Интуицию нельзя научно объяснить, потому что само это явление ненаучно и нерационально.
Интуиция – это иная область происшествия, совершенно не связанная с интеллектом, хотя и способная проникать в интеллект. Нужно понять, что высшая реальность может проникнуть в низшую, но низшая не может проникнуть в высшую. Таким образом, интуиция может проникать в интеллект, так как она выше, но интеллект не может проникнуть в интуицию, так как он ниже.
Интеллект может также отрицать происшедшее. Именно это подразумевается под "верой" или "неверием".
Если ты чувствуешь, что того, что ты не можешь объяснить, не существует, ты "неверующий". Тогда ты будешь продолжать жить в этом низшем существовании интеллекта, прикованный к нему. Тогда ты не впустишь в себя тайну, тогда ты не позволишь интуиции говорить с собой.
Рассудок видит две области существования: познанное и непознанное. Непознанное значит то, что ещё не познано, но однажды будет. Но мистицизм говорит, что есть три области: познанное, непознанное и непознаваемое. Под непознаваемым мистик подразумевает то, что не может быть познано никогда.
Интеллект занимается познанным и непознанным, но не непознаваемым. А интуиция работает с непознаваемым, с тем, что не может быть познано.
В непознаваемое можно проникнуть, но невозможно его объяснить. Возможно ощущение, но не объяснение.
Интуиция – это иная область происшествия, совершенно не связанная с интеллектом, хотя и способная проникать в интеллект. Нужно понять, что высшая реальность может проникнуть в низшую, но низшая не может проникнуть в высшую. Таким образом, интуиция может проникать в интеллект, так как она выше, но интеллект не может проникнуть в интуицию, так как он ниже.
Интеллект может также отрицать происшедшее. Именно это подразумевается под "верой" или "неверием".
Если ты чувствуешь, что того, что ты не можешь объяснить, не существует, ты "неверующий". Тогда ты будешь продолжать жить в этом низшем существовании интеллекта, прикованный к нему. Тогда ты не впустишь в себя тайну, тогда ты не позволишь интуиции говорить с собой.
Рассудок видит две области существования: познанное и непознанное. Непознанное значит то, что ещё не познано, но однажды будет. Но мистицизм говорит, что есть три области: познанное, непознанное и непознаваемое. Под непознаваемым мистик подразумевает то, что не может быть познано никогда.
Интеллект занимается познанным и непознанным, но не непознаваемым. А интуиция работает с непознаваемым, с тем, что не может быть познано.
В непознаваемое можно проникнуть, но невозможно его объяснить. Возможно ощущение, но не объяснение.
Инстинкт – то, что принадлежит к животному прошлому. Он очень стар, очень силён; это наследие миллионов лет.
Инстинкт почти непогрешим, потому что он так стар, так закалён, так зрел. Твои глаза моргают – делаешь ли это ты сам? Они продолжают моргать сами собой – это инстинкт.
Интеллект имеет большую погрешность, потому что он очень нов; это нововведение. Он только спотыкается в темноте, пытается сообразить, что где и что к чему. И поскольку у него нет корней в опыте, он заменяет опыт верованиями, философиями, идеологиями. Они становятся фокусом интеллекта. Но все они не безгрешны, потому что они созданы человеком, придуманы тем или другим умником. Они применимы не в любой ситуации. Они могут быть правильными в какой-то одной ситуации и неправильными в другой. Но интеллект слеп, он не умеет обращаться ни с чем новым. Он всегда даёт старый ответ на новый вопрос.
Подобно инстинкту, но на другом полюсе твоего существа – за пределами ума, принадлежащего миру интеллекта, – находится мир интуиции.
Интеллект не станет тебе домом. Это очень небольшой инструмент, который нужно использовать лишь для того, чтобы перейти от инстинкта к интуиции. Поэтому разумным можно назвать только человека, который использует интеллект, чтобы выйти за его пределы.
Наука остановилась на интеллекте – именно поэтому она не может воспринять ничего от сознания. Интеллект без разбуженной интуиции – одна из самых опасных вещей в мире. И мы живём под угрозой интеллекта, потому что интеллект дал науке огромные силы. Но эти силы находятся в руках детей, не в руках мудрецов.
Интеллект – это беспокойство. Но от нас зависит, сделать его беспокойством или опорой для следующего шага. Встретив на улице камень, ты можешь либо счесть его препятствием, либо опереться на него, чтобы подняться на высший уровень. Те, кто понимает, используют интеллект, как опору. Но массы находятся под контролем религий, которые учат их: "Используйте интеллект как силу, подавляющую инстинкт". Они увлекаются борьбой с инстинктом и совершенно забывают об интуиции. Вся их энергия уходит на борьбу с собственной жизненной силой.
Интуиция делает человека мудрым – назовите это просветлением, назовите это пробуждением; всё это просто разные названия мудрости. Лишь в руках мудрости интеллект можно использовать, как прекрасного слугу.
Инстинкт с интуицией прекрасно действуют вместе: один на физическом уровне, другая на духовном уровне. Все проблемы человечества сводятся к тому, что оно застряло посередине, в уме, в интеллекте. Тогда ты получишь страдание, тревогу, агонию и бессмысленность, и все возможные напряжения без всякой возможности выхода.
Интеллект из всего делает проблему и не знает совершенно никаких решений. Инстинкт никогда не создаёт никаких проблем, и ему не нужны никакие решения; он просто действует естественно. Интуиция – это чистое решение, в ней нет никаких проблем.
Я за инстинкт. И это один из секретов, которые я хочу вам раскрыть: если ты всецело за инстинкт, тебе легко будет найти дорогу к интуиции. Потому что они – одно и то же, хотя и действуют на разных уровнях: один действует на материальном уровне, другая – на духовном. Если принять свою инстинктивную жизнь абсолютно радостно, без всякого чувства вины, это поможет раскрыть двери интуиции – потому что они сами ничем не отличаются, отличаются только их уровни.
Интуиция похожа на инстинкт в том, что с ней ничего нельзя сделать. Это часть твоего сознания, точно как инстинкт – часть твоего тела. Ничего нельзя сделать с инстинктом, и ничего нельзя сделать с интуицией. Но точно так же, как ты можешь позволить своему инстинкту осуществиться, ты можешь дать полную свободу осуществиться и интуиции. И тебя удивит, какие силы ты носил в себе до сих пор.
В чём разница между знанием и познаванием? В словаре разницы нет, но в существовании разница безмерна. Знание – это теория, познавание – это опыт. Познавание означает, что ты открываешь глаза и видишь, знание означает, что кто-то открыл глаза, увидел и говорит об этом, а ты просто собираешь сведения.
Именно благодаря знанию человек оказался отделённым от целого – знание создаёт дистанцию.
Человек становится всё более знающим и всё менее религиозным. Чем более человек образован, тем меньше у него возможности приблизиться к целому.
В ребёнке есть качество незнания, невинности. Он смотрит с удивлением, его глаза абсолютно ясны. Он смотрит глубоко, но в нём нет предрассудков, нет суждений, нет идей a-priori. Он не проецирует, и поэтому узнаёт то, что есть. Ребёнок знает истину, ты знаешь только обыденную действительность. Эта действительность состоит в том, что ты окружил себя проецированием, желанием, мышлением. Эта действительность – твоя интерпретация истины.
Как тогда отвергнуть знание? Не путём вытеснения его другим знанием. Нужно просто увидеть тот факт, что знание создаёт дистанцию – просто увидеть этот факт интенсивно, тотально – и этого достаточно. Суть не в том, чтобы заменить одно знание каким-то другим.
И помни, человек никогда ещё не узнал ни единой вещи! Всё, что мы собрали, – мусор. Высочайшее остаётся за пределами нашей досягаемости. То, что мы собрали, – лишь факты, истины же наши усилия и не коснулись.
Лишь очень глупые люди думают, что, чем больше они узнают, тем меньше в жизни тайны. Лишь только посредственный ум становится слишком привязанным к знанию; разумный ум остаётся выше знания. Он использует его, бесспорно использует – оно полезно, утилитарно, – но прекрасно знает, что всё истинное скрыто, остаётся скрытым. Мы можем продолжать узнавать и узнавать, но тайна останется неисчерпаемой.
Я не абсолютно против интеллекта. У него есть полезные применения – но они очень ограничены, и вы должны понять их ограничения. Если ты работаешь учёным, тебе придётся использовать интеллект. Это прекрасный механизм, но он прекрасен, лишь если остаётся рабом и не становится хозяином. Становясь хозяином и захватывая над тобой власть, он опасен. Ум в распоряжении сознания – прекрасный слуга; ум, властвующий над сознанием, – опасный хозяин.
Если ты работаешь учёным, интеллект нужен. Если ты работаешь в мире, интеллект нужен. Если ты общаешься, разговариваешь с людьми, интеллект нужен. Но его применение очень ограничено. Есть более важные вещи, в которых интеллект совершенно не нужен. Но проблема в том, что он продолжает действовать и там, где он не нужен. Медитирующий использует интеллект, но использует и интуицию – он знает, что их функции различны. Он использует голову, но использует и сердце
И помните, никогда не путайте интеллект и разум. Интеллект – это только часть разума. Разум – это гораздо большее явление; оно содержит гораздо больше, чем интеллект, потому что жизнь не только интеллектуальна, жизнь также и интуитивна. И столько великих открытий совершалось не интеллектом, а интуицией. Фактически все великие открытия совершались интуицией. В тебе существует нечто гораздо более глубокое. Ты не должен этого забывать. Интеллект – это только периферия, это не центр твоего существа. Центр твоего существа – интуиция.
Мир политики в своей основе находится на инстинктивном уровне. Он принадлежит закону джунглей: прав тот, кто сильнее. И люди, интересующиеся политикой, просто посредственны. Для политики не нужно никакой квалификации, кроме одной – глубокого чувства неполноценности.
Муж пытается быть выше жены – это политика. Жена пытается быть выше мужа – потому что жена просто не может принять эту идею. Хотя её и обусловливали этой идеей миллионы лет, она находит способы её саботировать.
Для меня политика – это попытка доказать своё превосходство. Но почему? – потому что глубоко внутри ты чувствуешь себя неполноценным. А человек инстинкта обречен чувствовать себя неполноценным – он и есть неполноценный. Это не "комплекс неполноценности", это факт, реальность – он и есть неполноценный. Жить жизнью инстинкта значит жить на самом нижнем из всех возможных уровней жизни.
Человек изо всех сил пытается где только возможно быть выше других, быть кем-то особенным, выдающимся – но всё это политика. И с моей точки зрения, ею интересуются только посредственные люди. Разумные люди занимаются более важными вещами. Разум не может растрачивать себя впустую на борьбу с третьесортной, уродливой политикой, грязной политикой.
В любой другой области, например, в университете: лектор пытается стать профессором, профессор хочет стать деканом, декан хочет стать проректором – постоянная борьба за власть. По крайней мере можно было ожидать, что этого не будет в области образования. Но никого не интересует образование, всех интересует власть.
В религии то же самое: епископ хочет стать кардиналом, кардинал хочет стать папой. Каждый стоит на лестнице, пытаясь взобраться выше, а другие тянут его за ноги вниз. Те, кто выше, пытаются его столкнуть, чтобы он не мог подняться до их уровня. И то же самое делается с теми, кто стоит на лестнице ниже: один тянет их за ноги, другой бьёт и лягает, чтобы тот оставался как можно ниже. Вся лестница, если ты видишь её как наблюдатель, – это просто цирк. И это происходит везде, во всём.
Политик, живущий на инстинктивном уровне, – это просто дикое животное. Он не верит ни во что, кроме собственной победы. Какие бы ни потребовались для этой победы средства, он воспользуется ими. Цель оправдывает все его средства, какими бы они ни были уродливыми. Адольф Гитлер говорит в своей автобиографии: "Средства не имеют значения; значение имеет только цель. Если ты добиваешься успеха, что бы ты ни сделал, это было правильно; если ты терпишь поражение, что бы ты ни сделал, это было неправильно". Ты лжёшь, но если ты добиваешься успеха, это становится истиной.
Лишь на третьем уровне, когда начинает действовать интуиция, больше нет никакой борьбы. Будда никогда не шёл никого побеждать, Махавира никогда не шёл никого побеждать, Лао-цзы никогда не шёл никого побеждать. Люди приходили сами; к ним приходил каждый, кто испытывал жажду. Их не интересовали даже те, кто приходил, чтобы вызвать их на интеллектуальный поединок.
Существо человека очень просто, но не его личность; личность очень сложна. Личность похожа на луковицу – в ней много слоёв обусловленности, развращённости, и за всем этим множеством слоёв скрывается простое человеческое существо. Оно закрыто таким количеством фильтров, что вы не можете его увидеть – и за всеми этими фильтрами вы не можете видеть и мир, потому что всё, что тебя достигает, прежде чем тебя достичь, искажается этими фильтрами.
Ничто никогда тебя не достигает таким, как есть; ты постоянно всё упускаешь. По пути вмешивается множество переводчиков. Ты что-то видишь; сначала это искажают твои глаза и органы чувств. Затем – твоя идеология, религия, общество, церковь; затем искажают они. И так далее, и так далее... К тому времени как что-то тебя достигнет, от оригинала либо не останется почти ничего, либо останется так мало, что этого не стоит принимать во внимание. Ты что-то видишь, только если это позволяют фильтры, а фильтры позволяют немногое.
Существует внутренняя потребность заполнять промежутки. Каждый раз, когда ты видишь две не связанные между собой вещи, ум испытывает внутренний импульс их связать; иначе он чувствует себя очень неудобно. И ты изобретаешь связь. Ты соединяешь эти ничем не связанные вещи связующим звеном, строишь между ними мост и продолжаешь изобретать мир, которого нет.
Никогда, ни на мгновение не думай, что твои физические органы чувств действуют, как надо, – это не так. Они прошли обучение. Ты видишь вещи, которые тебе позволяет видеть твоё общество, ты слышишь вещи, которые тебе позволяет слышать твоё общество. Ты касаешься вещей, которых тебе позволяет касаться твоё общество.
Мы видим лишь то, что хотим видеть. Весь механизм нашего тела отравлен. Наше тело стало застывшим. Мы живём в своего рода замороженности: мы холодны, закрыты, недоступны. Мы так боимся жизни, что убили все виды возможностей, посредством которых с нами может соприкоснуться жизнь.
В этом всё усилие йоги: сделать тело живым, чувствительным, снова молодым, чтобы органы чувств работали по максимуму. Тогда человек действует без всяких табу; тогда в нём есть прозрачность, изящество, красота, поток. Снова возникает тепло, открытость, и происходит рост. Человек постоянно нов, молод, и он всегда в приключении. Тело становится оргазмичным. Тебя окружает радость.
Я настаиваю на том, чтобы вы были радостными, праздновали, наслаждались жизнью, принимали тело – и не только принимали, но и были благодарны существованию за то, что оно дало вам такое прекрасное тело. Такое чувствительное тело, и столько дверей, чтобы общаться с реальностью: глаза, уши, нос, прикосновение – открой все эти окна и впусти ветерок, и пусть засияет солнце жизни. Научись быть чувствительнее.
Системы верований делают тебя недостижимым для общения. Если ты индуист, а я мусульманин, никакого общения быть не может. Если ты человек и я человек, мы можем общаться, но если ты коммунист, а я фашист, общение прекращается. Все системы верований разрушительны для общения. А вся жизнь есть не что иное, как общение – общение с деревьями, общение с реками, общение с солнцем и луной, общение с людьми и животными. Это общение; жизнь – это общение.
Если хочешь видеть, слушать и слышать, тебе придется отбросить все системы верований.
Интуиция – это явление совершенно другого рода, нежели рассудок. Рассудок аргументирует; рассудок использует процесс, чтобы прийти к заключению. Интуиция прыгает – это квантовый скачок. Она не знает постепенного процесса. Она просто достигает заключения без всякого процесса.
У интуиции нет процесса; она просто прыгает от проблемы к заключению. Это срезанный угол. Это вспышка.
Когда ты отбрасываешь эту навязчивую идею, эту зацикленность на рассудке, начинает расцветать интуиция. Тогда она не как вспышка, но как постоянно доступный источник.
Интуиция – значит быть сонастроенным с собой, совершенно сонастроенным с собой. И из этой сонастроенности, из ниоткуда возникают решения.
Даже великие учёные, которые работают рассудком, приходят к точке, где рассудок не работает, где они ожидают предчувствия, какой-то интуитивной вспышки, какого-то света из неизвестного. И это всегда происходит: если ты усердно работал интеллектом и не думаешь, что кроме интеллекта ничего нет, и ты доступен запредельному, – однажды в тебя проникает луч.
Есть вещи, которые нельзя логически доказать, и всё же они есть. Каждый знает, что они есть, и никто никогда не мог их доказать. Любовь есть – никто никогда не мог определить, что это такое, или доказать, есть ли она вообще. Но каждый знает – любовь есть. Даже люди, которые отрицают: они не готовы принять ничего за пределами логики, – даже они влюбляются.
Разум – это врождённая способность видеть, воспринимать. Каждый ребёнок рождается разумным, но общество делает его глупым. Мы даём ему образование в глупости, и рано или поздно он защищает диссертацию по глупости и становится в ней профессионалом.
Разум – это естественное явление – точно как дыхание, точно как зрение. Разум это внутреннее видение; он интуитивен. Он не имеет ничего общего с интеллектом, помните. Никогда не путайте интеллект с разумом, это полярные противоположности. Интеллект принадлежит голове; ему учат другие, он тебе навязывается. Его приходится прививать. Он заимствован, это нечто иностранное, не врождённое.
Разум умирает в подражании другим. Если ты хочешь быть разумным, тебе придётся прекратить подражать. Разум совершает самоубийство, если становится копией под копирку. В то мгновение, когда ты начинаешь думать, как тебе стать таким, как тот или другой человек, ты падаешь из своего разума, ты глупеешь.
Существование – это чистый разум. Мы приносим некий аромат, некое благоухание запредельного, когда приходим в мир. Но тотчас же общество набрасывается на нас, начинает манипулировать, учить, изменять, обрезать, добавлять, и вскоре ты теряешь всю форму, все очертания. Общество хочет, чтобы вы были послушными, ортодоксальными, конформистами. Именно так разрушается ваш разум.
Разум – это способность видеть, понимать, жить свою собственную жизнь согласно своей природе. Именно это и есть разум. А что такое глупость? Следовать другим, подражать другим, подчиняться другим. Смотреть их глазами, пытаться впитать их знание и принять его как своё – это глупость.
Глупому человеку всегда скучно. Ему скучно из-за ответов, которые он собрал от других и которые продолжает повторять. Ему скучно, потому что его глаза полны знания, и он не видит, что происходит. Он знает слишком много, не зная вообще ничего. Он не мудр, он всего лишь много знает.
Разумный человек свеж, как капли росы на утреннем солнце, свеж, как звёзды ночью. Ты можешь почувствовать его новизну, он такой новый – как порыв ветерка.
Разум – это способность снова и снова рождаться заново. Умирать для прошлого – вот что такое разум, жить в настоящем – вот что такое разум.
Оглядитесь вокруг! Жизни людей абсолютно отравлены, отравлены головой. Они не могут чувствовать, они больше не чувствительны, ничто не приводит их в трепет. Солнце восходит, но ничто не восходит в них; они смотрят на восход солнца пустыми глазами. Небо наполняется звездами – чудо, тайна! – но ничто не шевелится в их сердцах, не возникает никакой песни.
Выйди из этого! Пусть в жизни будет что-то от романтики, что-то от приключения. Исследуй! Миллионы красот и великолепий ждут тебя. Ты продолжаешь двигаться кругами, никогда не входя в храм жизни. Дверь в него – это сердце.
Помни, этот сдвиг должен произойти: от мышления ты должен перейти к чувству. Чувство ближе, ближе к тому в тебе, что называется интуицией. Мышление – это самая удалённая от интуиции точка.
Чувство ближе к интуиции. Я не ожидаю невозможного, я не говорю: "Будь интуитивным" – этого ты не можешь сделать. Прямо сейчас ты можешь сделать только одно – перейти от головы к чувству, этого будет достаточно. Тогда от чувства к интуиции перейти будет очень легко. Но перейти от мышления к интуиции очень трудно. Они не встречаются, они полярны друг другу. Чувство точно посередине.
Комментариев нет:
Отправить комментарий