Один из самых необычных соборов мира. Он строится по проекту Антонио Гауди уже более ста лет и до сих пор не завершен.
Идея
построить новый собор в Барселоне пришла местному книготорговцу, Жузепу
Бокабелье. Он основал религиозное общество святого Иосифа. Изначально
проект был поручен другому архитектору, но вскоре (в 1883г.)
строительство было поручено Антонио Гауди (в то время ему был 31 год).
Гауди задумал гигантский собор: ширина трансепта составляла 60 метров, длина нефа – 90 м. Весь собор должен был быть окружен внешней крытой аркадой или клуатром. Неф
должен был напоминать лес каменных колонн. Каменные скамьи для 1300
верующих в проекте Гауди стояли так близко друг от друга, чтобы люди не
могли класть ногу на ногу. Архитектор умер в 1926г. К этому времени была
построена только крипта, апсида, одна башня и великолепный фасад Рождества. Центральная часть здания представляла
собой настоящую каменоломню. Гауди не оставил детальных планов, но ясно
дал понять что те, кто придут после него, волны делать все, что сочтут
наиболее полезным для собора.
Во время гражданской
войны строительство собора прекратилось, все макеты были сломаны, а
чертежи уничтожены. Возобновилось строительство в 1952 г. В 80-е годы
скульптор Жузеп Мария Субиракс, убежденный атеист, завершил работу над
фасадом Страстей Христовых. Этот фасад совершенно не похож на фасад
Гауди.
Скульптуры на фасаде Рождества, в целом
завершенного еще при жизни Гауди в 1930 г., завершал японский скульптор,
Эцуро Сото. Вершины колоколен украсили яркой венецианской мозаикой.
Наверх ведет лестница в 400 ступенек. Для удобства посетителей туда
можно подняться на лифте (на смотровую площадку).
В крипте, построенной архитектором Лозано в 1882 г., похоронен Гауди. Здесь устроен музей и альтарь для проведения служб.
Южный фасад, который должен стать главным входом в собор, и весь неф
еще не достроены. По плану главный шпиль, намного более высокий, чем
остальные башни собора, будет окружен четырьмя высокими башнями,
символизирующими евангелистов. В настоящее время построено 8 из 12
(символизирующих апостолов) башен.
Фасад Страстей Христовых
Фасад Страстей Христовых изображает страдания и казнь Иисуса. Статуи скульптора Жозепа Мария Субиракса многие критикуют за их «угловатость»
и резкость. Огромное крыльцо, крышу которого поддерживают шесть
наклонных опор, скрывает 12 скульптурных групп, расположенных в три
ряда. В композиции выделяются сцены: первая (в левом нижнем углу) – это Тайная вечеря, где Христос объявляет о грядущей измене;
рядом изображен арест Иисуса в Гефсиманском саду, дальше следует
поцелуй Иуды. Между центральными опорами изображена сцена бичевания. Об
отречении Петра свидетельствует петух, который трижды пропоет по
предсказанию Иисуса. Скульптурная композиция справа внизу изображает
Иисуса в терновом венце, а Понтий Пилат показан умывающим руки (таким
образом, он снимает с себя ответственность). Центральная композиция
изображает сцену, на которой женщина по имени Вероника держит в руках
головное покрывало, в котором запечатлелся образ Иисуса, после того как
он вытер им пот и кровь. Завершает композицию сцена погребения Иисуса.
Фасад Рождества
Северный
фасад Рождества Христова (выходящий на улицу Каррер Марина) выглядит
скромнее фасада Страстей Христовых. Богатая отделка фасада сгруппирована
вокруг трех порталов, посвященных трем символам: Вере (слева), Надежде
(справа), и Любви (посередине).
На портале
Надежды изображены сцены: бегства в Египет (слева) и избиение младенцев
(справа), сцена, где родители Марии св.Анна и св.Иоахим взирают на
Иосифа с младенцем Иисусом (над дверью), помолвка Марии и Иосифа (еще
выше).
На портале
Веры изображены иллюстрации из Евангелия и христианского богословия.
Над дверью изображено сердце Иисуса. Слева внизу изображена Мария,
посещающая мать Иоанна Крестителя (Елизавету). Справа Иисус учится
обращаться с молотком и стамеской в мастерской Иосифа. Над дверью
изображение, как младенца Иисуса вводят в храм, его держит на руках
Симеон. Еще выше увековечены основные символы католицизма.
На дверях центрального портала
Любви записана родословная Христа. Слева внизу три волхва, а напротив
пастухи. Из сцены рождества вырастает хвост кометы. Вокруг – детский хор и музыканты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий