Книги об искусстве

Книги, которые собирают, перечитывают и советуют российские художники, дизайнеры и иллюстраторы.

Мы спросили у людей, связанных с современным искусством, о любимых альбомах на их книжных полках и о сильных книжных впечатлениях за последнее время. Среди рекомендаций — малотиражные книги из детства Мити Нестерова, раритетное издание «Балета» Алексея Бродовича галериста Меглинской, каталог о цифровом искусстве будущего, монументальное издание по баухаусу и книга Энди Уорхола про самого себя.

Фридрих Киттлер «Оптические медиа»


Книга, созданная на базе берлинских лекций искусствоведа в 1999 году. Самое интересное в ней — это анализ визуального искусства с эпохи Возрождения до современности. Мне понравилось, как Фридрих Киттлер рассматривал связь появления книгопечатания и раешных ящиков, а потом проследил их связь с кино.

Вилем Флюссер «За философию фотографии»


Книга впечатляет взглядом автора на взаимосвязь медиа и восприятия человека и собственный взгляд на саму суть фотографии и процесса фотографирования.

Николя Буррио «Relational Aesthetics»


Общеизвестная и актуальная современному моменту вещь, без которой трудно обойтись.
Советует фотограф Кирилл Савченков

Шарлотта и Питер Фиелл «Энциклопедия дизайна»

Книга совсем небольшая, тем удивительней, что в ней достаточно емко изложены основные течения и тенденции в современном дизайне.

Норман Мейлер «Портрет Пикассо в юности»


Не только исчерпывающая биография, но и замечательный текст Нормана Мейлера: книга читается легко, наполнена воспоминаниями людей из ближайшего окружения художника и действительно передает время и дух творческого Парижа начала XX века.

Якоб Бааль-Тешува «Александр Колдер»


Из недавних ценных приобретений я бы выделил книгу издательства Taschen «Александр Колдер» о знаменитом американском скульпторе.
Советует дизайнер Андрей Докучаев

Мишель Сануйе «Дада в Париже»


Увлекательнейший сплав научной монографии с биографией всех парижских дадаистов и близких к ним художников и мыслителей, таких как Андре Бретон и Марсель Дюшан.

Рудольф Арнхейм «Искусство и визуальное восприятие»


Названия глав говорят сами за себя — «Равновесие», «Очертание», «Форма», «Развитие», «Пространство», «Свет», «Цвет», «Движение», «Выразительность». Книга Арнхейма своей актуальности нисколько не утратила: я ее использую скорее как наглядное практическое пособие.

Екатерина Андреева «Все и ничто»


Книга новая, шестьсот страниц в мягком переплете — нужно прочитать.
Советует Митя Нестеров, художник и искусствовед

Стенли Грин «Черный паспорт»


Книга, которая сильно меня впечатлила за последнее время.

Алексей Бродович «Балет»


Была издана в Нью-Йорке в 1945 году очень ограниченным тиражом.

Уильям Кляйн «Нью-Йорк»


Есть книжки, с которыми я встретилась давно, но интерес к ним у меня не иссякает со временем, и я их листаю регулярно. К таким книжкам, например, относится «Нью-Йорк» Уильяма Кляйна — она интересна мне до сих пор, хоть и издана в 1954 году.
Советует галерист Ирина Меглинская

Генри Дарджер «Art and Selected Writings»


«Стив МакКуин», юбилейное издание


Из страны в страну и из квартиры в квартиру я таскаю альбом иллюстраций и текстов Генри Дарджера и альбом фотографий Стива МакКуина.

«Anish Kapoor»


Книга моей мечты — это большой альбом аниша Капура. Я его уже щупала в разных странах и всегда с ним здороваюсь, когда вижу в книжных. Someday!
Советует иллюстратор Юля Якушова

Барри Бергдолл «Bauhaus: Workshops for the Modernity»


Недавно у меня наконец появился альбом моего любимого художника Жана Арпа, который мне привезла подруга из Барселоны: в Москве я никак не могла отыскать книгу с его работами. Другую книгу я купила в «Гараже» — «Bauhaus Workshops for Modernity».

Жиль Нере «Henri Matisse»


На третьем месте книга еще одного моего любимого художника — Анри Матисса. Толстое издание с хорошей подборкой его работ, начиная с работ периода импрессионизма, заканчивая его коллажами.

Андрей Лосовски «We Make Magazines: Inside The Independents»


Очень крутая книга с подборкой всех независимых журнальных изданий.
Советует дизайнер Инджила Самад Али

Дэвид Тальбот Райс «Искусство Византии»


Чтобы не забывать историю искусства, я часто читаю и перечитываю монографии по истории античного, средневекового и ренессансного искусства. Недавно руки дошли до книги Дэвида Тальбота Райса «Искусство Византии».

Григорий Козлов «Покушение на искусство»


Арт-детектив историка Григория Козлова.

Даниэль Абрамсон «Wearing Propaganda»


Каталог американской выставки Wearing Propaganda посвящен текстилю времен Второй мировой войны. Я интересуюсь историей моды и читаю лекции о пересечении моды и искусства, так что, думаю, эта книга надолго станет моей настольной.
Советует Мария Кравцова, историк искусства, арт-критик

Майкл Гибсон, Жиль Нере «Символизм»


Андрей Тарковский «Запечатленное время»


Тарковский — мой любимый режиссер. В каком-то его интервью узнала про эту книгу. Эта его фраза сейчас кажется мне непреложной истиной: «Творчество действительно требует от художника „гибели всерьез“ в самом трагичном смысле сказанного... Предназначенность искусства не в том, как это часто полагают, чтобы внушать мысли, заражать идеями, служить примером. Цель искусства заключается в том, чтобы подготовить человека к смерти, вспахать и взрыхлить его душу, сделав ее способной обратиться к добру».

«Избранные произведения Леонардо да Винчи»


Удивительной глубины ум. Леонардо расчленяет все на мельчайшие молекулы, объясняя, что такое хорошая картина, но сам являет собой доказательство того, что талант до и выше всяких объяснений.
Советует Наташа Климчук, фотограф и
соучредитель иллюстраторского агентства Bang! Bang! Studio

Джеймс Фрэзер «Золотая ветвь»


Одна из книг, впечатливших меня за последнее время. Это захватывающее описание того, как работает и развивается религия и культура, она объясняет, как существует мир искусства и что с ним будет дальше.

Даниэль Арасс «Деталь в живописи»


Академическая книга по истории искусства, мой фаворит.

Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство»


Книга Чезаро Ломброзо «Гениальность и помешательство», написанная вроде бы криминалистом об источниках преступления и гениальности, на самом деле очень смешная книга, которая увлекательно рассказывает о художественной материи и художественном методе.
Советует художник Петр Жуков

Хэл Фостер «The Return of the Real»


Фостер концентрирует свое внимание на исследовании западных авангардных течений в искусстве шестидесятых, семидесятых и восьмидесятых годов. Его становление пришлось на расцвет американского искусства, потому в фокусе внимания автора только европейские и в основном американские художники и проекты.

Ги Дебор «Общество спектакля»


Ги Дебора очень интересно читать в Москве — в городе, в котором спектакль разворачивается в своем самом гротескном и отвратительном виде. После торжества советской бюрократии власть буржуазной системы в ее худших проявлениях прочитывается во всем.

Петер Вайбель «10++ программных текстов для возможных миров»


Книга уникальная уже только потому, что это первое издание текстов известного австрийского теоретика новых медиа на русском языке. Макрокосм «Петер Вайбель» представлен в этой книге в своей полноте. Здесь собраны многие тексты Вайбеля как искусствоведа, математика, куратора, художника, политика и ученого, и некоторые из них читаются даже не с первого раза, несмотря на то, что заявлены автором в кратком и общедоступном изложении.
Советует Дарья Милле, координатор Основного проекта
и помощник куратора 4-й Московской биеннале

Сергей Добротворский «Кино на ощупь»


Книга, которая всегда находится рядом и которую я могу перечитывать бесконечно. Лично для меня это одна из лучших подборок почти всех текстов Добротворского. Несмотря на то, что автор касается в основном кинематографа, он охватывает колоссальный срез культуры и пытается поместить кино в пространство искусствоведческого анализа.

Даниэль Бирнбаум «Хронологии»


Книга Даниэля Бирнбаума «Хронологии» выходила в издательстве НЛО, но я бы посоветовала читать ее на английском языке. В ней Бирнбаум анализирует моих любимых видеохудожников Филиппа Паррено, Таситу Дин и Эйю-Лиизу Ахтилу.

Таня Лейтон «Art and the Moving Image: A Critical Reader»


Одна из самых ценных книг в моей коллекции.
Советует искусствовед и куратор Карина Караева

Ричард Фейген «Мемуары арт-дилера»


Никита Алексеев «Ряды памяти»

Энди Уорхол «Попизм»


Это, наверно, самая впечатляющая среди всех. Ты начинаешь не просто понимать, что такое поп-арт и что сделал Энди Уорхол для искусства, но и ощущать его проявления даже в сегодняшнем дне. Современное искусство — это искусство контекста во многом, поэтому так важно знать, какое время его формировало и какие люди стояли за этим. В «Попизме» все это есть.

adme.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий