полной мере изведал бедствия, уготованные социально отверженным. Достоверность картин жизни людей этого круга, нескрываемое сострадание героям, на которых обрушивается немилость судьбы, более всего поражали современников в его романах, подчас носящих автобиографический характер.
Долговая тюрьма, в которой провел остаток лет отец Диккенса, разорившийся почтовый чиновник, стала местом действия в «Крошке Доррит» (1857). По собственным детским воспоминаниям описана фабрика ваксы, где мойщиком бутылок служит Дэвид Копперфильд («Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим», 1850).
Отец Диккенса был клерком в отделе заработной платы военно-морского флота. Он хорошо зарабатывал, но часто возникали финансовые проблемы. В 1814 году Диккенс переехал в Лондон, а затем в Чатем, где он получил кое-какое образование. Школьный учитель Уильям Гилес уделял особое внимание Диккенсу, который делал большие успехи. В 1824 году, в двенадцатилетнем возрасте, Диккенса послали работать на несколько месяцев на завод ваксы, в Хангерфорд Маркет в Лондоне, в то время как его отец Джон был в Маршалсийской долговой тюрьме. «Мои отец и мать были полностью удовлетворены», — позже с горечью вспоминал Диккенс. «Они едва ли были бы более довольны, если бы я был двадцатилетним, кончил гимназию с отличием, и поступал в Кембридж». Впоследствии эти времена нашли свое отражение в романе «Маленькая Доррит» («Little Dorritt», 1855—57). Джон Диккенс выплатил свой долг в 40 фунтов стерлингов из денег, унаследованных им от своей матери; она умерла в возрасте 79 лет, когда он все еще был в заключении.

С 1824 по 1827 год Диккенс учился в Веллингтонской академии в Лондоне и, в 1827 году, в школе мистера Доусона. С 1827 по 1828 он был клерком юридической фирмы, а затем репортером-стенографистом в «Доктор Коммонс» (Doctor's Commons). После обучения стенографии, он мог записывать речи слово в слово. К восемнадцати годам Диккенс получает читательский билет в Британском музее, где он читал с усердием и усидчивостью работы Шекспира, «Историю Англии» Голдсмита, «Краткую хронику Римского сената» Бергера. Он писал для «Тру сан» (The True Sun, 1830—32), «Парламент миррор» («The Mirror of Parliament», 1832—34) и «Морнинг кроникл» (The Morning Chronicle) в период с 1834 по 1836 годы. Вскоре Диккенс приобрел репутацию «самого быстрого и аккуратного человека в Галерее», и он мог отпраздновать свое процветание «новой шляпой и очень красивым голубым плащом с бархатными отворотами», — так описал его несколько франтоватый вид один знакомый. В 1830 году Диккенс сотрудничает с «Мансли мэгэзин» (The Monthly Magazine) и «Ивнинг кроникл» (The Evening Chronicle), а также работал редактором в «Альманахе Бентли» («Bentley's Miscellany»).

Эти годы оставили у Диккенса прочную привязанность к журналистике и недоверие к несправедливым законам. Его карьера как писателя художественной литературы началась в 1833 году, когда его короткие рассказы и эссе появились в печати. «Обед на Поплар-Уок» был первым напечатанным очерком Диккенса. Он появился в декабрьском номере «Мансли мэгэзин». Это заставило его так гордиться, что он позже рассказывал: "Я спустился в Вестминстер Холл и ходил там по кругу часа полтора, потому что взгляд мой был настолько затуманен счастьем и гордостью, что он не могли вытерпеть вида улицы и не годились, чтобы и его там видели таким." Очерки Боза (Sketches by Boz), иллюстрированные Джорджем Круикшанком (George Cruikshank), были изданы в виде книги в 1836—37 годах. «Посмертные записки Пиквикского клуба» (The Posthumous Papers of the Pickwick Club) публиковались частями ежемесячно с апреля 1836 по ноябрь 1837.

Отношения Диккенса с Марией Биднелл, дочерью банкира, за которой он ухаживал в течение четырех лет, завершились в 1833 году. Три года спустя Диккенс женился на Кэтрин Хогарт, дочери своего друга Джорджа Хогарта, который стал редактором заново созданной «Ивнинг кроникл» (The Evening Chronicle). У него с Кэтрин было 10 детей. Они расстались в 1858 году. Пытаясь излечить Кэтрин от головных болей и бессонницы, Диккенс регулярно подвергал жену воздействию гипноза. Некоторые биографии предполагают, что Диккенс был больше увлечен сестрой Кэтрин, Мэри, которая переехала в их дом и умерла в 1837, в возрасте 17 лет, на руках у Диккенса. Со временем она стала прообразом Доры Копперфильд. Диккенс выражал желание быть похороненным рядом с ней и всю жизнь носил кольцо Мери. Другая из сестер Кэтрин, Джорджиана, переехала к Диккенсам и писатель влюбился в нее. У Диккенса также была давняя связь с актрисой Эллен Тернан, которую он встретил в конце 1850-х.

Слух Диккенса, чуткий к разговорной речи, помогал ему создавать красочных персонажей посредством их собственного языка. В своих ежедневных писательских трудах Диккенс следовал четким правилам: «Он вставал в один определенный час, укладывался в другой, и, хотя он не был педантом, но этот порядок менялся редко. Он писал между завтраком и ланчем, и когда предстояло потрудиться над каким-либо произведением, ни один соблазн не мог быть настолько силен, чтобы заставить его пренебречь работой. Он соблюдал порядок и систематичность в течение всего дня. Его разум был чрезвычайно методичен, и во время его длительных прогулок, его отдыха, его работы, он руководствовался своими собственными правилами – правилами, хорошо выученными заранее, — и редко нарушал их». (неизвестный друг писателя из книги «Чарльз Диккенс, иллюстрированная антология»).


Диккенс с дочерьми
Фото с сайта victorianweb.org



Диккенс и персонажи его книг
Иллюстрации художников — современников писателя.
C сайта victorianweb.org

«Записки Пиквинского клуба» — это истории о компании довольно необычных личностей и их путешествиях в Ипсвич, Рочестер, Бат, и в другие места. «Истории» продавались по шиллингу за выпуск в 1836 и 1837 годах и открыли рынок для таких же недорогих книг. Многие из последующих романов Диккенса впервые издавались ежемесячно по частям, в том числе «Оливер Твист» (1837—39гг.). Эта книга повествует о низах лондонского общества и о тяжелых временах сироты Оливера Твиста, чьи права на наследство держатся в секрете подлым мистером Монксом. Оливер страдает на ферме для бедняков и в работном доме. Он вызывет гнев начальства, попросив вторую миску каши. Из одиночного заключения он попадает в ученики к гробовщику, а затем становится участником шайки молодых воров, возглавляемой мистером Феджином. В конце концов Феджин повешен в Ньюгейте и мистер Барнлоу усыновляет Оливера. «Николас Никльби» (1838—39) представляет собой вольно изложенную историю о попытках Николаса найти свое счастье.

Мрачная экранизация Оливера Твиста, созданная Дэвидом Лином (Lean) в 1948 году, находится в числе лучших экранизаций романов Диккенса. Юные воришки Лина так же жестоки и профессиональны, как гангстеры Луиса Бунюэля в фильме «Забытые» (Los Olvidados, 1950). Алек Гиннесс сыграл старого носатого Феджина. Карикатура вызвала неприятие некоторых евреев в Англии, несмотря на то, что роман Диккенса был написан 110 лет назад. Сионисты в своих протестах утверждали, что этот персонаж был представлен таким же образом, что и евреи, поносимые в нацистской газете «Штурмовик». Американские критики критиковали ленту за антисемитизм и вырезали 12 минут фильма прежде чем он прошел в кинотеатрах. Картина Лина «Большие надежды» (1946 г.), по мотивам диккенского романа, имела большой успех в США. «Дедушке он бы понравился», — сказала о о фильме внучка писателя Моника Диккенс, о фильме. Благодаря своим работам Лин считался крупным специалистом по творчеству Диккенса.

«Рождественская песнь» (A Christmas Carol, 1843 г.) – одна любимейших работ Диккенса, она была экранизирована множество раз. Ее персонаж Эбенезер Скрудж «умел выжимать соки, вытягивать жилы, вколачивать в гроб, загребать, захватывать, заграбастывать, вымогать...» (перевод Т. Озерской). Этот скряга привлек внимание таких актеров как Сеймур Хикс, Альберт Финни, Майкл Кейн, Джордж К. Скотт и Аластер Сим.

Исторические сюжеты не особенно интересовали Диккенса. «Барнеби Рудж» (Barnaby Rudge, 1841 г.), действие в котором происходит во времена антипапистских бунтов в 1780 году, и «Повесть о двух городах» (A Tale Of Two Cities, 1859) являются исключениями. Последняя повествует о годах Великой французской революции. Сюжет разворачивается вокруг похожих друг на друга Чарльзе Дарнее, племянник маркиза и Сиднея Картона, адвоката, они оба любят одну и туже женщину Люси

Среди последующих работ Диккенса был «Дэвид Копперфилд» (1849—50), где он он использовал свой собственный работы на заводе. Овдовевшая мать Дэвида выходит замуж за деспотичного мистера Мэдстона. Дэвид заводит дружбу с мистером Микобером и его семьей. «Я вошел в контору и увидел плотного мужчину средних лет в коричневом сюртуке, в черных штанах в обтяжку и в черных башмаках; на его огромной лоснящейся голове было не больше волос, чем на яйце; лицо его, которое он обратил ко мне, было весьма широкое. Костюм на нем был поношенный, но воротничок сорочки имел внушительный вид» (Пер. А. В. Кривцовой и Е. Ланна). Дора, первая жена Дэвида, умирает, и он женится на Агнес. Он начинает карьеру журналиста, а позже и писателя.

"Холодный дом" (Bleak House, 1853) принадлежит к величайшим произведениям Диккенса и проникнут социальной критикой. Роман построен вокруг судебного процесса, обычного судебного дела Джарндисов, которое влияет на всех, кто сталкивается с ним. Большая часть истории рассказывается от первого лица, молодой девушки Эстер Саммерсон, незаконнорожденной дочери гордой леди Дэдлок и капитана Ходона. Утверждается, что прототипом персонажа Гарольда Скимпола, безответственного и развратного лентяя, был поэт и журналист Ли Хант.

Роман «Большие надежды» (1860-61) начинался с серии публикаций в периодическом издании Диккенса «Круглый год» (All the Year Round) с 1 декабря 1860. История Пипа (Филипа Пиррипа) была среди самых любимых у Толстого и Достоевского. Г.К. Честертон писал что в нем есть «особенная безмятежная ирония и даже печаль», которая, по словам Честертона, отличает его от других произведений Диккенса.

«Мы жили в болотистом крае близ большой реки, в двадцати милях от ее впадения в море. Вероятно, свое первое сознательное впечатление от окружающего меня широкого мира я получил в один памятный зимний день, уже под вечер. Именно тогда мне впервые стало ясно, что это унылое место, обнесенное оградой и густо заросшее крапивой, кладбище; что Филип Пиррип, житель сего прихода, а также Джорджиана, супруга вышереченного, умерли и похоронены; что малолетние сыновья их, младенцы Александер, Бартоломью, Абраам, Тобиас и Роджер, тоже умерли и похоронены; что плоская темная даль за оградой, вся изрезанная дамбами, плотинами и шлюзами, среди которых кое-где пасется скот, - это болота; что замыкающая их свинцовая полоска - река; далекое логово, где родится свирепый ветер, - море; а маленькое дрожащее существо, что затерялось среди всего этого и плачет от страха, - Пип» (Пер. М. Лорие)

Пип – сирота, и живет вместе со своей старшей сестрой и ее мужем. Он встречает беглого каторжника по имени Абель Мэгвич и помогает ему против своей воли. Мэгвича ловят, и о Пипе начинает заботиться мисс Хэвишем. Он влюбляется в бессердечную Эстеллу, воспитанницу мисс Хэвишем. С помощью неизвестного благодетеля Пип получает достойное образование и становится снобом. Покровителем оказывается Мэгвич; он умирает и «большие надежды» Пипа разрушены. Он работает клерком в торговой фирме, и женится на Эстелле, дочери Мэгвича.

Писатель деятельно участвовал во всех формах общественной жизни того времени, при этом «постоянно выплескивая свет и движение», по словам своего друга и впоследствии биографа Джона Форстера. В 40-х годах Диккенс начал «Плащ мастера Хамфри» и редактировал лондонскую «Дейли Ньюз». Много времени уходило на путешествия и на протесты против пороков тогдашнего общества, которые он выражал посредством памфлетов и других произведений. В 50-е годы Диккенс был главным редактором «Хаузхолд Уорлд», а впоследствии и его преемника «Круглый год» (1859-1870). Хотя Диккенса больше всего известен как романист, ему принадлежат сотни очерков, он также правил и перерабатывал сотни произведений, присылаемых в различные периодические издания, где он был редактором. Он заявил о себе как об эссеисте в 1834 году под псевдонимом Боз (Boz). «Визит в Ньюгейт» (1836 г.) отражает его воспоминания о посещении собственной семьи в тюрьме Маршалеа. «Звездочка востока» описывает условия труда на мельницах, «Мистер Барлоу» (1869 г.) рисует портрет бесчувственного учителя.

В 1844-45 годах Диккенс жил в Италии, Швейцарии и Париже, а с 1860 года одним из мест его проживания был Гадсхилл Плейс, близ Рочестера, графство Кент, где он жил с двумя дочерьми и свояченицей. У него также были и другие дома – Гадс Хилл и Виндзор Лодж, Пэкхэм, которые он арендовал для Эллен Тернан. Его жена Кэтрин жила в доме в Лондоне. В 1858-68 Диккенс ездил с лекциями по Великобритании и Соединенным Штатам. К концу своего последнего тура по Америке Диккенс едва успевал употреблять твердую пищу, питаясь шампанским и яйца взбитые с хересом. В притоне курильщиков опиума в Шадуэлле, Диккенс видел пожилого торговца этим зельем, известного как Опиумный Сэл, который потом стал персонажем его мистическим романа «Тайна Эдвина Друда». Диккенс достиг полного истощения в Престоне, в апреле 1869 года, после чего его врачи положили конец его публичным выступлениям. Диккенс внезапно умер в Гадсхилле от инсульта 8 июня 1870. Некоторые из его друзей впоследствии полагали думали, что его убили эти публичные чтения. Диккенс просил, чтобы его похоронили «недорого, скромно и сугубо частным образом».

Комментариев нет:

Отправить комментарий