Конечно, историю отображения танца в изобразительном искусстве стоило бы
начать с наскальных надписей, древних пещерных рисунков и т.п., но предлагаю на
них не останавливаться. В древних времен человек рисовал пляску: наполненную
мистическим ритуальным смыслом или иную. Будучи, так сказать, западными людьми,
давайте обратим свой интерес на взгляд нашей западной культуры на танец и его
изменения в зависимости от эпохи, культурных течений.
Большая часть изображений доступна в укрупненном виде - кликайте на изображении, чтобы укрупненная версия открылась в новом окне.
Ранние примеры
Античные амфоры нередко содержат изображение танцующих. Их движения не скованы, величественны, сильны, уверенны. Танец - воплощение свободы духа, движения души. Здесь приведен фрагмент фрески виллы мистерий в Помпеях (справа).
Религиозное средневековье отнеслось к танцу как вредной и дьявольской пляске тела, поэтому так трудно найти старые картины на тему танца. Эпоха возрождения реабилитировала многие вещи, хотя танцы на картинах встретишь все равно редко. С некоторой натяжкой к "танцевальным картинам" можно отнести "Три грации" Сандро Боттичелли (слева).
Если мы рассмотрим период с 15 века по конец 19го, то найдем очень мало работ. Танцоры и хореографы чрезвычайно редко были теми персонами, которые хотел бы запечатлеть художник или на портрет которого он мог получить заказ.
Вот редкие исключения - персоны, повлиявшие на развитие западной хореографии.
Людовик 14ый, называемый также "король солнце" - танцевал сам в придворных балетных спектаклях, привлекал к этому делу придворных, учредил первую Академию танца, где происходило профессиональное обучение танцоров. Она была основана в Париже. "Король солнца" предстает перед нами в серии гравюр.
В его изображении проскальзывает та легкость, непринужденность и утонченность, которую балет заимствовал от французского двора во главе с Людовиком 14ым в противовес резкой и даже грубой итальянской школе. Все эти черты проявляются как во внешности Людовика, так и в его танцевальных позах. Даже в костюме воина он больше похож на фею из какой-нибудь доброй сказки.
Николя Ланкре изобразил нам танцовщицу Камарго на одноименной картине. Эта дама произвела революцию в искусстве танца 17го века, немного укоротив платье, обнажив щиколотки и чуть-чуть икры. Более короткое платье позволило и даже заставило исполнять более трудные и интересные движения ног. До нее единственными обозреваемыми фрагментами ног были ступни в туфлях, крайнее - щикотолотки. На картине мы видим танцовщицу в "летящей" позе, требующей равновесия, ноги ее выворотны. Так же у Ланкре мы застаем танец с социального ракурса: придворные танцуют на пикнике, развлекаясь (картина "Танец").
Другой прославленный французский живописец тех же времен Никола Пуссен в 1630ые годы рисует "Танец под музыку времени" - очень любопытную картину. Она является неким обращение к античности, поэтому закономерно, что танец вновь приобретает свободу и эмоциональность.
Интересна анонимная неапольская гравюра конца 17го века на основе серий гравюр Жака Кало, посвященной итальянской комедии Дель арте. Персонажи картины схвачены в экспрессивных, даже негармоничных позах.
Импрессионисты
Коренным образом изображение танца изменилось благодаря импрессионистам. Эти художники искали новые формы отображения мира, в которых можно было бы почувствовать свет, тепло или холод, ветер, даже запах, передать тонкие ощущения, не находящие отображения при досконально точной прорисовке объектов. И речь, конечно, пойдет о Дега. Но прежде чем остановиться на нем, упомянем картины на нашу танцевальную тему написанные в тот же период, что и балетный цикл Дега.
Ренуар и танец
Картины Ренуара светятся любовью к жизни и окружающему миру, они несут теплые чувства, пронизаны радостью бытия. Серия картин на танцевальную тему: "Танцы в Мулен де ля Галет" 1876г., "танец в Бужевале" 1883г., "танец в городе" и "Танец в деревне". Изображены парные танцы, которым люди предаются, облекая свой досуг в культурную форму. Мы видим общение мужчины и женщины - разное в зависимости от их социальной принадлежности. Манеры в деревне, конечно, иные, чем в городе, что любопытно проскальзывает в позах и выражении лиц. Но в отношении танца как искусства нам эти картины ничего не дают.
Анри Матисс - всего одна картина, но какая!
Знаменитое полотно Матисса "Танец" давно будоражит умы мира! Живопись его нелегко принять многим - для этого стоит увидеть сразу много его работ в одном месте в одно время, чтобы оченить изюминку его стиля. Не все знают, что есть и вторая картина "танец" у этого же художника. Вот они обе.
Эдгар Дега и его балерины
Вот теперь можно подробно остановиться на Эдгаре Дега. Тем более мы теперь увидим, сколь отличалось его отношение и внимание к танцу от своих соотечественников и современников. Хотя иногда про него любят писать, что, дескать, ему просто полуголые дамы нравились, тем более что чаще публикуют картины переодевающихся или разминающихся балерин. Но, если приглядитесь к большому количеству его картин, то Вы не будете воспринимать такой однобокий подход к его творчеству. Картины скажут все сами за себя (продолжение читайте ниже - после картин).
Эдгар Дега увлекся балетов в 70е годы и до конца дней оставался поклонником этого искусства. В ранних его картинах танец предстает перед нами волшебным сказочным миром необыкновенно гармоничных форм и красок. Все шло к тому, что Эдгар Дега станет академическим художником: он был из обеспеченной семьи и занимался в Италии изучением образцов классического итальянского искусства. Но ему предстояло стать одним из открывателей нового искусства - импрессионализма.
"Танцевальное фойе Оперы на улице Ле Пелетье" (справа) 1872г. Необычно, что центром картины фактически является пустое пространство, именно в него устремлена солистка, волнующаяся перед показом своего номера перед хореографом. И это пустое место в центре усиливает напряженность, исходящую от фигуры танцовщицы.
"Танцевальный класс", 1874. Вместе с танцовщицами изображен Жюль Перро - мастер романтического балета. Каждая танцовщица занята каким-то своим делом. В этих танцовщицах еще есть хрупкость, одухотворенность, изящество, которые нередко затем будут уступать место усталости и изможденности, угловатости и нескладности, обреченности. Возможно, сказались полученные знания о тяжком труде у станка. (Те, кто занимаются в Divadance, классическим танцем, наверное, это поймут прекрасно). Возможно, на картины наложили отпечаток личные события в жизни художника.
Особенно интересными предстают перед нами сценические репетиции глазами художника. Изматывающая нервозность этого процесса сказывается в особой гамме, напоминающей слегка колорированную черно-белую фотографию. А также угловатость линий, напряженность или усталость на лицах участников процесса.
Картина "Голубые танцовщицы" (слева) приковывает взгляд удивительной поэзией цвета и линий. Движение практически можно увидеть, хотя живопись по определению статична.
Картины, изображающие танцовщиц на сцене показывают нам совсем другой мир - другие краски, волшебную иллюзию сказки и превращений. Это: "Балетный спектакль, вид на сцену из ложи", "Балет", "Завершающий арабеск". В первых двух "в кадр попадает" не только сцена, но и "кусочек" зала со зрителями. Дега словно для контраста ставит их рядом, чтобы подчеркнуть волшебство балетного мира. В последней из этих трех картин зрителей нет, в руке танцовщицы букет. Сочетание цветов создает драматичную атмосферу - контраст усталости балерины и торжества вследствие ее успеха.
Эдгар Дега словно бы указал волшебное окно в другую реальность, в которой можно почувствовать нечто недоступное в обычной жизни, но в то же время создаваемое людьми из плоти и крови, изнемогающих от тяжкого труда и усталости. И за это ему большое спасибо!
Большая часть изображений доступна в укрупненном виде - кликайте на изображении, чтобы укрупненная версия открылась в новом окне.
Ранние примеры
Античные амфоры нередко содержат изображение танцующих. Их движения не скованы, величественны, сильны, уверенны. Танец - воплощение свободы духа, движения души. Здесь приведен фрагмент фрески виллы мистерий в Помпеях (справа).
Религиозное средневековье отнеслось к танцу как вредной и дьявольской пляске тела, поэтому так трудно найти старые картины на тему танца. Эпоха возрождения реабилитировала многие вещи, хотя танцы на картинах встретишь все равно редко. С некоторой натяжкой к "танцевальным картинам" можно отнести "Три грации" Сандро Боттичелли (слева).
Если мы рассмотрим период с 15 века по конец 19го, то найдем очень мало работ. Танцоры и хореографы чрезвычайно редко были теми персонами, которые хотел бы запечатлеть художник или на портрет которого он мог получить заказ.
Вот редкие исключения - персоны, повлиявшие на развитие западной хореографии.
Людовик 14ый, называемый также "король солнце" - танцевал сам в придворных балетных спектаклях, привлекал к этому делу придворных, учредил первую Академию танца, где происходило профессиональное обучение танцоров. Она была основана в Париже. "Король солнца" предстает перед нами в серии гравюр.
В его изображении проскальзывает та легкость, непринужденность и утонченность, которую балет заимствовал от французского двора во главе с Людовиком 14ым в противовес резкой и даже грубой итальянской школе. Все эти черты проявляются как во внешности Людовика, так и в его танцевальных позах. Даже в костюме воина он больше похож на фею из какой-нибудь доброй сказки.
Николя Ланкре изобразил нам танцовщицу Камарго на одноименной картине. Эта дама произвела революцию в искусстве танца 17го века, немного укоротив платье, обнажив щиколотки и чуть-чуть икры. Более короткое платье позволило и даже заставило исполнять более трудные и интересные движения ног. До нее единственными обозреваемыми фрагментами ног были ступни в туфлях, крайнее - щикотолотки. На картине мы видим танцовщицу в "летящей" позе, требующей равновесия, ноги ее выворотны. Так же у Ланкре мы застаем танец с социального ракурса: придворные танцуют на пикнике, развлекаясь (картина "Танец").
Другой прославленный французский живописец тех же времен Никола Пуссен в 1630ые годы рисует "Танец под музыку времени" - очень любопытную картину. Она является неким обращение к античности, поэтому закономерно, что танец вновь приобретает свободу и эмоциональность.
Интересна анонимная неапольская гравюра конца 17го века на основе серий гравюр Жака Кало, посвященной итальянской комедии Дель арте. Персонажи картины схвачены в экспрессивных, даже негармоничных позах.
Импрессионисты
Коренным образом изображение танца изменилось благодаря импрессионистам. Эти художники искали новые формы отображения мира, в которых можно было бы почувствовать свет, тепло или холод, ветер, даже запах, передать тонкие ощущения, не находящие отображения при досконально точной прорисовке объектов. И речь, конечно, пойдет о Дега. Но прежде чем остановиться на нем, упомянем картины на нашу танцевальную тему написанные в тот же период, что и балетный цикл Дега.
Ренуар и танец
Картины Ренуара светятся любовью к жизни и окружающему миру, они несут теплые чувства, пронизаны радостью бытия. Серия картин на танцевальную тему: "Танцы в Мулен де ля Галет" 1876г., "танец в Бужевале" 1883г., "танец в городе" и "Танец в деревне". Изображены парные танцы, которым люди предаются, облекая свой досуг в культурную форму. Мы видим общение мужчины и женщины - разное в зависимости от их социальной принадлежности. Манеры в деревне, конечно, иные, чем в городе, что любопытно проскальзывает в позах и выражении лиц. Но в отношении танца как искусства нам эти картины ничего не дают.
Анри Матисс - всего одна картина, но какая!
Знаменитое полотно Матисса "Танец" давно будоражит умы мира! Живопись его нелегко принять многим - для этого стоит увидеть сразу много его работ в одном месте в одно время, чтобы оченить изюминку его стиля. Не все знают, что есть и вторая картина "танец" у этого же художника. Вот они обе.
Эдгар Дега и его балерины
Вот теперь можно подробно остановиться на Эдгаре Дега. Тем более мы теперь увидим, сколь отличалось его отношение и внимание к танцу от своих соотечественников и современников. Хотя иногда про него любят писать, что, дескать, ему просто полуголые дамы нравились, тем более что чаще публикуют картины переодевающихся или разминающихся балерин. Но, если приглядитесь к большому количеству его картин, то Вы не будете воспринимать такой однобокий подход к его творчеству. Картины скажут все сами за себя (продолжение читайте ниже - после картин).
Эдгар Дега увлекся балетов в 70е годы и до конца дней оставался поклонником этого искусства. В ранних его картинах танец предстает перед нами волшебным сказочным миром необыкновенно гармоничных форм и красок. Все шло к тому, что Эдгар Дега станет академическим художником: он был из обеспеченной семьи и занимался в Италии изучением образцов классического итальянского искусства. Но ему предстояло стать одним из открывателей нового искусства - импрессионализма.
"Танцевальное фойе Оперы на улице Ле Пелетье" (справа) 1872г. Необычно, что центром картины фактически является пустое пространство, именно в него устремлена солистка, волнующаяся перед показом своего номера перед хореографом. И это пустое место в центре усиливает напряженность, исходящую от фигуры танцовщицы.
"Танцевальный класс", 1874. Вместе с танцовщицами изображен Жюль Перро - мастер романтического балета. Каждая танцовщица занята каким-то своим делом. В этих танцовщицах еще есть хрупкость, одухотворенность, изящество, которые нередко затем будут уступать место усталости и изможденности, угловатости и нескладности, обреченности. Возможно, сказались полученные знания о тяжком труде у станка. (Те, кто занимаются в Divadance, классическим танцем, наверное, это поймут прекрасно). Возможно, на картины наложили отпечаток личные события в жизни художника.
Особенно интересными предстают перед нами сценические репетиции глазами художника. Изматывающая нервозность этого процесса сказывается в особой гамме, напоминающей слегка колорированную черно-белую фотографию. А также угловатость линий, напряженность или усталость на лицах участников процесса.
Картина "Голубые танцовщицы" (слева) приковывает взгляд удивительной поэзией цвета и линий. Движение практически можно увидеть, хотя живопись по определению статична.
Картины, изображающие танцовщиц на сцене показывают нам совсем другой мир - другие краски, волшебную иллюзию сказки и превращений. Это: "Балетный спектакль, вид на сцену из ложи", "Балет", "Завершающий арабеск". В первых двух "в кадр попадает" не только сцена, но и "кусочек" зала со зрителями. Дега словно для контраста ставит их рядом, чтобы подчеркнуть волшебство балетного мира. В последней из этих трех картин зрителей нет, в руке танцовщицы букет. Сочетание цветов создает драматичную атмосферу - контраст усталости балерины и торжества вследствие ее успеха.
Эдгар Дега словно бы указал волшебное окно в другую реальность, в которой можно почувствовать нечто недоступное в обычной жизни, но в то же время создаваемое людьми из плоти и крови, изнемогающих от тяжкого труда и усталости. И за это ему большое спасибо!
Комментариев нет:
Отправить комментарий