Никто точно не знает, как выглядел самый известный музыкальный гений — он ушёл из жизни до начала эры фотографии.
Тем не менее, исследователи из австрийского Зальцбурга, для которых
темой исследований был юный Вольфганг Амадей Моцарт, добились прогресса.
На одном из портретов, считавшимся достоверным, оказался кто-то
другой. Одно из сомнительных изображений было подтверждено. Третий
портрет, считавшийся незаконченным, на самом деле оказался готовой
частью другого, большего полотна.
Международный фонд Моцартеум в Зальцбурге объявил о результатах
исследований в связи с выставкой портретов Моцарта, которая открылась 26
января и продлится до 14 апреля.
Исследования проводились в течение нескольких десятилетий. Одна из
целей выставки – развенчание идеализированного представления о Моцарте с
романтичной фигурой в белом парике, красной рубашке и внимание на том,
как он мог выглядеть в действительности.
Известны четырнадцать живописных образов, созданных при жизни
Моцарта, которые воспроизведены в картинах, гравюрах и медальонах.
Mozarteum распоряжается девятью из них и привёз для выставки три других.
Оставшиеся два прижизненных портрета оказались недоступны, говорит
Габриэле Рамзауэр, директор музея фонда на родине Моцарта.
В 1924 году британский арт-дилер продал Моцартеуму портрет мальчика в
длинном коричневом пиджаке с птичьим гнездом в руках, стоящим перед
круглым столом с открытой книгой на нем. Фонд купил картину с подписью
«Моцарт 1764», доверившись гравюре в каталоге, приписанной изображению
Вольфганга Амадея.
Долгое время существовали сомнения в достоверности идентификации, в
частности потому, что Моцарт редко использовал имя Амадей в своей жизни,
предпочитая немецкую форму «Готлиб». «Мы всегда приписывали картине имя
Моцарта со знаком вопроса», пояснила г-жа Рамзауэр из Моцартеума.
Когда кураторы изучили картину, они не нашли соответствующие указания
в каталогах. Поиск в архивах 1928 года показал, что подпись «WA Mozart»
была приписана позднее создания оригинала.
«Теперь мы уверены, что один из бывших владельцев подделал эту
подпись и опубликовал гравюру в 1906 году, чтобы продать этот портрет»,
сказала г-жа Рамзауэр. «Мне всегда казалось странным, почему Моцарт
изображён на ней с птичьим гнездом в руке».
Напротив, иной вывод был сделан в отношении миниатюрной живописи на
табакерке из панциря черепахи — на ней лицо херувима в окружении
вьющихся волос, с темными серьезными глазами.
Mozarteum приобрел табакерку в 1956 году. Надпись внутри гласила:
«Иоганн Моцарт, 1783». «Был ли это действительно Моцарт? «Мы всегда
немного сомневались», сказала г-жа Рамзауэр.
Однако поиск в архивах обнаружил документ, свидетельствующий о
происхождении артефакта. В документе сказано, что Моцарт владел
табакеркой в течение 10 лет — это был подарок венского скульптора Антона
Грасси.
В письмах Моцарта есть указание, что брат Грасси Иосиф, художник,
рисовал миниатюры Моцарта. Иосиф выполнил эту работу, прикрепив на
табакерку миниатюрный портрет.
«Сейчас пришло время сказать, что в подлинности этого изображения нет никаких сомнений», заверила г-жа Рамзауэр.
Находка считается важной, поскольку портретов Моцарта, написанных после 1781 года, не существует.
Один из самых известных портретов 1789 года, считавшийся самым достоверным, был известен как незавершённое полотно.
Рентгенографический и инфракрасный анализ института в Мюнхене в
декабре прошлого года показал, что законченная картина была встроена в
большой холст, а края холста были закрашены, чтобы сгладить поверхность.
Выставка в Зальцбурге имеет целью показать лицо человека, наследие которого настолько живо и в наше время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий