Первопрестольный Святой Эчмиадзин — монастырь в городе
Вагаршапат (в 1945-1992 г. — г. Эчмиадзин), в 20 километрах к западу от Еревана.
Духовный центр Армянской Апостольской Церкви — одной из древнейших христианских
Церквей мира; резиденция Верховного Патриарха и Католикоса всех армян.
Город Вагаршапат был основан
в первой половине II в. н.э. на месте древнего селения Вардгесаван. В 163 г.,
после разрушения римлянами Арташата, Вагаршапат был объявлен столицей Армении.
Политическое значение города потребовало строительства цитадели, территория
которой в основном совпадала с современными границами Эчмиадзинского монастыря:
линия монастырских стен, вероятно, повторяет в своем плане крепостные стены
цитадели, также образовывавшие прямоугольник.
История монастыря восходит к началу IV в., когда под
воздействием проповеди святого Григория Просветителя (в месяцеслове Русской
Православной Церкви — сщмч. епископ Григорий, просветитель Великой Армении,
память 30 сентября по ст. ст.) принял крещение царь Трдат (Тиридат) III.
Кафедральный собор Святого Эчмиадзина — древнейший храм
Армении. По преданию, место его строительства указал святому Григорию сошедший с
небес Господь (отсюда название Эчмиадзин — др.-арм. «сошел Единородный»). По
данным исторических источников, храм был воздвигнут рядом с царским
дворцом.
Первоначально построенный в
форме базилики, собор был перестроен в V в. при князе Вагане Мамиконяне в
крестово-купольный храм. В первой половине VII в., после перестроек,
произведенных при Католикосах Комитасе и Нерсесе III Строителе, план собора
приобрел очертания, сохраняющиеся доныне.
В VII в. в окрестностях Эчмиадзинского монастыря были построены
храмы св. Рипсиме (618 г.) и св. Гаяне (630 гг.) — классические памятники
достигшей своего совершенства армянской архитектуры.
В XVII в. над кафедральным собором возвели новый купол, а перед
западным входом — трехъярусную колокольню. В XVIII в. над северной, восточной и
южной апсидами надстроили шестиколонные ротонды, что придало собору
пятикупольное венчание. В 1869 году с восточной стороны к собору была пристроена
обширная ризница для хранения церковной утвари и драгоценных реликвий.
Роспись интерьеров собора
была выполнена в начале XVIII в. художником Нагашем Овнатаняном; в конце XVIII
в. ее восстановил и дополнил его внук Овнатан.
В храме, кроме главного алтаря в восточной апсиде, еще шесть
алтарей. Один из них — Алтарь Сошествия — расположен в центре собора, на
традиционном месте видения святому Григорию.
Также на территории монастыря расположены:
- «Ворота царя Трдата» (XVII в.) возвышаются в виде арки у входа в резиденцию Католикоса. Полагают, что на их месте находился царский дворец; в основании многократно перестраивавшегося памятника — каменные блоки IV века. Возможно, через расположенные на этом месте ворота шла традиционная дорога к главному, западному входу в собор.
- Монастырская трапезная (XVII в.), расположенная в южной части монастырского двора.
- Монастырская гостиница «Казарапат» (сер. XVIII в.).
- Старые Патриаршие покои (XVIII в.) — двухэтажная резиденция Католикоса в юго-западной части монастырского двора. На втором этаже — несколько парадных залов, в том числе тронный зал с расписным потолком.
- Новые Патриаршие покои, построенные в 1915 году и полностью реставрированные
в 1958-1962 гг.
Духовная академия (начало XX века). - Музей-сокровищница (1982) Алека и Мари Манукян.
Собрания Святого Эчмиадзина
размещены в нескольких музеях на территории монастыря: в музее при кафедральном
соборе, в музее-сокровищнице Алека и Мари Манукян, в Старой и Новой Патриарших
резиденциях, а также Золотой кладовой. В коллекциях представлены произведения
армянского искусства IX-XX вв.: старинные рукописи, украшенные миниатюрами,
реликварии, церковная утварь, литургические облачения и др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий