Известный журналист о себе, путешествиях и свободе.

29 сентября 1949 года родился Петр Вайль — российский и американский журналист, писатель, главный редактор Русской службы Радио «Свобода».
Петр Вайль почти всю жизнь провел за границей. Эмигрировал в США в 1977 году, жил в Нью-Йорке, сотрудничал со многими эмигрантскими изданиями, в том числе с газетой «Новый американец», редактором которой был Сергей Довлатов. Там же, в США, Вайль познакомился с Иосифом Бродским. Позже он выступил составителем двух сборников стихов Бродского: «Рождественские стихи» и «Пересеченная местность».
Вайль — автор книг «Гений места», «Карта родины», «Стихи про меня». В соавторстве с Александром Генисом написал «60-е: Мир советского человека», «Американа», «Русская кухня в изгнании», «Родная речь», лауреат нескольких литературных премий, член-основатель Академии русской современной словесности.
Сегодня мы вспоминаем высказывания знаменитого журналиста, отражающие его мудрость и жизненный опыт.
  • Людей можно разделить на тех, которые живут, и тех, которые строят жизнь. Я отношусь к первым.
  • Вообще полная свобода не только невозможна, но и не нужна человеку, а если желанна, то это — иллюзия, самообман. Любая привязанность и страсть — к работе, музыке, животному, другому человеку — это кабала, путы, обязательства, и нет в мире ничего более противоположного и противопоказанного свободе, чем любовь. Человеку нужна не свобода, а любовь.
  • Голод — источник наслаждения в той же мере, в какой эстетическая потребность или вожделение позволяют нам чувствовать себя счастливыми в музее или постели. Голод нужно оберегать так же трепетно, как любовь к женщинам или живописи.
  • Вкус есть мировоззрение, мировосприятие, миропонимание. Различение на вкус двадцати шести видов маслин — такое же проявление культуры, как определение на слух сорока одной симфонии Моцарта.
  • Люблю женское лицо, завораживаюсь его тайной; люблю женское тело, преклоняясь перед совершенством его устройства. Люблю тайну женско-мужских отношений, полагая, что ничто в мире не достигает такой красоты, богатства и непостижимости.
  • Народная русская забава — искать, кто виноват, чтобы решить, что делать
  • Несмотря на склонность к компромиссам, я знал, что в партию вступать не буду, а без этого сделать мало-мальски ощутимую карьеру в журналистике было невозможно. И, кроме всего прочего, я хотел читать и смотреть то, что мне нравится. Так что делать в этой стране мне было нечего.
  • Новая формула старого мифа звучала так: «Чем хуже строй, тем лучше люди» — многолетнее утешение советского человека. Концепция романтическая, с вариациями вроде: только в бедных хижинах живет искреннее чувство. Основана на механизме компенсации порождающем банальности из числа утешительных заблуждений: если красива, значит глупа; если богат, значит зол; если нет колбасы, значит есть духовность; если дурны правители, значит прекрасен народ.
  • Ностальгировать по неодушевленным предметам, по-моему, унизительно. Березки — они везде березки. Можно скучать по близким людям. Это да. Если ты не можешь создать сам вокруг себя микромир, в котором тебе удобно, уютно и хорошо, тогда тебе на любой родине будет плохо.
  • Странствие выполняет по отношению к пространству ту же функцию, что текст по отношению к листу и речь по отношению ко времени: заполняет пустоту.
  • Не бойтесь протоптанных дорог. Они протоптаны не просто так. Если миллионы людей до тебя ахнули при виде Нотр-Дам де Пари, ты тоже не стесняйся ахнуть.
  • Мы-то все орлы, супермены хемингуэевского помета, мы давим чувства, и цедим слова, и уже не замечаем, как за нашей скупой мужественностью утверждается хамское равнодушие.
  • Люблю душевное простодушие, способность удивляться. Не люблю душевную пресыщенность, эмоциональную усталость
  • Если тебя литература делает одним человеком, музыка другим, живопись третьим, а кино четвертым, то где тогда ты настоящий?
  • ... у меня нет ни Бальмонта, ни Брюсова, упаси бог, а вот «Незнакомка» блоковская многому научила. Еще в молодости я вдруг осознал, что прекрасный, романтичный, закутанный в дымку образ — просто б...дь. Это было ошеломительное открытие, урок снижения. Вот почему «Незнакомка».
  • По вторгавшимся в тебя стихам можно выст­роить свою жизнь — нагляднее, чем по событи­ям биографии... «Почему Цветае­ва» больше скажет о человеке, чем «почему на филфак»; пронесенная до старости юношеская преданность Маяковскому психологически важ­нее, чем многолетняя супружеская верность.
  • Обобщения хороши в молодости, когда иск­ренне рассчитываешь на то, что жизнь можно свести к формуле.
  • Я же конформист, как и любой нормальный человек. Иначе бы уже валялся где-нибудь в подвале, независимый от всех.
  • Впервые Венецию я увидел в 1977 году и сразу сказал своим приятелям, что это место, где бы я хотел провести последние годы и умереть. Это единственный город в мире, не имеющий наземного транспорта, — в это надо вдуматься. Там нет колеса вообще — либо пешком, либо по воде... Погружаясь в Венецию, ты погружаешься в собственное прошлое.
Источник: royalcheese.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий