Собор святого Марка находится в центре Венеции, в одноименном районе Sestiere San Marco и на одноименной площади Сан-Марко.
Церковь
святого Марка была построена рядом с Дворцом дожей в 832 году. Согласно
легенде, двое венецианских купцов похитили мощи евангелиста Марка из
египетской Александрии, находившейся уже под властью мусульман. Мощи
святого были перевезены в Венецию, и дож Джустиниано Партечипацио
повелел возвести церковь, посвященную евангелисту. В 976 году эта
церковь сгорела. Вскоре церковь была отстроена заново.
Однако
внешний облик современного собора восходит к реконструкции, начатой при
доже Доменико Контарини в 1063 году и продолжавшейся при его
приемниках. Новая церковь была освящена в 1094 году. Предание гласит,
что в том же году были вновь обретены мощи святого Марка: на время
строительных работ они были так надёжно спрятаны, что к концу
строительства никто не знал их точного местонахождения.
В 1231 году пожар опустошил здание. Снова были начаты реставрационные работы. В 13 веке были приподняты купола
с использованием строительных технологий Византии и государства
Фатимидов. Купола представляют собой лёгкую деревянную конструкцию,
облицованную свинцовыми пластинами. Лёгкий вес был особенно важен для
построек на зыбкой почве. Архитектурным прообразом для собора послужил
храм Святых апостолов в Константинополе. В 14 веке было окончено
строительство баптистерия, капеллы Исидора Хиосского. В 15 веке были завершены работы по отделке верхней части фасадов и строительство ризницы.
В 16 веке была построена капелла Дзен. В 1617 году с установкой алтарей
собор окончательно обрёл свой нынешний облик. На протяжении всего этого
времени и позднее мастера продолжали работать над его отделкой и
убранством. Долгое время церковь святого Марка была капеллой дожей. С
1807 года собор стал резиденцией венецианского патриарха (епископ
Венеции носит этот редкий для католической церкви титул).
Снаружи здание можно разделить на три яруса: нижний ярус, терраса, купола. Песчаная почва Венеции заставляла строить здания вширь и точно рассчитывать вес строения. Длина собора – 76,5 м, ширина – 62,6 (по трансепту), высота главного купола – 43 м.
Мраморный
главный (западный) фасад восходит к 13 веку. Он богато украшен
мозаиками и барельефами. Самая старинная из дверей собора –
южная бронзовая дверь, названная в честь святого Климента (Византия, 11
век). Центральная дверь датируется 12 веком. Остальные двери выполнены в
более поздний период.
От первоначальных мозаик 13 века, украшавших порталы, осталась мозаика над левым порталом
(портал святого Алипия). Остальные мозаики были восстановлены по
образцу оригинальных в 17 - 19 веках. Мозаики порталов рассказывают
историю обретения мощей святого Марка. Люнеты порталов выполнены в романском
стиле. В люнетах изображен страшный суд, пророки, добродетели,
символические сцены (первая половина 13 века). Люнеты украшены
готическим венцом с цветочным орнаментом и статуями. Над витражом центрального портала изображен крылатый лев – символ евангелиста .
Перед витражом установлена квадрига (колесница из четырех лошадей).
Четыре лошади из позолоченной и посеребренной бронзы были добыты
венецианцами в четвертом крестовом походе во время захвата
Константинополя, где статуи украшали ипподром. Есть версия, что
скульптуры были созданы Лисиппом (4 век до нашей эры). Сейчас на террасе
собора установлена копия квадриги, а оригинал находится в музейном
помещении внутри собора . В музее также хранятся гобелены, выполненные по эскизам Сансовино, и работы Джентиле Беллини.
Южный
фасад собора также облицован мрамором и украшен статуями и мозаиками.
Особенно знаменито скульптурное порфировое изображение четырёх тетрархов
–
образец эллинистического искусства (примерно 3 век). Они также были
привезены из захваченного Константинополя. Южную стену собора и Дворец
дожей соединяют Бумажные ворота.
В плане собора лежит греческий крест, пропорции которого несколько нарушены позднейшими пристройками. Пространство собора разделено на три нефа колоннами. Колонны, стены и пол облицованы цветным мрамором. Своды, купола
и верхняя часть стен украшены мозаиками 11 - 13 века. Самые старинные
мозаики расположены в апсидах и у входа (евангелисты). Многие мозаичные
полотна впоследствии переделывались по эскизам знаменитых художников:
Веронезе, Тинторетто (мозаики большой арки над балюстрадой), Тициана
(ему приписывают мозаики ризницы).
Алтарная преграда со статуями отделяет алтарную часть. За алтарной частью хранится Золотой алтарь
(сделан в 10 веке, украшался до 14 века). Он изготовлен из
позолоченного серебра (3,34 x 2,51 м) и отделан драгоценными камнями; его украшают 225 эмалевых медальонов.
Интересны капеллы левого нефа: капелла Богоматери Никопеи (приносящей победу) с византийской иконой 9 века, украшенной эмалями; готический алтарь Мужской капеллы (1430); алтарь капеллы святого Павла в стиле эпохи Возрождения.
В правом нефе расположен баптистерий с купелью по эскизу Сансовино (1545). Баптистерий украшен мозаиками 14 века. В капелле Дзен примечательна статуя Богородицы с башмаком – по легенде, бедняк отдал Богородице свой башмак, а она обратила его в золотой и вернула его бедняку.
С
собором связано несколько легенд. Существует предание, что святой Марк
был отправлен проповедовать в Аквилею. На пути из Аквилеи в Равенну
корабль, на котором он возвращался, остановился на острове. Во сне Марку
явился ангел и сказал, что на острове будет построен большой прекрасный
город, где Марку суждено будет обрести последний покой: «Pax tibi, Marce, Evangelista meus, hic requiescet corpus tuum»
(«Мир тебе, Марк, евангелист мой, здесь твоё тело упокоится»).
Предсказание ангела сбылось, когда венецианские купцы Буоно и Рустико
тайно вывезли мощи святого из Александрии. По легенде, они спрятали мощи
среди бочек с солониной –
мусульмане не дотрагивались до свинины. Перипетии с похищением мощей
изображены на мозаиках порталов главного фасада. Над главным порталом
западного фасада храма высится скульптура крылатого льва (символа
евангелиста Марка и Венеции), держащего раскрытую книгу, на которой
выгравированы легендарные слова ангела («Pax tibi, Marce, Evangelista
meus»)
Интересна и народная версия о появлении фигурок тетрархов на южном фасаде собора .
Среди венецианцев распространилась молва, что четверых воров,
покусившихся на сокровища собора, покарал святой покровитель Марк, и они
были обращены в камень. Затем, в назидание, их окаменевшие фигуры были
вмурованы в угол собора, за которым как раз находится сокровищница.
Комментариев нет:
Отправить комментарий