Музей Матисса в Ле-Като-Камбрези (The Musée départemental Matisse) открыл новую выставку творений французского художника-фовиста, но на этот раз в нем не встретишь ни одного известного полотна, да и вообще никаких классических, в общем смысле, работ Анри Матисса. Фокус экспозиции направлен на его гуаши, будто созданные ребенком, и яркие аппликации, которые художник кропотливо вырезал из цветной бумаги, вероятно, желая впоследствии применить на своих картинах. Несмотря на то, что ни один из этих сюжетов так и не появился на его завершенных полотнах, аппликации представляют собой одну из вершин творчества Матисса — начиная от работы "Джаз" 1943 года до великолепной Chapelle du Rosaire в Венеции 1948 года. Среди самых масштабных аппликаций Матисса — работа "Вино" 1953 года.
Анри Матисс."Падение Икара", 1943
Всего в Ле-Като-Камбрези выставлено 443 красочные работы на бумаге,
которые художник начал создавать в 1943 году. Музей Матисса заполучил их
в свою коллекцию благодаря семье художника, и прошлым летом выставку в
честь такого дара уже представлял музей Матисса в Ницце. Настала и
очередь Ле-Като-Камбрези исследовать технику аппликации французского
фовиста, которая близка к его творениям в области
декоративно-прикладного искусства: Анри работал с нержавеющей сталью,
керамикой, украшал принтами книги и ткани, первоначально разрабатывая
бумажный макет.
Анри Матисс. Макет обложки книги The Decisive Moment, 1952
Эти поздние работы — редкие и недолговечные, а от того еще более
ценные и заслуживающие внимания. Некоторые из них — не больше конфетти,
размером около трех сантиметров. Другие вырезанные Матиссом фигуры
достигают около 80 см."Невероятный человек! — пишет о нем Нере Жиль в книге "Матисс. Аппликации". — "Будучи прикован к постели и инвалидному креслу, он, казалось, должен был смириться с тем, что с занятиями живописью покончено. Однако мастер нашел выход и смог создать квинтэссенцию всего того, что он знал и умел. С помощью ножниц и бумаги, предварительно выкрашенной в нужный цвет, он снова решал проблемы формы и пространства, контуров и цвета, структуры и общей идеи, которые всегда стремился привести к гармонии. Более того, это новое занятие позволило, наконец, достичь той полной ясности линейного ритма и форм, которую в прошлом он нередко приносил в жертву цветовым и тональным решениям."
Выставка Matisse, La couleur Decoupee, где можно увидеть фигуры птиц, пальмовые листья, цветы, морские водоросли из цветной бумаги, а также яркие гуаши, продлится с 3 марта до 9 июня.
Анри Матисс. Макет обложки каталога к выставке литографий Матисса в парижской галерее Berggruen, 1954
Анри Матисс в своей студии в Ницце, около 1952 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий