Спор музеев стал причиной смены руководства в ГМИИ

09/07/2013




Несколько дней назад на страницах газеты The New York Times вышла большая статья, комментирующая ситуацию со сменой руководства ГМИИ им. Пушкина в Москве. По мнению обозревателя газеты Софии Кишковской, отставка стала последней главой в ожесточённом споре между ГМИИ и Эрмитажем за работы Матисса, Пикассо и других мастеров модерна.

Вражда российских музеев с Путиным посередине. Директор Пушкинского музея ушла в отставку после просьбы о поддержке президента.

Отставка Ирины Антоновой с поста директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, по официальной версии, связана с её возрастом. На самом деле, Антоновой, возглавлявшей музей с 1961 года, уже исполнился 91 год.
Речь в этом споре идет об огромных деньгах. Правительство России выделило около $ 700 миллионов на восстановление и расширение Пушкинского музея, который открылся в 1912 году, что сделает его одним из самых больших культурных проектов в России.
На пресс-конференции, созванной по случаю отставки Антоновой министром культуры Владимиром Мединским, и сам министр, и Ирина Антонова, и её преемница на посту директора музея Марина Лошак отрицали это. Участники конференции подчеркнули, что Антонова остается работать на новой должности президента музея, что позволит ей больше времени уделять своей семье.
Марина Лошак была представлена как личный выбор Антоновой. Но в газетном интервью, опубликованном в «Известиях» в прошлую пятницу, Ирина Антонова рассказала, что хотела бы видеть на этой должности кого-то из учёных, но была вынуждена выбирать приемника из предложенного списка.
В конце апреля Ирина Антонова пошла на обострение конфликтной ситуации с Эрмитажем, попросив в прямом эфире президента Путина способствовать восстановлению Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) под эгидой ГМИИ. Музей западного искусства был открыт в Москве в 1923 году, а в основу его легли коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова, богатых промышленников в дореволюционной России.
Эти коллекции, в которые вошли многие наиболее значительные произведения конца 19-го - начала 20-го веков, были национализированы, основав ГМНЗИ. Однако, по решению Сталина, в 1948 году музей закрыли по идеологическим причинам, а десятки ценных работ из его фондов поделены между Эрмитажем и ГМИИ Пушкина.
Ирина Антонова, которая всегда очень горячо поддерживала идею восстановления музея, сказала Владимиру Путину, что несправедливое «с моральной точки зрения» решение Сталина должно быть отменено, и музей возрожден.
“Г-н Президент, современная Россия много сделала для исправления несправедливости прошлого в отношении своих граждан, но осталось ещё очень много работы в этом направлении”, - сказала она. “Все работы [из закрытого музея] были переданы изначально в наш музей, но потом часть коллекции была передана Эрмитажу в Санкт-Петербурге. Вы были бы готовы рассмотреть возможность возвращения этой части [коллекции] и восстановить музей, который станет настоящей культурной жемчужиной Москвы?”
Отметим, что те картины, которые попали в Эрмитаж, являются сегодня одними из его главных достопримечательностей. Среди них, например, «Портрет актрисы Жанны Самари» кисти Ренуара и «Танец с покрывалами» Пикассо.
Владимир Путин сказал, что будет поддерживать идею воссоздания музея, после того, как специалисты обсудят такую возможность. После этого он обратился к Михаилу Пиотровскому, который известен как горячий сторонник действующего президента России, с вопросом: “Г-н Пиотровский, вы готовы вернуть часть коллекции в Москву и помочь возродить музей современного искусства?”
Г-н Пиотровский, казалось, пойманный врасплох этим вопросом, ответил, что большая коллекция картин старых мастеров уже была изъята из фондов Эрмитажа и отправлена в Москву ещё в 1920 году. Г-н Путин заявил, что этот факт должен быть принят во внимание.
Либеральная интеллигенция Москвы и Санкт-Петербурга по-разному отреагировала на этот диалог. В адрес Ирины Антоновой были высказаны обвинения в эксплуатации темы ошибок сталинского режима, а также отмечена её роль в вывозе «трофейного искусства», доставшегося советским войскам от нацистской Германии. В Санкт-Петербурге на защиту сокровищ Эрмитажа стали даже футбольные фанаты, известные больше своим неприятием гомосексуализма и расизма, чем любовью к культуре.
(Николай Сванидзе, политический комментатор на радио «Эхо Москвы», сказал, что Антонова не была бы в состоянии задать свой вопрос в прямом эфире, не имея поддержки на самом высоком уровне.)
Г-н Пиотровский предупредил, что любое дальнейшее принудительное перераспределение музейных ценностей может открыть ящик Пандоры. Требования о реституции могут нанести непоправимый ущерб ещё многим музеям, а не только Эрмитажу.
“Музей не должен быть затронут”, - сказал он в интервью после упомянутого эфира. “Это является неприкосновенным, потому что это не магазин и не галерея. Все имеет своё место. Коллекция, находящаяся в Эрмитаже, уже давно связана со всеми другими коллекциями музея особыми видами духовных и художественных связей в глазах посетителей, поэтому любое нарушение этого будет плохо характеризовать наше музейное сообщество”.
Джеральдин Норман, британский историк искусства, который выступает в качестве советника Пиотровского, сказала в интервью в прошлую пятницу в Санкт-Петербурге, где она работает над книгой о постсоветской истории Эрмитажа, что “потеря этих картин стала бы трагедией для музея”.

 Марина Лошак, новый директор ГМИИ им. Пушкина
С вступлением в должность Марины Лошак ситуация вокруг возрождения ГМНЗИ не стала менее напряженной. Марина Девовна рассказала, что пока она не планировала повторить просьбу Ирины Антоновой к Владимиру Путину, но она полностью поддерживает это предложение.
“Это прекрасная идея”, - сказала она о восстановлении музея нового западного искусства. “Но я думаю, и я говорю это всем, что это не задача музеев. Государство должно решить, насколько целесообразно воссоздание этого музея”.
Софья Кишковски, The New York Times.


Оригинал: A Russian Museum Feud With Putin in the Middle. Pushkin Director Departs After Bid for President’s Support
Перевод: Анна Сидорова © Gallerix.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий