Подводный художник Андре Лабан

Конечно, он не только художник. Холсты, кисти и масло были уже потом. А сначала — работа у Кусто и всепоглощающая любовь к морю.

Ему было 24 года, когда он пришел на собеседование к легендарному Жаку-Иву Кусто, и в ответ на вопрос, что умеет, ответил, мол, «ничего, если честно, но починить могу там всякое, восстановить, поковыряться».
Двухнедельный испытательный срок превратился для молодого французского химика в 21 год безудержных приключений, труднейшей работы и, в конечном итоге, найденному смыслу всей его жизни.
AdMe.ru представляет вам историю жизнерадостного и романтичного человека, непоколебимого оптимиста, очарованного морем.

Так обычно и бывает: мы знаем звёзд, первооткрывателей, именитых учёных и бодрых путешественников, но зачастую о тех, кто им аккомпонировал, кто помогал, подавал ключ на тридцать два в нужный момент, мы даже и не слышали.
Знакомьтесь, месье Лабан. Человек, который делал «Одиссею» Жака Кусто, жил на 100-метровой глубине целый месяц, снимал и фотографировал под водой, изучал море и не заметил, как влюбился в него.


Как только Андре Лабан попал на «Калипсо», ему сразу поручили творческую работу по созданию подводных камер, способных снимать в любой ситуации и в любом ракурсе, как Кусто посчитает нужным. Лабан проектировал и создавал фото- и кинокамеры, знаменитые подводные скутеры, сам погружался на морские глубины. Вместе с Жаном Моларом он сконструировал портативную подводную лодку «Ныряющее блюдце». Многие годы он работал пилотом одноместных подводных лодок, на которых проводил погружения на глубины до пятисот метров.


Через 2 года работы Андре у Кусто, фильму «Мир безмолвия», для съёмок которого применили 35-миллиметровые боксы Лабана, была присуждена «Золотая пальмовая ветвь» на Каннском фестивале и «Оскар» в Голливуде.
После такого успеха Лабан, освоив технику киносъёмки под водой, участвует в создании фильмов сериала «Одиссея команды Кусто» в качестве оператора, а позже в роли сорежиссёра и продюсера некоторых фильмов.

Время летело, в 1965 году Кусто запустил опасный и непредсказуемый эксперимент: несколько смельчаков отправляются на месяц на глубину 100 метров в подводную шарообразную квартирку. Там Лабан окончательно влюбляется в голубые пейзажи океана и, выходя «погулять» из подводного дома с аквалангом, понимает, что только живопись способна передать удивительную палитру синего цвета подводного мира и начинает писать картины. Под водой, с натуры.


Тот самый шарообразный дом, в котором на глубине 100 метров исследователи жили целый месяц
Если Айвазовский в основном писал по памяти, по своим впечатлениям, то наш маринист кладет на камни и песок свой холст, покрытый разработанной им грунтовкой (Андре — химик, не забываем), достаёт мастерок, краски — и пишет. Пишет самые великолепные морские пейзажи, которые только можно себе представить. Пишет море, воду, настроение голубого тумана и волнительной тишины.



В конце 60-х годоа Лабан набрался смелости организовать выставку. Как говорит сам Андре, высшей оценкой для него было, когда один из посетителей, сам ныряльщик, воскликнул: «Я чувствую себя под водой!»



«Меня иногда спрашивают: „Вам не надоело писать одну и ту же картину?“ Но на самом деле это не одна и та же картина. Она синяя, я согласен. Но море, как говорил поэт: „Море вечно в своем обновленье...“. Хотя волны движутся одна за одной, они не одинаковые. Я слышал от нескольких людей, что мои полотна передают энергию. Море содержит неизмеримую энергию. Эта энергия, эта безумная энергия моря, может быть, она передает мне часть своей энергии? — И, может быть, что через картины мне удается передать это тем людям, которые смотрят на них?»

«Я открыл для себя на „Калипсо“ мир, который совсем не безмолвен, как это принято считать, — он текучий, густой и голубой, в котором тело, благодаря силе Архимеда, находится как бы в невесомости. Это мир бесконечности, вот почему я пишу свои картины под водой».


Спустя годы Лабан выпустил биографическую книгу «Страсть к синему цвету», в которой описал свой быт на «Калипсо». «Ныряльщику, заговорившему о праве на отпуск, он (Ж.-И.Кусто) резко ответил: „Здесь ни у кого нет никаких прав!“ Образ, который он себе создавал в течение лет, стало несколько тяжело нести. К тому времени он являлся уже олицетворением подводного мира, создателем новой религии, Папой и мессией которой он был. А я был одним из его апостолов».


Как гром среди ясного неба в 1973 году командор Кусто увольняет Лабана без объяснения причин и каких—либо слов благодарности. 45—летний Лабан сходит с судна, на котором оставил 21 год своей жизни, изобретения, подводные камеры и лодки, свою работу и призвание.
«Я вижу, что Кусто — как краб, который отбрасывает свою клешню, когда она ему становится ненужной. Мне понадобились месяцы и даже годы для того, чтобы такой эпилог перестал быть дурным сном».


После увольнения Андре вместе с женой трудится в ресторанчике «Синяя подлодка», занимается разными другими делами, но через всю его жизнь красной нитью проходит море и живопись. В свои 85 лет он продолжает погружаться в морские пучины и писать картины, снимает игровые короткометражные фильмы с друзьями, пишет роман. Часто посещает Украину, принимает участие в фестивалях подводного творчества.


Удивительно наблюдать, как этот уже давно не молодой человек, лежа на 15-метровой глубине, на протяжении часа пишет свои полотна. Ещё удивительнее слышать под водой, как он во время своей работы напевает. «А что вы поёте, когда пишете?» — спрашивают у Андре. «Не знаю, — ответил он. — Я этого даже не замечаю». И, подумав, добавил: «Когда я пишу под водой картины, поет вся моя душа».

Комментариев нет:

Отправить комментарий