Многие наслышаны о танце Саломеи или "Танце семи покрывал". Даже не читавшие
Библию. Образ Саломеи веками служил источником вдохновения художников, поэтов,
драматургов… Почему? Начнем с краткого описанию сюжета Нового Завета.
Ирод Антипа царствовал в Иудее, которая в 6-7гг н.э. стала римской провинцией. Когда Ироду было 50 лет, он фактически отобрал у своего родного брата жену Иродиаду и женился на ней. Иоанн Креститель, когда известность и популярность в народе достигла апогея, критиковал такой союз. Иродиада была дамой властной и мстительной. Когда Ирод в честь своего дня рождения устроил пир, Иродиада послала свою дочь Саломею исполнить зажигательный сирийский танец. Гости были прямо-таки околдованы ее танцем, просили станцевать еще и еще, а, когда она закончила, пьяный Ирод сказал: "Проси, что хочешь!" Саломея посоветовалась с матерью и та подсказала ей просить голову Иоанна Крестителя. Антипа не смог отвертеться от данного обещания и голову принесли на большом блестящем блюде. Саломея отнесла страшный дар матери.
Откроем замечательную и увлекательную книгу известного польского библеиста Зенона Косидовского "Сказания евангелистов". Библеистика - научная дисциплина, занимающаяся изучением различных аспектов библейской литературы, изучая ее не с позиции веры или религии, а с чисто научной позиции. Применяются методы: археологии, филологии, логики, сравнение разнообразных копий одних и тех же текстов, изучение трудов историков - современников описываемых в Библии событий и пр. Зенон пишет, что в Евангелиях дочь Ирода не названа по имени, лишь из внеевангельских источников мы узнаем, что ее звали Саломеей. Косидовский анализирует произведения историков, живших в то время. Еврейский историк Иосий Флавий (родился в 37г.н.э.) объясняет казнь Ирода совсем не по-библейски. По его мнению, Ирод испугался чрезмерной популярности бывшего отшельника, снискавшего с лаву нового пророка, мессии. Тревогу вызывали толпы экзальтированных людей, осаждавшие Иоанна. Могли вспыхнуть беспорядки, кончавшиеся, как правило, вторжением римских войск и кровавой расправой с населением. Так что у Ирода были все основания желать смерти новому пророку, что не исключает и дополнительный мотив личной мести, в связи с резкой критикой со стороны бывшего отшельника. Иосиф Флавий ничего не сообщает о мрачной романтической истории, сопровождающей в евангелиях гибель Иоанна Крестителя. "Это умолчание настраивает нас скептически и подсказывает вывод, что все сказание является литературным вымыслом. И нам остается лишь выразить свое восхищение богатейшей фантазией неизвестного автора, сочинившего его". (З.Косидовский "Сказания библеистов",М.1981,стр.180-181).
Если мы вспомним, что, прежде чем быть записанной, Библия десятилетиями передавалась от поколения к поколению в устной традиции, и даже когда ее зафиксировали, результат получился, так скажем, слишком разнообразным. То собрание книг, которое мы сейчас имеем, - результат значительно более позднего сознательного отбора церковью в соответствие с интересами этой организации в 16 веке. Первый, документально подтверждённый канон установлен лишь с Тридентского собора, созванного во время Реформации в 1545 году и длившегося до 1563 года. А что бывает с историями пусть и о реально существующих людях, какими были Иоанн Креститель и царь Ирод Антипа, после многократной передачи? Сказатели, рассказчики любят приукрасить истории, сделать их красивее и драматичнее.
Сомнительно, что при всех "домостроевских" с Вашего позволения сказать нравах евреев той поры, незамужняя дочь царицы, пускай даже и падчерица для царя, могла публично танцевать, соблазняя всем присутствующих пьяных мужчин. Не те были порядочки тогда. Женщины были практически за железным забором. Тогда как элементарная логика подсказывает, что Ирод имел свои причины для устранения главы новой религиозной секты. Сейчас в наше довольно стабильное время среди населения, где доля атеистов огромна, сектанты, закапываясь группой под землю доставляют, хлопоты лишь МЧС. Но в смутное время религиозные секты, новые религиозные движения, имеющие харизматичного лидера, вполне могут создать беспорядки в стране с "верующим большинством".
Конечно, никто не может абсолютно точно сказать, что эта история с танцем - вымысел, но никто и не может ее подтвердить. Если отстраненно взвешивать доводы "за" и "против", то чаша с выводом "вымысел" явно перевешивает. Но эта история так привлекательна для деятелей искусств, что вряд ли о ней когда-нибудь перестанут упоминать и перестанут эксплуатировать этот образ. На фоне благолепных положительных и поэтому, увы, мало запоминающихся образов Нового завета, Саломея с Иродиадой привлекают внимание. Представьте: женщина сексуально танцует, взволновывая мужчину так, что он готов на все. И результат - выплеск кровожадности и смерть связаны с сексуальностью кровавыми узами. Можно сказать, первый образ женщин-вамп, роковых женщин, тем более, что еще и мать плюс дочь - то есть преемственная коварность женщин, которые завлекают, чтобы убить все святое. Сексуальная привлекательность, лишающая мужчину воли, ведущая к кровопролитию. Какое богатое поле для творчества! Во времена, когда изображение библейских сюжетов было нормой и поощряемой церковью и обществом тенденцией, понятно, почему этот сюжет стал популярен. Вроде и из Библии, но и "клубничка" в некотором смысле.
Художественные картины на тему этого сюжета
Невозможно описать и даже перечислить все художественные картины на тему Саломеи, их слишком много. Часть сосредоточена на обворожительном танце, часть - на кровавом финале - получение головы на подносе, а часть - на решающем моменте, где сразу после танца Саломея ждет "приз", а Ирод думает, можно ли отвертеться. Нас будет интересовать те, где она все-таки танцует.
Самой старинной из рассматриваемых нами картин будет произведение Беноццио Гоццоли "Танец Саломеи" (1472г.). Пред нами смешение частей истории, можно сказать ее конспект: тут и Саломея танцует, и над Иоанном уже замахнулись, а на заднем плане еще одна фигурка Саломеи предъявляет матери трофей. Реализм тогда еще не был в цене, такое вот изображение разных фрагментов события было в порядке вещей, тем более, что все были в курсе сюжетов. В позе танцующей Саломеи есть удивительное продуманное противоречение, ярко очерчивающее суть истории: в изящно отведенной ноге и летящих складках платья - сама грация, изящество и гармония, тогда как от руки и головы исходит угроза.
Самым популярным иллюстратором Библии был Гюстав Доре. Здесь приведены три иллюстрации Саломеи: на одной (1976г) она одета дорого и красиво, как царская дочь, на другой (1874г) - практически нагая, ее одежда - почти как узор боди арта, на третьей (1876г) завлекательно расходятся полы юбки, обнажая стройные ноги. Везде позы исполнены грации, но практически статичны, хотя подразумевается, что это танец. Сказывается манера художника изображать сюжеты благообразно, задумчиво, словно все участники действия задумались и решили позировать художнику. Что не лишает особого очарования его иллюстраций.
На картине Готтлиба "Танец Саломеи" (1879г) перед нами явно очень энергичный танец, еще и топлесс. Фигура танцовщицы просто таки излучает животную сексуальность, ее тело светится, а в каждом движении - искрящаяся радость жизни. А праздник похож на разгульную вечеринку. Пожалуй, это - самая танцевальная Саломея в нашей подборке картин.
Картина Альфонса Муха "Саломея" (1897г.) рисует нам девушку в современных художнику одеждах. Ее изображение условно, ничто не напоминает нам о коварной роковой женщине. Как будто Саломея - это просто повод нарисовать полуголую танцовщицу. Столь же отстраненная и даже меланхоличная Саломея В.Суриньянца (1907).
Зато на картине Франца фон Штука "Танцующая Саломея" (1906г) мы видим волнующие изгибы тела в танце, жар страсти, исходящий от танцовщицы. Здесь представлена картина целиком и ее фрагмент.
Интересные работы на эту тему попадаются и сейчас. Вот два примера: Андрей Лидмиц "Танец Саломеи" (2008) - черно-белая картина, на которой танцовщица запечатлена в напряженной позе и охваченным страстью лицом. Яркая цветная картина Виктории Тенета "Танец семи покрывал" (изображение - в самом начале статьи) напоминает отчасти картины Врубеля. Поза танцовщицы наполнена негой, изяществом и грацией. Кстати "танец семи покрывал" как танцевальный номер разработали танцовщицы 19 века., когда в моду вошло увлечение востоком. В процессе танца от одежды отделяются по очереди семь покрывал. С каждой отделяемой вуалью танцовщица обращается, проявляя свою фантазию. В конце она остается в минимальном костюме.
Кроме картин, есть еще пьеса Оскара Уальда "Саломея". А сколько различных танцев и танцевальных постановок используют это имя и сейчас?! История все еще будоражит людей…
http://subscribe.ru/group/
Ирод Антипа царствовал в Иудее, которая в 6-7гг н.э. стала римской провинцией. Когда Ироду было 50 лет, он фактически отобрал у своего родного брата жену Иродиаду и женился на ней. Иоанн Креститель, когда известность и популярность в народе достигла апогея, критиковал такой союз. Иродиада была дамой властной и мстительной. Когда Ирод в честь своего дня рождения устроил пир, Иродиада послала свою дочь Саломею исполнить зажигательный сирийский танец. Гости были прямо-таки околдованы ее танцем, просили станцевать еще и еще, а, когда она закончила, пьяный Ирод сказал: "Проси, что хочешь!" Саломея посоветовалась с матерью и та подсказала ей просить голову Иоанна Крестителя. Антипа не смог отвертеться от данного обещания и голову принесли на большом блестящем блюде. Саломея отнесла страшный дар матери.
Откроем замечательную и увлекательную книгу известного польского библеиста Зенона Косидовского "Сказания евангелистов". Библеистика - научная дисциплина, занимающаяся изучением различных аспектов библейской литературы, изучая ее не с позиции веры или религии, а с чисто научной позиции. Применяются методы: археологии, филологии, логики, сравнение разнообразных копий одних и тех же текстов, изучение трудов историков - современников описываемых в Библии событий и пр. Зенон пишет, что в Евангелиях дочь Ирода не названа по имени, лишь из внеевангельских источников мы узнаем, что ее звали Саломеей. Косидовский анализирует произведения историков, живших в то время. Еврейский историк Иосий Флавий (родился в 37г.н.э.) объясняет казнь Ирода совсем не по-библейски. По его мнению, Ирод испугался чрезмерной популярности бывшего отшельника, снискавшего с лаву нового пророка, мессии. Тревогу вызывали толпы экзальтированных людей, осаждавшие Иоанна. Могли вспыхнуть беспорядки, кончавшиеся, как правило, вторжением римских войск и кровавой расправой с населением. Так что у Ирода были все основания желать смерти новому пророку, что не исключает и дополнительный мотив личной мести, в связи с резкой критикой со стороны бывшего отшельника. Иосиф Флавий ничего не сообщает о мрачной романтической истории, сопровождающей в евангелиях гибель Иоанна Крестителя. "Это умолчание настраивает нас скептически и подсказывает вывод, что все сказание является литературным вымыслом. И нам остается лишь выразить свое восхищение богатейшей фантазией неизвестного автора, сочинившего его". (З.Косидовский "Сказания библеистов",М.1981,стр.180-181).
Если мы вспомним, что, прежде чем быть записанной, Библия десятилетиями передавалась от поколения к поколению в устной традиции, и даже когда ее зафиксировали, результат получился, так скажем, слишком разнообразным. То собрание книг, которое мы сейчас имеем, - результат значительно более позднего сознательного отбора церковью в соответствие с интересами этой организации в 16 веке. Первый, документально подтверждённый канон установлен лишь с Тридентского собора, созванного во время Реформации в 1545 году и длившегося до 1563 года. А что бывает с историями пусть и о реально существующих людях, какими были Иоанн Креститель и царь Ирод Антипа, после многократной передачи? Сказатели, рассказчики любят приукрасить истории, сделать их красивее и драматичнее.
Сомнительно, что при всех "домостроевских" с Вашего позволения сказать нравах евреев той поры, незамужняя дочь царицы, пускай даже и падчерица для царя, могла публично танцевать, соблазняя всем присутствующих пьяных мужчин. Не те были порядочки тогда. Женщины были практически за железным забором. Тогда как элементарная логика подсказывает, что Ирод имел свои причины для устранения главы новой религиозной секты. Сейчас в наше довольно стабильное время среди населения, где доля атеистов огромна, сектанты, закапываясь группой под землю доставляют, хлопоты лишь МЧС. Но в смутное время религиозные секты, новые религиозные движения, имеющие харизматичного лидера, вполне могут создать беспорядки в стране с "верующим большинством".
Конечно, никто не может абсолютно точно сказать, что эта история с танцем - вымысел, но никто и не может ее подтвердить. Если отстраненно взвешивать доводы "за" и "против", то чаша с выводом "вымысел" явно перевешивает. Но эта история так привлекательна для деятелей искусств, что вряд ли о ней когда-нибудь перестанут упоминать и перестанут эксплуатировать этот образ. На фоне благолепных положительных и поэтому, увы, мало запоминающихся образов Нового завета, Саломея с Иродиадой привлекают внимание. Представьте: женщина сексуально танцует, взволновывая мужчину так, что он готов на все. И результат - выплеск кровожадности и смерть связаны с сексуальностью кровавыми узами. Можно сказать, первый образ женщин-вамп, роковых женщин, тем более, что еще и мать плюс дочь - то есть преемственная коварность женщин, которые завлекают, чтобы убить все святое. Сексуальная привлекательность, лишающая мужчину воли, ведущая к кровопролитию. Какое богатое поле для творчества! Во времена, когда изображение библейских сюжетов было нормой и поощряемой церковью и обществом тенденцией, понятно, почему этот сюжет стал популярен. Вроде и из Библии, но и "клубничка" в некотором смысле.
Художественные картины на тему этого сюжета
Невозможно описать и даже перечислить все художественные картины на тему Саломеи, их слишком много. Часть сосредоточена на обворожительном танце, часть - на кровавом финале - получение головы на подносе, а часть - на решающем моменте, где сразу после танца Саломея ждет "приз", а Ирод думает, можно ли отвертеться. Нас будет интересовать те, где она все-таки танцует.
Самой старинной из рассматриваемых нами картин будет произведение Беноццио Гоццоли "Танец Саломеи" (1472г.). Пред нами смешение частей истории, можно сказать ее конспект: тут и Саломея танцует, и над Иоанном уже замахнулись, а на заднем плане еще одна фигурка Саломеи предъявляет матери трофей. Реализм тогда еще не был в цене, такое вот изображение разных фрагментов события было в порядке вещей, тем более, что все были в курсе сюжетов. В позе танцующей Саломеи есть удивительное продуманное противоречение, ярко очерчивающее суть истории: в изящно отведенной ноге и летящих складках платья - сама грация, изящество и гармония, тогда как от руки и головы исходит угроза.
Самым популярным иллюстратором Библии был Гюстав Доре. Здесь приведены три иллюстрации Саломеи: на одной (1976г) она одета дорого и красиво, как царская дочь, на другой (1874г) - практически нагая, ее одежда - почти как узор боди арта, на третьей (1876г) завлекательно расходятся полы юбки, обнажая стройные ноги. Везде позы исполнены грации, но практически статичны, хотя подразумевается, что это танец. Сказывается манера художника изображать сюжеты благообразно, задумчиво, словно все участники действия задумались и решили позировать художнику. Что не лишает особого очарования его иллюстраций.
На картине Готтлиба "Танец Саломеи" (1879г) перед нами явно очень энергичный танец, еще и топлесс. Фигура танцовщицы просто таки излучает животную сексуальность, ее тело светится, а в каждом движении - искрящаяся радость жизни. А праздник похож на разгульную вечеринку. Пожалуй, это - самая танцевальная Саломея в нашей подборке картин.
Картина Альфонса Муха "Саломея" (1897г.) рисует нам девушку в современных художнику одеждах. Ее изображение условно, ничто не напоминает нам о коварной роковой женщине. Как будто Саломея - это просто повод нарисовать полуголую танцовщицу. Столь же отстраненная и даже меланхоличная Саломея В.Суриньянца (1907).
Зато на картине Франца фон Штука "Танцующая Саломея" (1906г) мы видим волнующие изгибы тела в танце, жар страсти, исходящий от танцовщицы. Здесь представлена картина целиком и ее фрагмент.
Интересные работы на эту тему попадаются и сейчас. Вот два примера: Андрей Лидмиц "Танец Саломеи" (2008) - черно-белая картина, на которой танцовщица запечатлена в напряженной позе и охваченным страстью лицом. Яркая цветная картина Виктории Тенета "Танец семи покрывал" (изображение - в самом начале статьи) напоминает отчасти картины Врубеля. Поза танцовщицы наполнена негой, изяществом и грацией. Кстати "танец семи покрывал" как танцевальный номер разработали танцовщицы 19 века., когда в моду вошло увлечение востоком. В процессе танца от одежды отделяются по очереди семь покрывал. С каждой отделяемой вуалью танцовщица обращается, проявляя свою фантазию. В конце она остается в минимальном костюме.
Кроме картин, есть еще пьеса Оскара Уальда "Саломея". А сколько различных танцев и танцевальных постановок используют это имя и сейчас?! История все еще будоражит людей…
http://subscribe.ru/group/
Комментариев нет:
Отправить комментарий