Цель - рассмотреть некоторые картины именно с позиции интересного отображения
танца, движения и аспектов, связанных с танцем.
Кого рисуют художники, если изображают танец в начале 20го века?
Танец - с одной стороны, социально одобренный способ коллективного времяпрепровождения. Соответственно мы видим: танцы на отдыхе, гуляния, народные праздники и т.п.
С другой стороны - это злачные места вроде кабаре - танцовщица врывается на картину как вихрь, как хищница, или присутствует как жертва.
Реже мы видит балет - танец как искусство, но в полной мере должное отношение к танцу как искусству отразится в живописи позднее.
И еще реже (и намного интереснее) видеть взгляд на танец, как на средство самопознания (пример с Ходлером).
Август Макке (August Macke) 1912г. "Русский балет".
Хоть картины Макке (или Маке) и напоминают импрессионистов, а также постимпрессионистов, которыми он восхищался, виден его собственный стиль - его видение этих течений. Как и другие его работы, картину "Русский балет" отличает точная прорисовка контуров, интенсивные цвета.
В начале 20го века Дягилев привозил многие новые на тот момент русские балеты в Европу. Такие серийные показы назывались "Русскими сезонами". В числе привезенных балетов была и "Петрушка" Стравинского, которую мы и видим на картине. Балет здесь - тоже "хорошо забытое старое" (обыгрываение мотивов древнего Del arte).
Фердинанд Ходлер "Танцующая женщина".
Ф.Ходлер учился и работал в Женеве.
Идея слитности человека с окружающем мире находит отражение и в этой его картине - женщина танцует на природе. Не ради зрителя, а ради эмоционального самововлечения в постижении гармонии природной красоты, своего человеческого естества. Лицо расслаблено и поза естественна, она рада раствориться в окружающем мире.
Макс Клингер 1918г. "Шествие на набережной" (слева) . Макс Клинге 1894г. "Опус фантазия на тему Брамса" (справа). Серии изображений воображаемой реальности Макс сравнивал с опусами - музыкальной формой. Отсюда и такое необычное название. В обеих картинах немецкий живописец не стремится изобразить сценки из жизни. Многие элементы картины с разумной точки зрения противоестественны - в первой картине танец используется, визможно, лишь как средство обрисовки серии женских образов.
Макс Слефогт 1896г. "Пляска смерти" (слева) Интригующее название, однако! Коварно улыбается, одетая в черное кабаре танцовщица… Может, женщина - вамп?
Макс Слефогт "Испанская танцовщица Мариетта де Ригардо". (справа) Томный излом корпуса и вальяжная неспешно принятая поза позволяет предположить, что мы опять окунаемся в атмосферу старинного аналога ночного клуба - бара.
Гоген "Девушки танцуют в Понт-Авен".
Прекрасна цветовая палитра картины, из-за которой от нее не хочется отводить взгляда.
Трудно понять, зачем художнику понадобился танец. Картина, конечно, дышит прекрасным спокойствием и это гениальный Гоген, но, если смотреть с позиции воплощения танца, все искусственно. Девочки танцуют с такими лицами и таким рвением, словно погружены в медитацию йогов.
Пабло Пикассо 1919-1920гг "Танцовщицы". (слева) Пабло Пикассо 1919-1920гг "Танцоры" (справа) . Еще раз можно убедиться в удивительной многогранности этого художника, в его способности в любой форме и в совершенно разных стилях воплотить нечто узнаваемо свое. Если не приглядываться, то вообще можно удивиться - неужели это Пикассо?
Вроде издали "Танцовщицы" - нечто подобное античным трем грациям по позам, изгибам.. А приглядишься (надо открыть крупное изображение обязательно), и увидишь, как за обманчиво округлыми линиями прячется изломанность форм. В гармонии танца прячется дисгармония человеческой сущности.
Эдвард Мунк (Edward Munch) "Танец жизни".
Большинство его картин - это кульминация драмы, Вы не можете не почувствовать напряженность момента. Он не просто любуется тем, что нарисовал, он выворачивает своих персонажей наизнанку и заставляет нас вникать в их эмоции.
В центре - танцующая пара "счастливы вместе". На заднем плане другие картинки из жизни: справа - пара "в пьяном угаре", слева - "залихватское веселье".
И две женщины по сторонам от персонажей в центре смотрят на пару и мы легко "читаем" их чувства. Слева женщина в белом еще ждет своего "кавалера", верит, что он появится в будущем. А та, что справа в черном, смотрит на танцующих со смесью зависти и скорби.
Клубок человеческих чувств, ярких и разнообразных не отпускает нас от картины - стоит лишь к ней присмотреться. Становится понятно столь емкое название картины.
Оскар Шлеммер (Schlemmer, Oskar) 1922г. "Танцовщица".
Немецкий последователь абстракционизма, кубизма и других направлений предлагает нам почувствовать ощущение движения в таких далеких от естественности формах.
Ван Донген 1904г. "Красная танцовщица канкан" (слева). Донген - основоположник узкого направления под названием "фовизм" - кричащие, словно "дикие" цвета и силуэты. В данном случае дикий оранжевый цвет и развевающиеся фалды юбки подчеркивают настрой танцовщицы и передает нам атмосферу танца Нини - одной из исполнительниц канкана и т.п. танцев французского кабаре.
Ван Донген 1905г. "Красавица Фатима" (справа). В начале 20го века было модно стилизоваться под Восток. Мы все также "попадаем в кабаре". Танцовщицы пытались пробиться, варьируя образы, как и в любое другое время. Чтобы усилить впечатление художник добавляет восточного колорита и в фон картины.
А.Г.Тышлер 1925г. "Праздник урожая" А.Г.Тышлер 1925г. "Праздник урожая"
Картина советского живописца, театрального художника. В театральной работе любил использовать принципы народного площадного театра. В Советском Союзе, ох, как поощрялось воспевание всего народно-крестьянского.
Живопись позволяет нам еще и еще раз обращаться в многогранности использования танца, его взаимодействие со всеми сторонами жизни человека, почувствовать снова желание танцевать!
Елена Стеценко
Кого рисуют художники, если изображают танец в начале 20го века?
Танец - с одной стороны, социально одобренный способ коллективного времяпрепровождения. Соответственно мы видим: танцы на отдыхе, гуляния, народные праздники и т.п.
С другой стороны - это злачные места вроде кабаре - танцовщица врывается на картину как вихрь, как хищница, или присутствует как жертва.
Реже мы видит балет - танец как искусство, но в полной мере должное отношение к танцу как искусству отразится в живописи позднее.
И еще реже (и намного интереснее) видеть взгляд на танец, как на средство самопознания (пример с Ходлером).
Август Макке (August Macke) 1912г. "Русский балет".
Хоть картины Макке (или Маке) и напоминают импрессионистов, а также постимпрессионистов, которыми он восхищался, виден его собственный стиль - его видение этих течений. Как и другие его работы, картину "Русский балет" отличает точная прорисовка контуров, интенсивные цвета.
В начале 20го века Дягилев привозил многие новые на тот момент русские балеты в Европу. Такие серийные показы назывались "Русскими сезонами". В числе привезенных балетов была и "Петрушка" Стравинского, которую мы и видим на картине. Балет здесь - тоже "хорошо забытое старое" (обыгрываение мотивов древнего Del arte).
Фердинанд Ходлер "Танцующая женщина".
Ф.Ходлер учился и работал в Женеве.
Идея слитности человека с окружающем мире находит отражение и в этой его картине - женщина танцует на природе. Не ради зрителя, а ради эмоционального самововлечения в постижении гармонии природной красоты, своего человеческого естества. Лицо расслаблено и поза естественна, она рада раствориться в окружающем мире.
Макс Клингер 1918г. "Шествие на набережной" (слева) . Макс Клинге 1894г. "Опус фантазия на тему Брамса" (справа). Серии изображений воображаемой реальности Макс сравнивал с опусами - музыкальной формой. Отсюда и такое необычное название. В обеих картинах немецкий живописец не стремится изобразить сценки из жизни. Многие элементы картины с разумной точки зрения противоестественны - в первой картине танец используется, визможно, лишь как средство обрисовки серии женских образов.
Макс Слефогт 1896г. "Пляска смерти" (слева) Интригующее название, однако! Коварно улыбается, одетая в черное кабаре танцовщица… Может, женщина - вамп?
Макс Слефогт "Испанская танцовщица Мариетта де Ригардо". (справа) Томный излом корпуса и вальяжная неспешно принятая поза позволяет предположить, что мы опять окунаемся в атмосферу старинного аналога ночного клуба - бара.
Гоген "Девушки танцуют в Понт-Авен".
Прекрасна цветовая палитра картины, из-за которой от нее не хочется отводить взгляда.
Трудно понять, зачем художнику понадобился танец. Картина, конечно, дышит прекрасным спокойствием и это гениальный Гоген, но, если смотреть с позиции воплощения танца, все искусственно. Девочки танцуют с такими лицами и таким рвением, словно погружены в медитацию йогов.
Пабло Пикассо 1919-1920гг "Танцовщицы". (слева) Пабло Пикассо 1919-1920гг "Танцоры" (справа) . Еще раз можно убедиться в удивительной многогранности этого художника, в его способности в любой форме и в совершенно разных стилях воплотить нечто узнаваемо свое. Если не приглядываться, то вообще можно удивиться - неужели это Пикассо?
Вроде издали "Танцовщицы" - нечто подобное античным трем грациям по позам, изгибам.. А приглядишься (надо открыть крупное изображение обязательно), и увидишь, как за обманчиво округлыми линиями прячется изломанность форм. В гармонии танца прячется дисгармония человеческой сущности.
Эдвард Мунк (Edward Munch) "Танец жизни".
Большинство его картин - это кульминация драмы, Вы не можете не почувствовать напряженность момента. Он не просто любуется тем, что нарисовал, он выворачивает своих персонажей наизнанку и заставляет нас вникать в их эмоции.
В центре - танцующая пара "счастливы вместе". На заднем плане другие картинки из жизни: справа - пара "в пьяном угаре", слева - "залихватское веселье".
И две женщины по сторонам от персонажей в центре смотрят на пару и мы легко "читаем" их чувства. Слева женщина в белом еще ждет своего "кавалера", верит, что он появится в будущем. А та, что справа в черном, смотрит на танцующих со смесью зависти и скорби.
Клубок человеческих чувств, ярких и разнообразных не отпускает нас от картины - стоит лишь к ней присмотреться. Становится понятно столь емкое название картины.
Оскар Шлеммер (Schlemmer, Oskar) 1922г. "Танцовщица".
Немецкий последователь абстракционизма, кубизма и других направлений предлагает нам почувствовать ощущение движения в таких далеких от естественности формах.
Ван Донген 1904г. "Красная танцовщица канкан" (слева). Донген - основоположник узкого направления под названием "фовизм" - кричащие, словно "дикие" цвета и силуэты. В данном случае дикий оранжевый цвет и развевающиеся фалды юбки подчеркивают настрой танцовщицы и передает нам атмосферу танца Нини - одной из исполнительниц канкана и т.п. танцев французского кабаре.
Ван Донген 1905г. "Красавица Фатима" (справа). В начале 20го века было модно стилизоваться под Восток. Мы все также "попадаем в кабаре". Танцовщицы пытались пробиться, варьируя образы, как и в любое другое время. Чтобы усилить впечатление художник добавляет восточного колорита и в фон картины.
А.Г.Тышлер 1925г. "Праздник урожая" А.Г.Тышлер 1925г. "Праздник урожая"
Картина советского живописца, театрального художника. В театральной работе любил использовать принципы народного площадного театра. В Советском Союзе, ох, как поощрялось воспевание всего народно-крестьянского.
Живопись позволяет нам еще и еще раз обращаться в многогранности использования танца, его взаимодействие со всеми сторонами жизни человека, почувствовать снова желание танцевать!
Елена Стеценко
Комментариев нет:
Отправить комментарий