Момик

Файл:Рельеф Богородицы с младенцем, украшающий притвор церкви Св. Карапета.jpg

Родился в 60-х годах XIII века в селе Уйгур в Вайоц-дзоре.
Учился в Гладзорском университете (Сюник). Обучался у зодчего Сиранеса.
Впервые его имя упоминается в сборнике молитв 1283 года, где им выполнено несколько миниатюр.
Долгое время работал в Киликии. По всем данным, Момик был в свите будущего епископа Сюника Степаноса Орбеляна во время его поездки в Киликию. Именно здесь Момик иллюстрировал Евангелие царицы Керан.
Вернувшись в Армению, получил почётную должность придворного зодчего, скульптора и миниатюриста при дворе князей Орбелянов, владевших Сюникским краем.
1292 - по поручению монахов Оганеса и Тадеоса Момик иллюстрировал еще одно евангелие.
К этому времени стало проявляться разностороннее дарование Момика не только в области книжной живописи, но и в скульптуре и архитектуре. Есть все основания для предположения, что в юности он учился в знаменитом Гладзорском университете, а затем работал с известным зодчим Сиранесом, которого потом заменил в качестве главного зодчего и скульптора княжеского дома Орбелянов.

Автор хачкаров

Самый замысловатый из всех выполнен Момиком в 1308 году.
Большой крест над щитообразной розеткой и выпуклые восьмиконечные звезды, вертикально расположенные по бокам, выполнены на фоне ажурной резьбы. В верхней части хачкара – изображение Деисуса в обрамлении пяти арок, символизирующих крытую аллею из вьющихся растений, на что указывает фоновый орнамент из цветов, фруктов и листьев виноградной лозы.

Момик Перестроил Притвор церкви Св. Карапета, пострадавшей от землетрясения.
Особенно интересны созданные Момиком рельефы, которые украшают фасад притвора.
Последней работой Момика стала третья и самая прекрасная церковь комплекса, Аствацацин, которую он достроил в 1339 году. Она отличается от всех армянских церквей прежде всего тем, что имеет два этажа. Момик решил поместить основной зал церкви на втором этаже для того, чтобы в него не могли забираться дикие животные. 

Многие из творений этого изящного зодчего, такие, как церковь Богородицы в Арени (1321 г.), сохранились до наших дней. Но вершина творчества Момика - монастырь Нораванк, служивший кафедрой Сюникского митрополита.
  • Церковь Богородицы в Арени (1321)
  • Монастырь Нораванк
  • Притвор церкви Св. Карапета 
  • Церковь Сурб Аствацацин в Нораванке (1339) 
В его память в Нораванке был поставлен хачкар - особая честь, которой удостаивались очень не многие зодчие средневековой Армении.


Могила Момика

Файл:Рельеф Христа с апостолами Пертом и Павлом у входа на второй уровень церкви Аствацацин.jpg


Рельеф Богородицы с младенцем, украшающий фасад церкви Аствацацин



Церковь Сурб Аствацацин - детали фасада
Создан документальный фильм про выдающегося зодчего Момика.


Церковь Сурб Аствацацин в Нораванке



Тимпан под кровлей притвора церкви Св. Карапета, изображающий Бога-Отца



Рельеф Богородицы с младенцем, украшающий притвор церкви Св. Карапета



Фасад церкви Сурб Карапет



Притвор церкви Св. Карапета



Церковь Св. Карапета, Св. Григория



Монастырский комплекс Нораванк



Хачкар работы Момика внутри притвора церкви Св. Карапета




Комментариев нет:

Отправить комментарий