Женские портреты Валентина Серова


5 декабря День памяти художника Валентина Александровича Серова. Ровно 100 лет назад, в 1911 году, его не стало. Он скончался от разрыва сердца в возрасте сорока шести лет. Для его коллег и ценителей живописи это стало настоящим ударом. Ученик Ильи Ефимовича Репина, Валентин Серов в своем мастерстве сумел встать в один ряд со своим учителем и даже может быть в чем-то его превзойти. Серова ценили и ценят за свежесть красок, за правду жизни. Он писал пейзажи, картины на исторические темы и конечно же портреты. Его портреты особенные, живые, что часто не очень устраивало тех, кого изображал Серов. Он не умел льстить, поэтому некоторые заказчики боялись получить от художника свое реальное "изображение", однако становились в очередь, желая иметь у себя в коллекции работы мастера. Аристократы и купцы, меценаты и деятели искусства - таков круг тех, кто был изображен Серовым на его полотнах. Особенно хороши женские портреты, да и начинался триумф художника именно с этого - первой большой работой стала картина "Девочка с персиками или портрет Веруши Мамонтовой", написанная в 1887 году в усадьбе Абрамцево. Женские портреты... живопись В.А. Серова... воспоминания современников...

"Впечатление от серовских картин чисто живописного и, пожалуй, именно музыкального свойства, недаром он сын двух даровитых музыкантов и сам чутко понимает музыку. Искусство Серова вовсе ничего не имеет в себе литературного, описательного. Его основные черты: простота и непосредственность. В Серове нет даже каких-либо нарочитых намерений, хотя бы чисто красочного, живописного характера... На картинах Серова все ясно, светло и по тому самому хорошо, красиво. Нет ни соуса, ни дымки; его произведения не напоминают вкусных пряников или превосходно приготовленных блюд, но действуют как прекрасная, чистая, ключевая вода."

А.Н. Бенуа "Русская живопись в XIX веке"


Серов В.А. Девочка с персиками (Портрет В.С.Мамонтовой) 1887

  (Государственная Третьяковская галерея, Москва)

"Кто не знает в Третьяковской галерее «Девочки с персиками», этой милой смуглой девочки-шалуньи? Она лишь на минуту уселась за столом, искоса поглядывая на нас своими карими глазами, в которых притаился огонек. У нее чуть раздуваются ноздри, точно она не может отдышаться от быстрого бега. Ее губы серьезно сжаты, но в них столько детского беззаботного и счастливого лукавства!.. Такой ее знают все, такой она стала всеобщей любимицей. Родных сестер «Девочки с персиками» можно найти в русской литературе у Пушкина, у Тургенева, у Чехова, особенно у Толстого"

Академик М.В. Алпатов

 

 


Серов В.А. Автопортрет 1880


Серов В.А.  Девушка, освещенная солнцем. Портрет Марии Симонович 1888

(Государственная Третьяковская галерея, Москва)

 

"В то лето, когда Серов писал этот портрет, мы оба находились в усадьбе Домотканово Тверской губернии. Обширный парк с липовыми аллеями создавал какую-то таинственную атмосферу. Серов предложил мне позировать; после долгих поисков в саду наконец остановились под деревом, где солнце скользило по лицу через листву. Задача была трудная и интересная для художника – добиться сходства и вместе с тем игры солнца на лице. Сеансы проходили по утрам и после обеда – по целым дням: я с удовольствием позировала знаменитому художнику, каким мы все тогда его считали, правда, еще не признанному в обществе, но давно уже признанному у нас в семье. Он с удовольствием писал модель, которая его удовлетворяла больше всего, думаю, как идеальная модель в смысле неуставаемости, держания позы и выражения, что дало ему возможность серьезно изучить строение лица и игру света не торопясь и так, как он считал нужным; я же со своей стороны понимала всю важность такой работы для него и знала, что он ценил натуру, которая проникается тем же чувством – сделать как можно лучше, не щадя трудов. Усаживая с наибольшей точностью на скамье под деревом, он руководил мною в постановке головы, никогда ничего не произнося, а только показывая рукой в воздухе с своего места, как на полмиллиметра надо подвинуть голову туда или сюда, поднять или опустить.

Вообще он никогда ничего не говорил, как будто находился перед гипсом, мы оба чувствовали, что разговор или даже произнесенное какое-нибудь слово уже не только меняет выражение лица, но перемещает его в пространстве и выбивает нас обоих из того созидательного настроения, в котором он находился, которое подготовлял заранее, которое я ясно чувствовала и берегла, а он сохранял его для выполнения той трудной задачи творчества, когда человек находится на высоте его. Я должна была находиться в состоянии оцепенения во все время сеансов и думать всегда о чем-то приятном, чтобы не нарушать гармонии единства позы и таким образом поддерживать нас обоих на высоте задачи. Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь: он – удачным писанием, а я – важностью своего назначения. Он все писал – я все сидела.

Часы, дни, недели летели, вот уже начался третий месяц позирования… да, я просидела три месяца! Три месяца совсем не так много, чтобы закончить портрет как следует и, главное, видеть, что дальше идти некуда. Очень может быть, что та уверенность, которая у него была в том, что модель не откажется позировать раньше, чем портрет будет закончен, дала ему спокойную и обдуманную работу с неподражаемой техникой. Только теперь, на расстоянии пятидесяти лет, в спокойной старости, можно делать анализ чувств, нас так волновавших. Время молодости, чувства бессознательные, но можно сказать, почти наверное, что было некоторое увлечение с обеих сторон, как бывает всегда с художниками…"

Из воспонинаний художницы и скульптора Марии Симонович 1888 год

 



Серов В.А. Портрет С.М.Драгомировой 1889

(Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан)



Краткая биографическая справка. Серов Валентин Александрович родился в семье известного композитора А.Н. Серова, автора многих известных классических опер. Первые уроки рисования мальчик получил у немецкого художника-офортиста А. Кемпинга, затем его учителем стал И.Е. Репин, которому, по совету М.М. Антокольского, мать будущего художника, В.С. Серова, показывала рисунки сына. И.Е. Репин стал заниматься с юным Серовым сначала в Париже, а затем в Москве и в Абрамцеве. В 1880 году Серов поступает учиться в Академию художеств к прославленному П.П. Чистякову. Однако в 1885 году, не окончив курса, Серов покинул Академию художеств и завершал свое художественное образование в музеях Голландии и Италии.  В 90-х годах В.А. Серов пишет множество портретов: это в основном портреты русской знати - от членов императорской семьи до богатых купцов и мещан.  Однако, современники говорили, что Серов слишком правдив и  упрекали его в том, что он шаржирует свои модели. Ближе к началу 1900-х годов художник обращается к русской истории. Появляется цикл карандашных рисунков, акварелей и картин с сюжетами из прошлого, например, "Выезд на охоту Петра II и Елизаветы Петровны". Однако проблемы с сердцем прервали жизнь художника в самом расцвете - он умер в возрасте 46 лет...



Серов В.А. Портрет Генриетты Гиршман

"Главной вдохновительницей и кумиром товарищества [художников] была жена купца В. О. Гиршмана красавица Генриетта Леопольдовна Гиршман, в которую были влюблены все знавшие ее и поэты, и художники. Серов написал целую серию ее портретов, отличавшихся высоким мастерством и тонким очарованием. Мне кажется, что самым выдающимся из этих портретов является «Г. Л. Гиршман» (у туалетного столика), который можно поставить в один ряд с такими шедеврами, как «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем»."

Мартирос Сарьян "Автобиография"

 



Серов В.А. Натурщица 1905





Серов В.А. Портрет Е.П.Олив 1909




Серов В.А. Женский портрет


Серов В.А. Портрет Софьи Михайловны Лукомской 1900

"...Серов был замечательным художником. Все что характерно для данного человека: свойственная ему поза, движение, выражение лица - все это Серов чувствовал и читал огромной силы умом и удивительной интуицией. Ведь все это и есть отражение внутреннего содержания и прожитой жизни. Но Валентин Александрович не был только копировщиком этих выражений. Его портреты красноречиво отражали отношение художника к моделям. Его бесчисленные работы, мастерски выполненные кистью, пером, карандашом, со всех точек зрения были многолики и разнохарактерны. В Валентине Александровиче, этом неразговорчивом человеке, сидел страстный, вдохновенный, талантливый мастер портрета. К сожалению, этому чудесному человеку приходилось иногда иметь дело с неприятными заказчиками, вкусам которых, правда, он никогда не уступал, но раздражался от их требований и нервничал. Взгляните на его портреты, и вы увидите удивительно точные и выразительные социально-психологические образы. Надо сказать, что он страшно не любил иметь дело с меценатами, хотя среди последних встречались порой умные и хорошие люди."

Мартирос Сарьян "Автобиография"

 



Серов В.А. Портрет Софьи Михайловны Боткиной 1899

(Государственный Русский музей)

 


Серов В.А. Портрет Е.А.Красильщиковой 1906


 


Серов В.А. Портрет Е.С.Морозовой 1908


Серов В.А. Портрет княгини З.Н.Юсуповой 1902


Серов В.А. Портрет княгини О.К.Орловой 1911

(Государственный Русский музей)

Рисунки  и акварели  В.А. Серова


Серов В.А. Автопортрет 1881

"Серов был – большим живописцем и исключительным рисовальщиком. Серов-рисовальщик, быть может, даже сильнее Серова-живописца..."

Игорь Грабарь

 




Серов В.А. Портрет Елизаветы Карзинкиной 1905


Серов В.А.  Портрет княгини О.К. Орловой 1910


Серов В.А. Портерт императрицы Александры Федоровны (?)


Серов В.А. Портрет дамы




Серов В.А. Амазонка. Мария Федоровна Мамонтова


Серов В.А. Портрет балерины Т.П.Карсавиной 1909

 

Серов В.А. Портрет К.А. Обнинской с зайчиком 1904


5 декабря День памяти художника Валентина Александровича Серова. Ровно 100 лет назад, в 1911 году, его не стало. Он скончался от разрыва сердца в возрасте сорока шести лет. Для его коллег и ценителей живописи это стало настоящим ударом. Ученик Ильи Ефимовича Репина, Валентин Серов в своем мастерстве сумел встать в один ряд со своим учителем и даже может быть в чем-то его превзойти. Серова ценили и ценят за свежесть красок, за правду жизни. Он писал пейзажи, картины на исторические темы и конечно же портреты. Его портреты особенные, живые, что часто не очень устраивало тех, кого изображал Серов. Он не умел льстить, поэтому некоторые заказчики боялись получить от художника свое реальное "изображение", однако становились в очередь, желая иметь у себя в коллекции работы мастера. Аристократы и купцы, меценаты и деятели искусства - таков круг тех, кто был изображен Серовым на его полотнах. Особенно хороши женские портреты, да и начинался триумф художника именно с этого - первой большой работой стала картина "Девочка с персиками или портрет Веруши Мамонтовой", написанная в 1887 году в усадьбе Абрамцево. Женские портреты... живопись В.А. Серова... воспоминания современников...

"Впечатление от серовских картин чисто живописного и, пожалуй, именно музыкального свойства, недаром он сын двух даровитых музыкантов и сам чутко понимает музыку. Искусство Серова вовсе ничего не имеет в себе литературного, описательного. Его основные черты: простота и непосредственность. В Серове нет даже каких-либо нарочитых намерений, хотя бы чисто красочного, живописного характера... На картинах Серова все ясно, светло и по тому самому хорошо, красиво. Нет ни соуса, ни дымки; его произведения не напоминают вкусных пряников или превосходно приготовленных блюд, но действуют как прекрасная, чистая, ключевая вода."

А.Н. Бенуа "Русская живопись в XIX веке"


Серов В.А. Девочка с персиками (Портрет В.С.Мамонтовой) 1887

  (Государственная Третьяковская галерея, Москва)

"Кто не знает в Третьяковской галерее «Девочки с персиками», этой милой смуглой девочки-шалуньи? Она лишь на минуту уселась за столом, искоса поглядывая на нас своими карими глазами, в которых притаился огонек. У нее чуть раздуваются ноздри, точно она не может отдышаться от быстрого бега. Ее губы серьезно сжаты, но в них столько детского беззаботного и счастливого лукавства!.. Такой ее знают все, такой она стала всеобщей любимицей. Родных сестер «Девочки с персиками» можно найти в русской литературе у Пушкина, у Тургенева, у Чехова, особенно у Толстого"

Академик М.В. Алпатов


Серов В.А. Автопортрет 1880


Серов В.А.  Девушка, освещенная солнцем. Портрет Марии Симонович 1888

(Государственная Третьяковская галерея, Москва)
 

"В то лето, когда Серов писал этот портрет, мы оба находились в усадьбе Домотканово Тверской губернии. Обширный парк с липовыми аллеями создавал какую-то таинственную атмосферу. Серов предложил мне позировать; после долгих поисков в саду наконец остановились под деревом, где солнце скользило по лицу через листву. Задача была трудная и интересная для художника – добиться сходства и вместе с тем игры солнца на лице. Сеансы проходили по утрам и после обеда – по целым дням: я с удовольствием позировала знаменитому художнику, каким мы все тогда его считали, правда, еще не признанному в обществе, но давно уже признанному у нас в семье. Он с удовольствием писал модель, которая его удовлетворяла больше всего, думаю, как идеальная модель в смысле неуставаемости, держания позы и выражения, что дало ему возможность серьезно изучить строение лица и игру света не торопясь и так, как он считал нужным; я же со своей стороны понимала всю важность такой работы для него и знала, что он ценил натуру, которая проникается тем же чувством – сделать как можно лучше, не щадя трудов. Усаживая с наибольшей точностью на скамье под деревом, он руководил мною в постановке головы, никогда ничего не произнося, а только показывая рукой в воздухе с своего места, как на полмиллиметра надо подвинуть голову туда или сюда, поднять или опустить.

Вообще он никогда ничего не говорил, как будто находился перед гипсом, мы оба чувствовали, что разговор или даже произнесенное какое-нибудь слово уже не только меняет выражение лица, но перемещает его в пространстве и выбивает нас обоих из того созидательного настроения, в котором он находился, которое подготовлял заранее, которое я ясно чувствовала и берегла, а он сохранял его для выполнения той трудной задачи творчества, когда человек находится на высоте его. Я должна была находиться в состоянии оцепенения во все время сеансов и думать всегда о чем-то приятном, чтобы не нарушать гармонии единства позы и таким образом поддерживать нас обоих на высоте задачи. Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь: он – удачным писанием, а я – важностью своего назначения. Он все писал – я все сидела.

Часы, дни, недели летели, вот уже начался третий месяц позирования… да, я просидела три месяца! Три месяца совсем не так много, чтобы закончить портрет как следует и, главное, видеть, что дальше идти некуда. Очень может быть, что та уверенность, которая у него была в том, что модель не откажется позировать раньше, чем портрет будет закончен, дала ему спокойную и обдуманную работу с неподражаемой техникой. Только теперь, на расстоянии пятидесяти лет, в спокойной старости, можно делать анализ чувств, нас так волновавших. Время молодости, чувства бессознательные, но можно сказать, почти наверное, что было некоторое увлечение с обеих сторон, как бывает всегда с художниками…"
Из воспонинаний художницы и скульптора Марии Симонович 1888 год

 



Серов В.А. Портрет С.М.Драгомировой 1889

(Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан)


Краткая биографическая справка. Серов Валентин Александрович родился в семье известного композитора А.Н. Серова, автора многих известных классических опер. Первые уроки рисования мальчик получил у немецкого художника-офортиста А. Кемпинга, затем его учителем стал И.Е. Репин, которому, по совету М.М. Антокольского, мать будущего художника, В.С. Серова, показывала рисунки сына. И.Е. Репин стал заниматься с юным Серовым сначала в Париже, а затем в Москве и в Абрамцеве. В 1880 году Серов поступает учиться в Академию художеств к прославленному П.П. Чистякову. Однако в 1885 году, не окончив курса, Серов покинул Академию художеств и завершал свое художественное образование в музеях Голландии и Италии.  В 90-х годах В.А. Серов пишет множество портретов: это в основном портреты русской знати - от членов императорской семьи до богатых купцов и мещан.  Однако, современники говорили, что Серов слишком правдив и  упрекали его в том, что он шаржирует свои модели. Ближе к началу 1900-х годов художник обращается к русской истории. Появляется цикл карандашных рисунков, акварелей и картин с сюжетами из прошлого, например, "Выезд на охоту Петра II и Елизаветы Петровны". Однако проблемы с сердцем прервали жизнь художника в самом расцвете - он умер в возрасте 46 лет...



Серов В.А. Портрет Генриетты Гиршман

"Главной вдохновительницей и кумиром товарищества [художников] была жена купца В. О. Гиршмана красавица Генриетта Леопольдовна Гиршман, в которую были влюблены все знавшие ее и поэты, и художники. Серов написал целую серию ее портретов, отличавшихся высоким мастерством и тонким очарованием. Мне кажется, что самым выдающимся из этих портретов является «Г. Л. Гиршман» (у туалетного столика), который можно поставить в один ряд с такими шедеврами, как «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем»."

Мартирос Сарьян "Автобиография"




Серов В.А. Натурщица 1905





Серов В.А. Портрет Е.П.Олив 1909




Серов В.А. Женский портрет


Серов В.А. Портрет Софьи Михайловны Лукомской 1900

"...Серов был замечательным художником. Все что характерно для данного человека: свойственная ему поза, движение, выражение лица - все это Серов чувствовал и читал огромной силы умом и удивительной интуицией. Ведь все это и есть отражение внутреннего содержания и прожитой жизни. Но Валентин Александрович не был только копировщиком этих выражений. Его портреты красноречиво отражали отношение художника к моделям. Его бесчисленные работы, мастерски выполненные кистью, пером, карандашом, со всех точек зрения были многолики и разнохарактерны. В Валентине Александровиче, этом неразговорчивом человеке, сидел страстный, вдохновенный, талантливый мастер портрета. К сожалению, этому чудесному человеку приходилось иногда иметь дело с неприятными заказчиками, вкусам которых, правда, он никогда не уступал, но раздражался от их требований и нервничал. Взгляните на его портреты, и вы увидите удивительно точные и выразительные социально-психологические образы. Надо сказать, что он страшно не любил иметь дело с меценатами, хотя среди последних встречались порой умные и хорошие люди."

Мартирос Сарьян "Автобиография"

 

Серов В.А. Портрет Софьи Михайловны Боткиной 1899

(Государственный Русский музей)

 


Серов В.А. Портрет Е.А.Красильщиковой 1906


 


Серов В.А. Портрет Е.С.Морозовой 1908


Серов В.А. Портрет княгини З.Н.Юсуповой 1902


Серов В.А. Портрет княгини О.К.Орловой 1911

(Государственный Русский музей)

Рисунки  и акварели  В.А. Серова


Серов В.А. Автопортрет 1881

"Серов был – большим живописцем и исключительным рисовальщиком. Серов-рисовальщик, быть может, даже сильнее Серова-живописца..."

Игорь Грабарь

 




Серов В.А. Портрет Елизаветы Карзинкиной 1905


Серов В.А.  Портрет княгини О.К. Орловой 1910


Серов В.А. Портерт императрицы Александры Федоровны (?)


Серов В.А. Портрет дамы




Серов В.А. Амазонка. Мария Федоровна Мамонтова


Серов В.А. Портрет балерины Т.П.Карсавиной 1909

Комментариев нет:

Отправка комментария