Николаевский костел в Киеве является одной из самых красивых архитектурных достопримечательностей города. В конце 19 века в Киеве был всего один действующий костел – Александровский, и, когда в 1895 году в город с визитом прибыл обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев, римско-католическая община обратилась к нему с просьбой о возведении еще одного костела. В Киеве уже насчитывалось более 40 тысяч прихожан, а старый Александровский костел не мог вместить более 1500 человек.
Затея эта была выигрышной, поскольку в письме-прошении прямо указывалось, что костел должен возводиться "в память пребывания в Киеве Их Императорских Величеств". Разрешение было получено, но долгое время город не мог отвести под застройку бесплатный участок земли, да еще и в подходящем для большого по объему и доминантного сооружения. Та местность, где был возведен костел, еще ранее приглянулась акционерам, которые желали построить здесь завод по производству водки и вина. В конце концов, завод поселился на Кудрявской улице, где благополучно пребывает и ныне, а вот с костелом дела обстоят не так хорошо.
Разрешение на строительство было получено, и в 1899 году начались работы по возведению храма. Автором эскизного проекта нового культового сооружения на конкурсной основе стал 22-х летний Станислав Воловский, который в то время еще был студентом Петербургского Института гражданских инженеров. "Поправить" проект как опытному архитектору, а как инженеру наблюдать за возведением объекта и осуществлять общее руководство строительством поручили Владиславу Городецкому.
Работы велись долго из-за плохого состояния грунта, на который сильно влияла река Лыбедь. Строители применили новую технологию набивания бетонных свай, предложенную инженером А.Э.Страусом, причем делали это в Киеве впервые, а в конструкциях широко использовался железобетон — новый в то время строительный материал (Городецкий был владельцем бетонного завода "Фор" под Киевом). Позже этот опыт позаимствовали другие страны.
Строили Николаевский костел в Киеве в течение 10 лет на пожертвования, поступавшие от частных лиц. Всего при возведении храма было потрачено около 500 тысяч рублей. В 1909 году ещё недостроенный Николаевский костел освятили. Из-за начала первой мировой войны работы по внутренней отделке храма были практически прекращены, так как Киев стал прифронтовым городом, и средства, предназначенные для строительства, очевидно, пошли на военные цели.
Владислав Городецкий внес в проект ряд существенных изменений, которые, несомненно, улучшили внешний вид здания и показал себя как модный стилизатор эффектных форм, неотступно следующий велению европейской моды. По внешнему виду костел напоминал многим знаменитую "Votivkirsch" в Вене.
Николаевский костел, построенный в стилизованном готическом стиле, являлся мощной доминантой тогда еще мало застроенного района. Здание имеет форму продолговатого григорианского креста, разделенного на три наоса. На западном (самом живописном) фасаде расположены три входных портала, в тимпанах которых размещены барельефы на религиозные темы. Над центральным порталом находится большое, традиционно круглое, витражное окно в форме готической розы с насыщенным лепным декором, а над ним, завершая архитектурную композицию фасада, располагается треугольный фронтон. Особое впечатление производят ажурные стрельчатые башни высотой 64 метра. В боковых галереях размещены изображения гербов представителей польских шляхетских семей, принимавших участие в основании Николаевского костела.
Городецкому удалось придумать храм-загадку. Скульптуры чудовищ установлены для отпугивания злых сил. Украшают храм грифоны, наполовину звери, наполовину птицы, обосновавшиеся над карнизом и по углам строения, а в щелях здания видны маленькие ящерицы. Грифон является символом бдительности и силы, а саламандра символизировала в христианском искусстве приверженность к вере и добродетели. Николаевский костел стал подлинным архитектурным шедевром 20 столетия, он отличался легкостью, стройными и изящными пропорциями. Изнутри Николаевский костел был богато украшен настенными росписями и витражами (витражи, их было 40, не сохранились). Стены храма были частично облицованы красной керамической плиткой, а крыши покрыты узорчатой марсельской черепицей.
Кроме самого здания костела, по проекту архитектора Городецкого неподалеку возвели дом причта, который составил с самим костелом единый ансамбль.
В начале 1930-х годов костел для богослужений закрыли. Во время войны сооружение сильно пострадало, но уже в 1946 году здесь разместили... Киевский государственный областной архив. Кроме того, сам костел активно использовал КГБ. Дело в том, что, по некоторым сведениям, здесь были установлены "глушилки вражеских голосов" и специальная аппаратура для прослушивания телефонных разговоров. Версия подтверждается и тем, что на противоположной стороне улицы Красноармейской, в здании бывшей Четвертой Киевской гимназии, в которой до 1917 года обучались преимущественно поляки, спецслужбы разместили специализированное учебное заведение, где "ковали кадры" для своих нужд.
Строительство линии метрополитена стало для костела огромной проблемой. Вибрации от движущегося на незначительной глубине транспорта, подчас непредсказуемое поведение подземных вод создали дополнительную угрозу. Даже весьма прочные сваи, которым прогнозировали долгую жизнь, не всегда справлялись с задачей.
В 1978 году было принято решение Совета Министров УССР о создании в Киеве Республиканского Дома органной и камерной музыки и переоборудовании под концертный зал помещения бывшего Николаевского костёла. Одновременно с реставрацией проводилась и частичная реконструкция здания. С 1980 года Николаевский костёл стал функционировать в качестве концертного зала Дома органной и камерной музыки.
Орган Киевского Дома органной музыки был специально создан мастерами фирмы «Rieger-Kloss» в городе Крнов в Чехословакии. При конструировании максимально учитывалась органичность сочетания форм инструмента с интерьерами бывшего Николаевского костёла. У органа 55 регистров, распределённых по трём мануальным клавиатурам и педали, 3846 труб различных диаметров и длины (от 13 миллиметров до 6 метров), сделанных из металла и дорогих пород дерева (использовалось чёрное и красное). Орган имеет широкую тембровую палитру и на нем с успехом исполняются произведения различных стилей и направлений от старинной музыки до современных авторов.
Творческий коллектив Дома органной и камерной музыки составляют: Ансамбль классической музыки имени Б.Лятошинского, Трио «Рависан», Квартет имени Николая Лысенко, Камерный ансамбль «Киев», Камерный ансамбль «Киев-Брасс», органисты, солисты-инструменталисты и певцы.
Римско-католическая община храма, сложившаяся в начале XX века, сильно пострадала во времена событий 1917 года, репрессий 30-50-х годов XX века и практически исчезла к середине века.
Возрождение церковной жизни общины началось в конце 80-х годов XX века. С 1992 года в храме начали регулярно проводиться богослужения, чередующиеся по договорённости с концертной деятельностью Дома органной музыки. Однако само здание, внесённое в список сооружений, не подлежащих возвращению религиозным объединениям, принадлежит государству. 25 июня 2001 года костёл посетил папа римский Иоанн Павел II.
Комментариев нет:
Отправить комментарий