Скульптуры Эрмитажа

Спящая Ариадна
Описание:
Статуя работы Паоло Андреа Трискорни с античного оригинала. Приобретена у автора в 1798 г.
В древнегреческой мифологии Ариадна- дочь критского царя Миноса и Пасифаи, внучка солнца Гелиоса.
Когда Тесей решился убить минотавра, которому афиняне по требованию отца Ариадны посылали ежегодно позорную дань из семи юношей и семи девиц, и таким образом избавить отечество от чудовища, он получил от любившей его Ариадны (являвшейся неполнородной сестрой Минотавра) клубок ниток, выведший его из лабиринта, где обитал минотавр.
Ариадна бежала тайно с Тесеем, обещавшим на ней жениться.Застигнутый бурей у острова Наксос, Тесей, не желая везти Ариадну в Афины, покинул ее, когда она спала.


Диана, отдыхающая после охоты. Скульптура. Эрмитаж.
Описание:
Скульптура "Диана отдыхающая после охоты".
Эмиль Вольф (1802—1879)
Артемида (греч.) - Диана (рим.)
Диана, в римской мифологии девственная богиня природы и охоты, считалась олицетворением Луны. Сестра Аполлона, олицетворяющего Солнце.
Диана - богиня растительности, покровительница животных, полей и лесов, богиня Луны. Помогала при врачевании. Носила эпитет "Тривия" - "богиня трех дорог" (изображения помещали на перекрестках дорог) и "богиня тройной власти" (на небе, на земле и под землей)



Вакханка. Скульптура. Эрмитаж
Описание:
Лежащая вакханка
Луиджи Бьенеме
1838 г.
Эта статуя, созданная Луиджи Бьенеме в 1838 г., была сразу же приобретена генерал-адъютантом князем Х.А. Ливеном. Незадолго до своей смерти (в декабре 1838 г.) Ливен подарил всю свою коллекцию Николаю I. После осмотра привезенных произведений император распорядился отобрать ряд работ для украшения Зимнего дворца, другую часть для убранства комнат наследника, а остальные, в числе которых находилась и статуя Бьенеме, передать в Эрмитаж.
ВАКХАНКА - в античной мифологии спутница и жрица бога Вакха - бога виноделия и веселья.
В древнегреческой мифологии спутницы и почитательницы Диониса (Бахуса).
В Древнем Риме вакханки устраивали мистерии в честь бога плодородия, вина и роста - Диониса (Вакха). В вакханалиях первоначально участвовали только женщины, потом были допущены и мужчины.




Афродита (Венера) и Амур
Описание:
Афродита (Венера) и Амур.
Скульптура возможно рассказывает о трагическом моменте. Роза, священный для Венеры цветок, изначально была белой, но, согласно одному традиционному представлению, в тот момент, когда Венера спешила к своему возлюбленному , колючка впилась ей в ногу и капли крови упали на белые лепестки, обагрив их. Пока вытаскивали занозу дикий вепрь убил ее любимого Адониса - юного прекрасного бога весны, олицетворяющего ежегодное умирание и оживление природы.. Обычно Венера изображается сидящей, она пытается извлечь из ноги занозу, ей помогает Купидон.


Афродита на дельфине. Скульптура. Эрмитаж
Описание:
Афродите, как богине любви, были посвящены мирт, роза, мак и яблоко; как богине плодородия - воробей и голубь; как морской богине - дельфин; ей же были посвящены ласточка и липа. По преданию тайна ее обаяния была скрыта в волшебном поясе.



Венера в раковине. Скульптура. Эрмитаж.
Описание:
Венера в раковине.
Скульптура Карло Финелли (Finelli, 1782—1853) — итальянский скульптор, один из даровитейших последователей классического направления.
Афродита (греч.) - Венера (рим.)
Классическая Афродита возникла обнаженной из воздушной морской пены. Ветерок на раковине принес ее к берегам Кипра.


Статуя


Прометей и первый человек
Описание:
Статуя Прометея работы Пьетро Стаджи (по модели Симона Луи Буазо) дар короля Станислава-Августа Понятовского императору Павлу I в 1797 г.
Прометей вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием.
По древнейшей версии мифа, Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям. Он поднялся на небо с помощью Афины и поднес факел к солнцу.


Амур и Психея. Статуя. Эрмитаж
Описание:
"Амур и Психея"
Сюжетом для скульптуры послужила поэтическая легенда о любви сына богини Венеры Амура к
прекрасной смертной девушке Психее.

Сюжет взят из произведения "Метаморфозы" древнеримского автора Апулея (II век н.э.). В изложении Апулея, Психея была столь прекрасна, что вызвала ревность богини красоты Венеры. И та подослала к ней своего сына Амура, чтобы он нанес душевную рану Психее и стала она от мук и страданий менее красивой. Но когда Амур увидел столь прелестную девушку, он влюбившись не стал причинять ей вреда, а перенес ее тайком от матери в свой чертог и посещал ее по ночам, в полной темноте, запретив ей видеть свое лицо. Коварные и завистливые сестры красавицы Психеи подучили ее нарушить запрет, солгав, что муж, являющийся к ней под покровом ночного мрака ужасное чудовище, заслуживающее смерти. И Психея, поверив наговору с кинжалом в руке попыталась при помощи лампады рассмотреть своего возлюбленного. Разглядывая божественной красоты златокудрого Амура Психея нечаянно получает укол его стрелой и влюбляется в него.
Через мгновение капля горячего масла, падающая из светильника, разбудит Амура, и он в гневе покинет Психею. Девушке придется перенести немало испытаний, прежде чем она вновь обретет своего любимого, а сжалившийся над влюбленными Юпитер не подарит ей крылья и бессмертие богов.
Перед нами - прекрасный миф, застывший в мраморе: влюбленные встречаются после долгой разлуки.

Имя Психея - греческое и означает "душа". В более поздние времена историю Амура и Психеи истолковывали как аллегорию странствований человеческой души, стремящейся слиться с любовью.

Амур, он же Эрот, он же Эрос, он же Купидон – бог любви и полового влечения.


Raphael Morghen. Рафаэль Морган. Эрмитаж.
Описание:
Raphael Morghen. Рафаэль Морган. Скульптура украшающая здание нового Эрмитажа.
На постаменте статуи написано: РАФАЭЛЬ МОРГЕН.
Рафаэль Морген (итал. Raffaello Sanzio Morghen родился в Неаполе 19 июня 1758 —умер 8 апреля 1833 во Флоренции) — итальянский гравер.
По-видимому, происходил из немецкой семьи.
Всего 12 лет от роду уже настолько хорошо владел резцом, что мог награвировать фигуры пророков с барельефа Баччьо-Бандинелли, находящегося во Флорентийском соборе.
Морген пользовался исключительно высокой репутацией. В 1812 г. он был приглашён в Париж ко двору Наполеона и удостоен различных почестей. Высоко оценивая художественную манеру Моргена, немецкий историк искусства Пауль Кристеллер отмечает: «Офортом Морген пользуется лишь для нанесения на доску предварительного рисунка. Все линии он проводит резцом с величайшей ясностью и чистотой»
В 1782 г. отправился во Флоренцию для работы с произведениями из галереи Уффици. Каталог гравюр Моргена, изданный в 1810 г., включает 200 работ, в том числе «Преображение» Рафаэля, «Голову Спасителя» Леонардо да Винчи, «Колесницу Авроры» Гвидо Рени, «Магдалину» Мурильо, портреты Данте, Тассо, Ариосто, Петрарки и др.



Марк Антонио. Эрмитаж
Описание:
Скульптура украшающая здание Нового Эрмитажа.
Стены нового Эрмитажа украшены скульптурами, изображающими людей искусства различных эпох. Эти фигуры размещены в нишах стен и на кронштейнах.

Марк Антонио, скорее всего - Раймонди, известный итальянский мастер эпохи Высокого Возрождения, он был основоположником репродукционной гравюры. И работал преимущественно на меди. Как и все мастера того времени он создавал удивительные эстампы, которые считались эталоном выразительности и благородства рисунка и по которым учились многие последующие поколения граверов.

Хотя Новый Эрмитаж был соединен переходами с предшествовавшими ему музейными строениями, здание получило отдельный подъезд со знаменитыми атлантами. Вестибюль музея украшают 16 монолитных колонн из красного, превосходно отполированного гранита. Однако он не велик по своей площади, поскольку был рассчитан на малое число посетителей, допускавшихся в 1850-е годы в «императорский музеум» более 70 лет подъезд с атлантами оставался главным входом в музей. Но позднее, огромная посещаемость Эрмитажа привела к необходимости перенести главный вход на парадный подъезд Зимнего дворца
Новый Эрмитаж или «Императорский Музеум», как он именовался ранее - одно из великолепных зданий современного Эрмитажа, роскошь отделки которого не уступает дворцовой. Проект этого здания, для размещения предметов искусства, был заказан императором Николаем 1 архитектору из Мюнхена Лео фон Клеце. Днем праздничного открытия публичного музея принято считать 5 февраля 1852 года. Главным украшением стал фасад здания и портик с атлантами, созданный русским скульптором Теребеневым. Фигуры атлантов были предусмотрены еще в проекте Кленце, но именно Теребеневу принадлежит их пластическая разработка. Создается впечатление, что сами атланты, а не опоры, несут на плечах всю тяжесть портика. Мастерство исполнения поразительно, особенно если учесть, что каждая из этих десяти великолепных фигур создана из монолитного блока серого мелкозернистого гранита – очень трудного для обработки – и что высота каждой фигуры 5 метров! Неудивительно, что скульптору потребовалась помощь 150 мастеров. Однако лицо каждой фигуры – наиболее ответственную часть работы – мастер оканчивал сам. Атланты – лучшее творение Теребенева, за которое ему было присвоено звания академика.


Дедал. Daidalos. Скульптура украшающая здание нового Эрмитажа.
Изображен с инструментом в руке. У его ног созданные им крылья.
ДЕДАЛ— персонаж древнегреческой мифологии, гениальный художник и инженер, считавшийся изобретателем разных инструментов.

В строительном деле Дедала считали изобретателем пилы, тесла и отвеса; в скульптуре он первый будто бы стал делать деревянные статуи богов с неприлипшими к туловищу руками и с отделенными друг от друга ногами, тогда как до него подобные статуи имели вид безжизненных, окоченелых истуканов с едва намеченными членами. В цветущую эпоху греческ. цивилизации во многих святилищах хранились с незапамятных времен деревянные изваяния богов, считавшиеся произведениями Дедала.

Первоначально бывшее эпитетом Гефеста, как божественного художника, слово это (от корня dal — долбить, резать) стало собственным именем сказочного художника, вплетенного в циклы сказаний критских, афинских и сицилийских. Имеется несколько его генеалогий, связывающих его с родом афинских царей Ерехфидов. В Афинах и в историческое время существовал род (к которому принадлежал Сократ), производивший себя от Д., и дем, получивший от него свое название. Ученика и племянника своего, Талоса, Дедал умертвил, столкнув со скалы Акрополя, за то, что тот изобрел более усовершенствованные инструменты. Но Афина спасает мальчика превратив того в куропатку. Осужденный за преступление Дедал бежит в Крит к царю Миносу. Здесь он делает для жены Миноса, Пасифаи, деревянную корову, по приказанию Миноса строит лабиринт для заключения родившегося у Пасифаи чудовища Минотавра и, наконец, вручает Ариадне нить, при помощи которой Тезей нашел выход из лабиринта. Преследуемый за это Миносом, Дедал с сыном своим Икаром спасается при помощи искусственных крыльев, сделанных из перьев и скрепленных воском. Икар погиб в дороге, приблизившись больше чем следовало к солнцу (от лучей которого воск растаял) и упал в воду недалеко от острова Самос, в восточной части Эгейского моря, которая носила в древности название Икарийского моря (якобы по имени Икара, в действительности от расположенного вблизи острова Икария)



Скульптура украшающая здание нового Эрмитажа.
У его ног фигура женщины, которой он покровительствует.



Onatas. Онатас. Эрмитаж
Описание:
Onatas был древним греческим скульптором времени персидских войн и членом процветающей школы Aegina. Многие из его работ упомянуты Pausanias; они включали некоторые сложные группы в бронзе, на строениях в Олимпии. Для короля Сиракуз, Onatas выполнял колесницу в бронзе, посвященной богам Олимпийским. Его скульптуры являются мужественными, энергичными, спортивными, показывая большое знание человеческой формы автором.


Winckelmann. Винкельман. Эрмитаж
Описание:
Winckelmann. Винкельман. Скульптура украшающая здание нового Эрмитажа.
Изображен опирающимся одной рукой на фрагмент античной скульптуры.
Иога́нн Иоахим Ви́нкельман (нем. Johann Joachim Winckelmann, 9 декабря 1717, Штендаль, Саксония-Анхальт — 8 июня 1768, Триест) — немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и науки археологии.
ИОГАНН ВИНКЕЛЬМАН - это человек, посвятивший изучению античности всю свою жизнь. Трудный путь он прошел. Он был сыном бедного сапожника, но сумел на свои скудные средства получить приличное образование. Работал домашним учителем и библиотекарем. Увлекшись античностью, он просто заболел ею. Стал договариваться с папским нунцием о возможности работать в Риме. Для этого от него потребовали перехода из лютеранство в католичество. Пять лет не мог решиться на этот поступок Иоганн Винкельман. А затем он стал самым известным историком античного искусства.
Заслуга Винкельмана заключается преимущественно в том, что он первый проложил путь к пониманию культурного значения и прелести классического искусства, оживил интерес к нему в образованном обществе и явился основателем его истории.

Смерть его была преждевременной и трагической. Во время одного из путешествий к нему в доверие втерся притворившийся любителем искусства только что вышедший из тюрьмы преступник Арканджели. И заколол его во сне.

Искусствовед Муратов писал о Винкельмане: «Вся жизнь Винкельмана была подвигом, и его отношение к древнему искусству было глубоко жертвенным. В его судьбе есть элемент чудесного — эта пламенная любовь к античному, так странно охватившая сына башмачника, выросшего среди песков Бранденбурга, и проведшая его сквозь все превратности в Рим...»


Статуя Зевса Олимпийского
Описание:
Мраморная римская копия со статуи Зевса Олимпийского работы древнегреческого скульптора V в. до н.э. Фидия. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

«Никто не сомневается, что Фидий наиболее знаменитый художник всех народов», — писал древнеримский Историк почти через 500 лет после смерти великого скульптора Древней Греции.
И тем не менее мы почти ничего не знаем об этом замечательном человеке. Даже даты его жизни весьма приблизительны: родился в начале V в. до н.э., умер около 432—431 г. до н. э. Большинство его многочисленных творений погибло, во всяком случае те, что восхищали его современников. Лучшими из них были колоссальная бронзовая фигура Афины Промахос, воздвигнутая на Акрополе около 460 г. до н. э., и не менее огромные фигуры из слоновой кости и золота Афины Парфенос для Парфенона и Зевса для храма в Олимпии. А среди сохранившихся нет ни одной, о которой твердо можно сказать, что ее целиком выполнил сам мастер.
...Каждые четыре года в Олимпии, на юге Греции, собирались на состязания атлеты. Состязания посвящались победе верховного бога греков Зевса над жестоким Кроном, и поэтому Зевс считался покровителем олимпийских игр. Вот почему самому прославленному скульптору Древней Греции Фидию поручили создать статую бога Зевса для храма в Олимпии.

Огромный четырнадцатиметровый бог восседал на золотом троне, и казалось, встань он, распрями широкие плечи — тесно станет ему в обширном зале и низок окажется потолок. Голову Зевса украшал венок из ветвей маслины — знак миролюбия грозного бога. Лицо, плечи, руки, грудь были из слоновой кости, а плащ, перекинутый через левое плечо, венец, борода Зевса были из сверкающего золота.

Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его благообразное лицо, обрамленное курчавой бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым, поза торжественна, величава и спокойна. Статуя производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, люди, удрученные горем, искали утешения в созерцании творения Фидия. Молва объявила статую Зевса одним из «семи чудес света».

«Зевс Олимпийский» простоял почти 900 лет и погиб в V в. н. э. во время пожара. Все это время потомки Фидия хранили и оберегали великое произведение своего предка. Дом Фидия в Олимпии тоже бережно сохранялся в течение веков, ибо и он считался священным.


Лаокоон с сыновьями. Эрмитаж.
Описание:
Статуя Лаокоона работы Паоло Андреа Трискорни, приобретенная у автора в 1798 г. Копия со скульптурной группы , найденной в 1506 г. в Риме и находящейся ныне в Бельведере Ватиканского дворца. Группа сохранилась почти в целости. Утеряны только правая рука отца, по одной руке у сыновей и небольшие фрагменты змей. Это дало возможность копирующим скульптуру трактовать движение рук с некоторыми изменениями.

Лаокоон - жрец Аполлона в Трое, предостерегавший троянцев, пожелавших принять подаренного греками деревянного коня.
Аполлон послал двух змей, которые поглотили сыновей-близнецов Лаокоона Антифанта и Фимбрея, а затем задушили самого Лаокоона, т.к. Лаокоон будучи жрецом Аполлона, ослушался, женившись против его воли.
По другому рассказу, это произошло из-за гнева Афины. По одному из вариантов мифа, змеями были задушены только его дети. Сам он оставался в живых, чтобы вечно оплакивать свою судьбу

Лаокоон более всех сомневается в чистых помыслах троянцев ввести деревянного коня в город и посвятить его Афине. И чтобы испытать, не скрывается ли что-либо в нем, вонзает копье в его бок. Затем, когда он на морском берегу приносит быка в жертву Посейдону, подплывают по морю две огромные змеи, душат его с обоими его сыновьями и скрываются в акрополе под статуей Афины. В этом чуде троянцы видят подтверждение священного назначения подаренного коня, служить очистительной жертвой за оскорбление греками святыни Афины и принимают решение ввести его в город как дар. После чего наступает известная гибель Трои. Смерть Лаокоона и обоих сыновей его изображается в сохранившейся до наших дней скульптуре.

Это знаменитейшее произведение изваяно родосцами Агесандром, Полидором и Афенодором ), время жизни которых неизвестно ( полагают около 50 до н. э.). Между тем как некоторые исследователи относят это произведение ко временам Александра Великого (356 до н. э.-323 до н. э), други относят его ко времени процветания родосской школы во времена царствования приемников Александра Македонского. А некоторые — ко временам Римской империи (с 30/27 до н. э. по 491 г от Рождества Христова).
Вышеназванные родосские художники блещут виртуозностью и свои анатомические познания и вообще произвести на зрителя эффект. И им это великолепно удается! Лаокоон— «чудо искусства, свидетельствующее о тонком и благородном вкусе при решении столь трудной задачи и о глубоких познаниях при исполнении деталей, но вместе с тем — произведение, рассчитанное, очевидно, на эффект и сравнительно с произведениями прежнего времени отличающееся до некоторой степени театральным характером. В то же время в этом произведении пафос доведен до такой степени, до какой это было возможно по воззрениям античного мира и насколько это допускала техника ваятельного искусства» писал о скульптуре О. Миллер.


Геркулес Фарнезский
Описание:
Геракл (греч.) - Геркулес (рим.)

Геракл - самый популярный герой мифов Древней Греции. Прототипом мог служить один из царей города Тиринфа (Арголида микенского периода).

Настоящее имя - Алкид ("сильный" или "внук царя Алкея"). Имя Геракл (в переводе "совершающий подвиги из-за гонений Геры") было дано прорицательницей пифией.

Генеалогия. Сын Зевса и Алкмены, брат Ификла (по матери), муж Мегары и Деяниры, на Олимпе, после смерти и принятия в сонм олимпийских божеств, стал мужем Гебы. Отец гераклидов. Близнецы были зачаты в одну ночь: от Зевса, явившегося к Алкмене в образе ее супруга - Геракл, а от самого Амфитриона - Ификл.




Саркофаг (конец II в.).
Описание:
На саркофаге изображена история Ипполита.
Миф об Ипполите – один из греческих вариантов сюжета о коварной жене, которая клевещет перед мужем на целомудренного пасынка, не пожелавшего разделить ее любовь. Федра, жена афинского царя Фесея, влюблена в молодого юношу Ипполита, страстного охотника и почитателя девственной богини Артемиды, избегающего любви и женщин. Отвергнутая Ипполитом, Федра несправедливо обвиняет его в попытке обесчестить ее. Исполняя просьбу разгневанного отца, бог Посейдон посылает чудовищного быка, который нагоняет страх на коней Ипполита, и он гибнет, разбившись о скалы.



Статуя Марка Аврелия (римский император -161-180 гг.)
Описание:
Статуя Марка Аврелия в образе Марса выполненная из мрамора.
Голова статуи - вторая половина II века. Торс - итальянская реставрация XVIII в., исполнен в подражание греческим статуям атлетов V в. до н. э.
Марк Анний Катилий Север, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 декабря 121 года и был сыном Анния Вера и Домиции Луциллы.
В 139 году после смерти отца он был усыновлен императором Антонином Пием и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. Марк Аврелий получил прекрасное образование. Диогнет вводил его в философию и обучал живописи. По совету того же учителя будущий император под влиянием усвоенных им философских воззрений начал спать на голых досках, накрываясь звериной шкурой.
В центре его антиматериалистического учения стоит частичное обладание человеком своим телом, душой и духом, носителем которых является благочестивая, мужественная и руководимая разумом личность.


Мельпомена (Муза трагедии)
Описание:
Статуя Мельпомены. Римская копия по греческому образцу II в. до н. э.
В древнегреческой мифологии муза трагедии (греч. "поющая"). Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. Дочь Зевса и Мнемосины, мать ужасных сирен.
Изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов).


Венера. Богиня любви
Описание:
Статуя Венеры римская копия по греческой статуе Афродиты Каллимаха или школы Поликлета конца V в. до н.э.
в римской мифологии первоначально Венера - богиня цветущих садов, весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы. Затем Венеру стали отождествлять с греческой Афродитой.


Спящий Гермафродит
Описание:
Статуя "Спящий Гермафродит". Римская копия по греческому оригиналу III - II вв. до н.э.
Гермафродит, в греческой мифологии сын Гермеса и Афродиты, который воспитывался наядами на горе Ида во Фригии. Этот златокудрый юноша необычайной красоты, купаясь в водах источника, возбудил страстную любовь Салмакиды, нимфы этого ключа, но ее мольба о взаимности не нашла отклика и безутешная нимфа попросила богов о вечном единении с любимым. И боги слили нимфу и Гермафродита в одно двуполое существо.
Платон в «Диалогах» устанавливает, что боги сначала создали человека в виде сферы, соединив два тела и два пола. Это показывает, до какой степени он подчинил реальность символу и концептуальному образцу и как в типично греческой манере он разрешил смертным принять такие качества, как гермафродитизм, который обычно рассматривался как свойство исключительно первобытных богов. Также согласно Платону, существовавшие некогда гермафродиты (или андрогины), которые имели по два лица, четыре ноги и четыре руки, были наказаны Зевсом за гордость и разрублены вдоль, и с тех пор люди обречены искать свою вторую половину.


Эрот на дельфине
Описание:
Эрот на дельфине. Фонтанная статуя.
Римская копия по греческому образцу III - II вв. до н.э.

Эро́т (Э́рос, греч. Έρως, также Эро́с, Аму́р, у римлян Купидо́н) — в древнегреческой мифологии — бог любви, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на земле.

Эрот бог любви и полового влечения. Традиционно (имеется ввиду Эллинистический и Римский период) его изображают совсем еще мальчиком, белокурым и крылатым, капризным и хитрым. Он часто служит матери в обмен на какой-нибудь абсолютно бесполезный подарок (но у Аполлония Родосского Эрот и вовсе помыкает Афродитой). И в общем, каждый человек, вероятно, сможет более ясно представить себе Эрота, если вспомнит свое чадо (или вообще знакомого ребенка).
Позднее Эрот предстает уже как юноша, внешне очень похожий на херувима с той лишь разницей, что Эрот по-прежнему вооружен золотым луком и стрелами, способными как разжечь, так и погубить любовь в сердцах смертных и небожителей.

Эпитеты и имена: Эрот/Эрос ("Любовь"), Купидон (римск., "Вожделение"), Амур (римск, "Любовь").

Атрибуты: золотые лук и стрелы, существуют изображения Эрота с факелом. Любимое растение - роза. Существует миф, объясняющий наличие шипов на стебле растения: как-то раз Эрот сорвал цветок, но в бутоне его скрылась пчела. Испугавшись, насекомое ужалило Эрота, и бог, расплакавшись, улетел к матери. Чтобы утешить сына, Афродита отняла жала у пчел и усеяла ими стебли роз.


Зал Юпитера
Описание:
Зал Юпитера в Эрмитаже расположен в начале анфилады парадных музейных залов с правой стороны от перехода, соединяющего Зимний дворец и здание Нового Эрмитажа. Сделан по проекту Лео фон Кленце. Архитектурное убранство сохранилось в почти неизменном виде. Стены и пилястры облицованы искусственным мрамором, который внедрил скульптор А. Трискорни на основе мраморной крошки, цемента и красящего пигмента.


Лепнина потолка зала Юпитера
Описание:
По проекту Лео фон Кленце зал Юпитера был задуман как Галерея Новой скульптуры, что нашло отражение в оформлении потолка рельефными профильными портретами в медальонах, с изображениями знаменитых скульпторов: Кановы, Торвальдсена, Микеланджело.
Местами встречается Грифон


Зал Юпитера был задуман по проекту Лео фон Кленце как Галерея Новой скульптуры, что нашло отражение в оформлении потолка рельефными профильными портретами в медальонах, с изображениями знаменитых скульпторов: Торвальдсена, Микеланджело, Кановы.


Статуя Юпитера
Описание:
Античная скульптура Юпитера помещенная в Зале названном в его честь, прибыла из Италии в 1861 году, когда строительство Нового Эрмитажа еще не было завершено. Этот памятник уникален как по своим размерам, так и по художественным качествам. Эрмитажный Юпитер - одна из самых больших античных скульптур, сохранившихся в музеях мира. Монумент достигает 3,5 метров в высоту, его вес не менее 16 тонн. Статуя была найдена во время археологических раскопок, проводимых Дженкинсом на вилле императора Домициана. Скульптура Юпитера была создана римским мастером эпохи Флавиев (96-69 гг.). В древности статуя Зевса, выполненная Фидием для храма Зевса в Олимпии , но не дошедшая до наших дней считалась одним из чудес света.
Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы,
бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной
воле, - таков был верховный владыка римских богов Юпитер. Его обитель находилась
на высоких горах, оттуда он обнимал взглядом весь мир, от него зависела
судьба отдельных людей и народов.
Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц
(особенно появлением орла, ему посвященного); иногда он посылал вещие сны,
в которых открывал грядущее.


Зал античной декоративной скульптуры
Описание:
Зал конструктивно повторяет тип открытого небу внутреннего двора античного жилища, окруженного крытыми галереями с колоннами. Такой двор возник в греческих домах эллинистического времени и имел очень скромные размеры.


Афродита (Венера Таврическая)
Описание:
Согласно «Теогонии» Гесиода, Афродита родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорожденная»). Ветерок принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры.

Статуя Афродиты (Венеры Таврической) относится к III веку до н. э.,сейчас она находится в Эрмитаже и считается самой прославленной его статуей. Скульптура стала первой в России античной статуей нагой женщины. Мраморная статуя купающейся Венеры в натуральную величину (высота 167 см), выполненная по образцу Афродиты Книдской или Венеры Капитолийской. Утрачены руки статуи и фрагмент носа. До поступления в Государственный Эрмитаж она украшала сад Таврического дворца, откуда и название. В прошлом «Венера Таврическая», предназначалась для украшения парка. Однако в Россию статуя была доставлена значительно раньше, ещё при Петре I и благодаря его усилиям. Надпись, сделанная на бронзовом кольце пьедестала, напоминает о том, что Венера подарена Климентом XI Петру I (в результате обмена на мощи св. Бригитты, посланные римскому папе Петром I). Статуя была обнаружена в 1718 году во время раскопок в Риме. Неизвестный скульптор III в. до н.э. изобразил обнажённой богиню любви и красоты Венеру. Стройная фигура, округлые, плавные линии силуэта, мягко моделированные формы тела – всё говорит о здоровом и целомудренном восприятии женской красоты. Наряду со спокойной сдержанностью (поза, выражение лица), обобщённой манерой, чуждой дробности и мелкой детализации, а также рядом других черт, свойственных искусству классики (V – IV вв. до н. э.), создатель Венеры воплотил в ней своё представление о красоте, связанное с идеалами III века до н. э. (изящные пропорции – высокая талия, несколько удлинённые ноги, тонкая шея, маленькая головка, - наклон фигуры, поворот корпуса и головы).

Венера Таврическая – первая античная статуя, привезённая в Россию. Внедрение Петром I европейской культуры, в частности античной, с её культом тела, очень болезненно приживалось на русской православной почве, где обнажённое тело считалось чем-то невозможным для всеобщего обозрения. В начале XVIII века в России возникла сложная конфликтная ситуация столкновения русской национальной философии аскетизма, неприятия телесных удовольствий, сформировавшейся в результате неблагоприятных климатических условий и сложившегося религиозного самосознания народа и античного, столь чуждого русским, культа телесной красоты. Пышное появление статуи обнажённой богини Венеры воспринималось жителями нового города Петербурга как возвращение идолопоклонничества, язычества, измены православию, как явление бесовское, демоническое. Вот как пишет об этих событиях крупнейший писатель и историк начала XX века Д. С. Мережковский в своём романе о Петре I и его сыне царевиче Алексее «Пётр и Алексей», входящем в трилогию «Христос и Антихрист»: «По морям и рекам, через горы и равнины, города и аустыци, и, наконец, через русские бедные селенья, дремуче леса и болота, всюду бережно хранимая волей царя, то качаясь на волнах, то на мягких пружинах, в своем тесном ящике, как в колыбели или в гробу, совершала богиня далекое странствие из Вечного Города в новорожденный городок Петербург.

Когда она благополучно прибыла, царь, как ни хотелось ему поскорее взглянуть на статую, которой он так долго ждал и о которой так много слышал, - все же победил свое нетерпение и решился не откупоривать ящика до первого торжественного явления Венус на празднике в Летнем саду».

Для денщиков Петра Афродита – «голая девка», но для императора эта богиня - символ новой России, проснувшейся от сна косности и отсталости, приобщавшуюся к европейской культуре, которую создавал Петр, как Пигмалион свою Галатею: «То было изваяние Праксителя: Афродита Анадиомена - Пенорожденная, и Урания - Небесная, древняя финикийская Астарта, вавилонская Милитта, Праматерь Пишущего, великая Кормилица - та, что наполнила небо звездами, как семенами, и разлила, как молоко из груди своей, Млечный Путь». «- Сия Венус,- заключил Петр уже по-русски, собою, свойственной ему, простодушною витиеватостью, казывая на статую,- сия Венус пришла к нам оттоле, и Греции. Уже Марсовым плугом все у нас испахано и насеяно. И ныне ожидаем доброго рождения, в чем, Господи, помози! Да не укоснеет сей плод наш, яко фиников, которого насаждающие не получают видеть. Ныне же и Венус, богиня всякого любезного приятства, согласия, домашнего и политического мира, да сочетается с Марсом на славу имени РОССИЙСКОГО».

Художественный замысел автора позволяет ему трактовать появление античной богини на «варварских», диких, холодных берегах Невы как угодно, но нельзя не признать, что неприятие такой культуры на первоначальном этапе было очевидным. Автор силой художественного слова показывает этот антагонизм античной обнажённой статуи и древней святой православной иконы, творившийся в сознании не просвещённых светом европейского искусства русских людей: «До того дошло, что в самый сей день, в сей час, ниспровергнув образ Богородицы, на место его воздвигает он бесоугодную и блудотворную икону Венус. И государь, твой батюшка…» .
Сейчас мы восхищаемся грацией и совершенством скульптуры, созданной неизвестным мастером задолго до Рождества Христова, до возникновения христианства на земле. Но в то же время реформы Петра можно рассматривать в разных аспектах, не удивляясь при этом расхожему мнению его современников о нём как о царе-Антихристе.


Клио. Муза истории
Описание:
Клио — муза истории в древнегреческой мифологии. Изображалась со свитком папируса или футляром для свитков. Дочь Зевса и Мнемозины — богини памяти. Согласно Диодору, получила имя от того, что воспевание в поэзии дает восхваляемым великую славу (клеос)


Афродита. Богиня красоты и любви
Описание:
Статуя Афродиты - римская копия по греческому образцу III - II вв. до н.э. Приобретена Петром I.

Согласно «Теогонии» Гесиода, Афродита родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорожденная»). Ветерок принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры.


Терпсихора. Муза танцев
Описание:
Статуя "Терпсихора" - римская копия по греческому оригиналу III - II вв. до н.э.

Терпсихора считалась музой хорового пения и танца, изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она - "наслаждающаяся хороводами".


Афродита (Венера). Статуя. Эрмитаж
Описание:
Статуя Афродиты -богини красоты и любви
Римская копия по греческому оригиналу III - II вв. до н.э.

В 1851 г., через венецианского антиквара А. Санквирико, в Эрмитаж поступила прекрасная статуя Афродиты, которая ранее входила в собрание венецианского семейства Нани. В редком издании эпохи наполеоновских войн - "Коллекция всех древностей, хранящихся в венецианском музее Нани" - мы читаем об этой скульптуре: "Она долго лежала поверженная в пренебрежении… но была вызвана из забвения, когда г-н Якопо Нани увидел ее и поместил в свой знаменитый музей, представив ее на суд известного Кановы, который сильно восхвалял новое приобретение".
Статую Афродиты отличают усложненность движения тела и изысканная стройность пропорций. В ней нашли отражение тенденции эллинистического искусства, характерные для искусства времени династии Антонинов (96-193 гг.).

Согласно «Теогонии» Гесиода, Афродита родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорожденная»). Ветерок принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры.


Зал Диониса в Эрмитаже
Описание:
Экспозиция зала включает произведения римской декоративной скульптуры, которые в основном повторяют греческие образы. Начиная с конца II в. до н.э. копии изготавливались в огромном количестве для украшения садов, библиотек, галерей и портиков.
Зал Диониса в Новом Эрмитаже, построенном по проекту Лео фон Кленце в 1851 г. для Императорского музея, первоначально предназначался для выставки древней скульптуры. Стены зала отделаны темно-красным искусственным мрамором, на фоне которого эффектно выделяется скульптура; потолок с кессонами декорирован мелким растительным орнаментом.
Название залу дала большая статуя Диониса (к. IV в. до н.э.), входившая в царскосельскую коллекцию Екатерины.


Пантера
Описание:
Скульптура выставлена в зале Диониса в Эрмитаже.


олова Ареса (бог войны)
Описание:
Скульптура "Голова Ареса" римская работа начала II в. По греческому оригиналу 420-х гг. до н. э. скульптора Алкамена. Поступил в Эрмитаж в 1850 г. из Царского Села. Куплена в Риме в 1771 г. И.И.Шуваловым
Арес, в древнегреческой мифологии бог войны.
В отличие от Афины Паллады - богини честной и справедливой войны, Арес, отличаясь вероломством и хитростью, предпочитал войну коварную, войну ради самой войны.
Рождение Ареса произошло без участия отца от прикосновения Геры к волшебному цветку.
В более поздних мифах Арес выступал как сын Зевса, который называл его самым ненавистным из всех богов и утверждал, что не будь Арес его родным сыном, он бы давно отправил его в Тартар, туда, где томятся потомки Урана.
В античной литературе можно встретить упоминания о том, что Арес вступил в брак с самой красивой из богинь - Афродитой, иногда даже называются дети, которые были рождены от этого брака: Эрот (или Эрос), Антерос (ненависть), Гармония, Фобос (страх), Деймос (ужас).
"Благодаря" своим отрицательным качествам Арес с большим трудом утвердился среди остальных олимпийских богов, поэтому в его образе явственно прослеживаются следы напластования различных эпох.

Одно имя Ареса вызывало у греков ужас, хотя в облике бога, его носившего, не было ничего внушающего отвращение. Отвратительным было то, что Арес ненавидел Эйрене, богиню мира, и был неразлучен с Эридой, злостной богиней раздора, в ярости отвергая ту другую Эриду, чтимую людьми, которая заставляла их состязаться не в битвах, а в мирном труде. Боги и люди презирали этого жестокого и неистового бога брани. И он был так не похож на других небожителей, мудрых и рассудительных, что его происхождение вызывало споры, а местом рождения считалась Фракия, страна с суровым климатом и не менее суровыми людьми.

Богам нравилось тешить взгляд, наблюдая за сражениями смертных. Иногда они спускались на землю, чтобы помочь своим любимцам. Для Ареса же война была смыслом существования, и он никогда не задумывался над тем, справедлива она или нет. Обезумев при виде крови, Арес убивал всех без разбора, правых и виноватых. Постоянной спутницей бога войны была богиня Энио, вносящая суматоху на поле боя.

Иногда Арес, смешавшись на поле боя со сражающимися, издавал вопль, подобный крику, который вырвался из груди десяти тысяч мужей. Слыша это, воины приходили в неистовство и убивали всех, кто попадался им на пути: стариков, женщин, детей. Они даже забывали о том, что жизнь врагов, их жен и детей имеет цену, что их можно продать в рабство или сделать своими рабами. Попадался боевой конь или домашнее животное - осел или собака, не давали пощады и им. Услышавшие вопль Ареса сражающиеся переставали быть воинами, становились убийцами.

Неудивительно, что смертные считали Ареса виновником всех своих бед, и им пришла в голову мысль, что от них не избавиться, пока не будет усмирен Арес. Но как справиться с могущественным да к тому же еще невидимым богом? Людям это было не под силу, и они обратились к двум великанам. Те не без труда схватили Ареса, скрутили его и бросили в темницу. Тринадцать месяцев пробыл Арес в плену,- и это число оказалось самым счастливым, ибо за эти месяцы люди постигли в своих мирных трудах больше, чем за семь самых счастливых лет. Виной новых несчастий людей опять оказалась женщина, на этот раз не вылепленная богами кукла, а мачеха великанов. Она выдала место заточения Ареса, и Гермес вызволил бога войны.

На Олимпе Арес стал тайным соперником трудолюбивого Гефеста, возлюбленным его законной жены Афродиты. Безумие войны соединилось с безумием любви, и от этого нельзя было ждать ничего хорошего. Родились Деймос (Ужас) и Фобос (Страх), вечные спутники войн. К порождениям Ареса относили одну из эриний, богинь кровавой мести, и дракона, с которым сражался фиванский герой Кадм. От связи со смертными женщинами у Ареса родились герои, в характере которых проявились черты дикости и необузданности отца.

Более всех ненавидела Ареса Афина, богиня честной и справедливой войны. Однажды она искусно направила против него копье героя Диомеда, которое отыскало незащищенное броней место и пробило Аресу живот. С диким воем покинул Арес поле боя и прилетел на Олимп с жалобой на Афину. Зевс же даже не захотел выслушать объяснения Ареса, заявив, что он наказан по справедливости и заслуживает того, чтобы находиться не на Олимпе, а в тартаре.

В римской мифологии ему соответствует Марс.



Афина
Описание:
Афина - богиня мудрости, справедливой войны и покровительница ремесел.
Статуя Афины работы римских мастеров II в. По греческому оригиналу конца V в. до н. э. Поступила в Эрмитаж в 1922 г.. Ранее находилась в коллекции Демидовых.
Все в Афине, начиная с появления на свет, было удивительным. Другие богини имели божественных матерей, Афина - одного отца, Зевса, который сошелся с дочерью Океана Метидой. Зевс проглотил cвою беременную супругу, так как она предрекла, что после дочери родит сына, который станет властителем неба и лишит его власти. Скоро у Зевса нестерпимо разболелась голова. Помрачнел он, и, видя это, боги поспешили удалиться, ибо они знали по опыту, каков Зевс, когда у него дурное настроение. Боль не проходила. Владыка Олимпа не находил себе места. Попросил Зевс Гефеста ударить его кузнечным молотом по голове. Из расколовшейся головы Зевса, огласив Олимп воинственным кличем, выпрыгнула взрослая дева в полной одежде воина и с копьем в руке и встала рядом с родителем. Глаза юной, прекрасной и величественной богини светились мудростью.


Отдыхающий сатир. Скульптура. Эрмитаж.
Описание:
Отдыхающий сатир
Римская работа по оригиналу Праксителя IV в. до н.э. (из собрания князей Голицыных).
Сатир - лесное божество или демоны плодородия, составляющие вместе с силенами свиту Диониса. Они покрыты шерстью, длинноволосы, бородаты, с копытами (козлиными или лошадиными), лошадиными хвостами, с рожками или лошадиными ушами, однако торс и голова у них человеческие, символом их неиссякаемого плодородия является фаллос. Они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, преследуют нимф и менад. Они забияки, любят вино.

Сатир, лесной демон, спутник бога вина и веселья Диониса, был представлен Праксителем (390-330 гг. до н.э.) в виде обнаженного юноши, на звериную сущность которого намекают острые уши, почти скрытые пышной прической, и чуть раскосые глаза. Сатир, отдыхая, стоит в томной позе, опираясь не столько на левую ногу, сколько на пень, который придает фигуре устойчивость. Радость чувственного бытия, любование юностью и красотой, наслаждение как цель жизни - вот то, что лежало в основе философии гедонизма, которая в IV в. до н.э. распространилась среди части греческого общества, восхищавшейся ясной гармонией прекрасных образов Праксителя.


Зал Афины в Эрмитаже
Описание:
В зале Афины в Эрмитаже представлено искусство Древней Греции эпохи высочайшего расцвета культуры и охватывает почти два столетия с 480 по 320-е годы до н.э.


Афина. Статуя. Эрмитаж. Зал Афины.
Описание:
Афина - богиня мудрости, справедливой войны и покровительница ремесел.
Статуя Афины работы римских мастеров II в. По греческому оригиналу конца V в. до н. э. Поступила в Эрмитаж в 1862 г.. Ранее находилась в коллекции маркиза Кампана в Риме. Является одним из интереснейших экспонатов Зала Афины.
Всё в Афине, начиная с появления на свет, было удивительным. Другие богини имели божественных матерей, Афина - одного отца, Зевса, который сошелся с дочерью Океана Метидой. Зевс проглотил cвою беременную супругу, так как она предрекла, что после дочери родит сына, который станет властителем неба и лишит его власти. Скоро у Зевса нестерпимо разболелась голова. Помрачнел он, и, видя это, боги поспешили удалиться, ибо они знали по опыту, каков Зевс, когда у него дурное настроение. Боль не проходила. Владыка Олимпа не находил себе места. Попросил Зевс Гефеста ударить его кузнечным молотом по голове. Из расколовшейся головы Зевса, огласив Олимп воинственным кличем, выпрыгнула взрослая дева в полной одежде воина и с копьем в руке и встала рядом с родителем. Глаза юной, прекрасной и величественной богини светились мудростью.


Леда с лебедем
Описание:
Римская скульптура II в. По греческому оригиналу IV в. до н.э. скульптора Тимофея.
Поступила в Эрмитаж в 1862 г.. Ранее находилась в коллекции маркиза Кампана в Риме.

Леда, в греческой мифологии супруга спартанского царя Тиндарея. По наиболее распространённому варианту мифа, Леда- дочь царя Фестия из Этолии, к которому бежал изгнанный из Спарты Тиндарей. За помощь, оказанную ему в отражении воинственных соседей, Фестий отдал Тиндарею в жёны Леду.

Леда — дочь Фестия, царя Этолии, была столь красива, что в нее влюбился сам Зевс (верховный бог Олимпа).
Он явился к ней в виде лебедя, и в результате этого свидания и родилась (из яйца) Елена, виновница Троянской войны.

По позднейшему варианту этого мифа Елена была не единственным ребенком у Леды. Из одного яйца Леды родилась Елена, из другого — ее братья, близнецы Кастор и Поллукс (Овидий «Героиды»; Гораций «Сатиры»). Выйдя впоследствии замуж за царя Менелая, Елена была похищена Парисом и оказалась, таким образом, причиной Троянской войны. Отсюда, соответственно и выражение «яйца Леды» как символ начала чего-либо, его первопричины.

Выражение «начать с яиц Леды» впервые в мировой литературе прозвучало у римского поэта Горация (Квинт Гораций Флакк, 65—8 до н. э.), который в своем сочинении «Об искусстве поэзии» хвалит Гомера за то, что тот свой рассказ о Троянской войне начинает не с яиц Леды, а сразу вводит слушателя in medias res — в суть дела.

Используется обычно тогда, когда кто-либо хочет сказать, что он начинает свой рассказ, повествование и т. д. с самого начала. Выражение было очень распространенным в русской литературной речи XIX в. А. С. Пушкин в письме (от 24 сентября 1820 г.) к своему брату Льву: «Милый брат, я виноват перед твоею дружбою, постараюсь загладить вину мою длинным письмом и подробными рассказами. Начинаю с яиц Леды».

Скорлупу яйца показывали в одном из храмов Спарты во 2 в. По другой версии мифа, Леда только сберегла у себя яйцо, снесённое богиней Немесидой от брака с Зевсом и найденное пастухом; когда из него появилась красавица-девочка, Леда воспитала её как собственную дочь. Существуют также различные сказания о количестве яиц, снесённых Ледой.


Зал Геракла в Эрмитаже
Описание:
По проекту этот зал предназначался для иностранной библиотеки. Стены и пилоны отделаны искусственным мрамором. Пол мраморный. По средней оси зала - изделия из цветного камня работы Колыванской шлифовальной и Екатеринбургской гранильной фабрик.
В настоящее время в зале экспозиция искусства Греции IV в. до н.э.


Отдыхающий Геракл. Скульптура. Эрмитаж.
Описание:
Отдыхающий Геракл.
Римская скульптура II в. по греческому оригиналу конца IV в. до н.э. Поступила в Эрмитаж в 1852 г. из коллекции Лавалей.

Геракл, в греческой мифологии герой, полубог, сын Зевса и смертной женщины Алкмены (жены Амфитриона). В отсутствие Амфитриона (воевавшего против племён телебоев) Зевс, приняв его облик, явился к Алкмене; пока длилась их брачная ночь, солнце трое суток не поднималось над землёй. После возвращения мужа Алкмена родила одновременно сыновей - Ификла от мужа и Геракла от Зевса. В день, когда Геракл предстояло появиться на свет, Зевс поклялся в собрании богов, что младенец из его потомков, который родится в этот день, будет властвовать над Микенами и соседними народами.



Геракл-мальчик. Статуя. Эрмитаж.
Описание:
Геракл-мальчик
Римская скульптура II в. по греческому оригиналу IV в. до н.э. Из коллекции Демидовых, поступила в Эрмитаж в 1851 г.

Чтобы зачать Геракла, Зевс принял облик мужа Алкмены. Он остановил солнце, и их ночь длилась трое суток. Прорицатель Тиресий рассказывает Амфитриону о произошедшем.
В ночь, когда он должен был родиться, Гера заставила Зевса поклясться, что тот из рода Персея, кто родится сегодня, будет верховным царем. Геракл был из рода персеидов, но Гера задержала роды у его матери, и первым на свет (недоношенным) появился его кузен Еврисфей, сын Сфенела и Никиппы, также персеид.
Зевс заключил с Герой договор, что Геракл не всю свою жизнь будет находиться под властью Еврисфея. Лишь десять подвигов совершит он по поручению Еврисфея, а после не только освободится от его власти, но даже получит бессмертие.
Афина обманом заставляет Геру покормить Геракла грудью. Младенец причиняет богине боль, и она отрывает его от груди. Брызнувшая струя молока превращается в Млечный Путь. (Вкусив этого молока, Геракл становится бессмертным). Гера оказалась приемной матерью Геракла, пусть даже на время. (Вариант — миф был о Зевсе и Рее).
Ревнивая Гера подослала двух змей убить ребенка. Младенец-Геракл удушил их. (Вариант, безвредных змей подослал Амфитрион, чтобы разобраться, кто из близнецов полубог).


Геракл. Статуя. Эрмитаж.
Описание:
Геракл (Геркулес)
Римская скульптура II в. по греческому оригиналу IV в. до н.э.

Геракл, в греческой мифологии величайший из героев, сын Зевса и смертной женщины царицы Алкмены. Зевсу был необходим смертный герой для победы над гигантами, и он решил родить Геракла. Лучшие наставники обучали Геракла различным искусствам, борьбе, стрельбе из лука. Зевс хотел, чтобы Геракл стал правителем Микен или Тиринфа, ключевых крепостей на подходах к Аргосу, но ревнивая Гера расстроила его планы. Она поразила Геракла безумием, в припадке которого тот убил жену и трех своих сыновей. Во искупление тяжкой вины герой должен был двенадцать лет служить Эврисфею, царю Тиринфа и Микен, после чего ему было даровано бессмертие.

Наиболее известен цикл сказаний о двенадцати подвигах Геракла.
Первый подвиг состоял в добыче шкуры немейского льва, которого Гераклу пришлось задушить голыми руками. Победив льва, герой выделал его шкуру и носил как трофей.
Следующим подвигом стала победа над гидрой, священной девятиголовой змеей Геры. Чудище обитало в болоте близ Лерны, недалеко от Аргоса. Трудность состояла в том, что вместо отрубленной героем головы у гидры тут же вырастали две новые. С помощью своего племянника Иолая Геракл осилил свирепую лернейскую гидру — юноша прижигал шею каждой отрубленной героем головы. Правда, подвиг не был засчитан Эврисфеем, так как Гераклу помогал племянник.
Следующий подвиг не был таким кровавым. Гераклу следовало изловить керинейскую лань, священное животное Артемиды.
Затем герой поймал эриманфского вепря, который опустошал поля Аркадии. При этом случайно погиб мудрый кентавр Хирон.
Пятым подвигом стала очистка Авгиевых конюшен от навоза, что герой сделал за один день, направив в них воды ближайшей реки.
Последним из подвигов, совершенных Гераклом на Пелопоннесе, было изгнание стимфалийских птиц с остроконечными железными перьями. Зловещие птицы испугались медных трещоток, изготовленных Гефестом и дарованных Гераклу благосклонной к нему богиней Афиной.
Седьмым подвигом была поимка свирепого быка, которого Минос, царь Крита, отказался принести в жертву богу моря Посейдону. Бык совокупился с женой Миноса Пасифаей. которая родила от него Минотавра, человека с бычьей головой.
Восьмой подвиг Геракл совершил во Фракии, где подчинил своей власти кобылиц-людоедок царя Диомеда.
Оставшиеся четыре подвига были иного рода. Эврисфей приказал Гераклу добыть пояс царицы воинственных амазонок Ипполиты.
Затем герой похитил и доставил в Микены коров трехголового великана Гериона.
После этого Геракл принес Эврисфею золотые яблоки Гесперид, для чего ему пришлось задушить великана Антея и обмануть Атланта, держащего на своих плечах небосвод. Последний подвиг Геракла — путешествие в царство мертвых — был самым многотрудным. При содействии царицы подземного мира Персефоны герой смог вывести оттуда и доставить в Тиринф трехголового пса Кербера (Цербера), стража преисподней.
Конец Геракла был ужасен. Герой погиб в страшных муках, надев рубашку, которую его жена Деянира, по совету умирающего от руки Геракла кентавра Несса, омочила ядовитой кровью этого получеловека-полуконя. Когда герой из последних сил взошел на погребальный костер, с небес ударила багряная молния и Зевс принял сына в сонм бессмертных.
Некоторые подвиги Геракла увековечены в названиях созвездий. Например, созвездие Льва — в память о немейском льве, созвездие Рака напоминает об огромном раке Каркине, посланной Герой в помощь лернейской гидре.
В римской мифологии Гераклу соответствует Геркулес.


Эрот, натягивающий лук
Описание:
Римская скульптура II в. по греческому оригиналу IV в. до н.э. скульптора Лисиппа.
Подарена Папой Пием IX в 1851 г.

Эро́т (Э́рос, греч. Έρως, также Эро́с, Аму́р, у римлян Купидо́н) — в древнегреческой мифологии — бог любви, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на земле.

Эрот бог любви и полового влечения. Традиционно (имеется ввиду Эллинистический и Римский период) его изображают совсем еще мальчиком, белокурым и крылатым, капризным и хитрым. Он часто служит матери в обмен на какой-нибудь абсолютно бесполезный подарок (но у Аполлония Родосского Эрот и вовсе помыкает Афродитой). И в общем, каждый человек, вероятно, сможет более ясно представить себе Эрота, если вспомнит свое чадо (или вообще знакомого ребенка).
Позднее Эрот предстает уже как юноша, внешне очень похожий на херувима с той лишь разницей, что Эрот по-прежнему вооружен золотым луком и стрелами, способными как разжечь, так и погубить любовь в сердцах смертных и небожителей.

Эпитеты и имена: Эрот/Эрос ("Любовь"), Купидон (римск., "Вожделение"), Амур (римск, "Любовь").
Эрот, бог любви, был одним из древнейших богов Греции. Его особо почитали в городе Феспии, в Беотии, где находилось главное святилище бога, в которое помещали его изображения самые знаменитые скульпторы Греции, например, Пракситель и Лисипп. К оригиналу Лисиппа, жившего во второй половине IV в. до н.э., восходит римская реплика времени императора Августа из коллекции Эрмитажа. Эрот изображен в виде подростка, тело которого уже приобрело некоторую угловатость, но еще не утратило детской мягкости форм. Юный бог натягивает тетиву на лук. При полной естественности и жизненной правдивости позы Лисипп создал сложную пространственную композицию, при которой части фигуры расположены в разных пресекающихся между собой плоскостях. Благодаря этому изображение приобретает особую динамичность.

Атрибуты: золотые лук и стрелы, существуют изображения Эрота с факелом. Любимое растение - роза. Существует миф, объясняющий наличие шипов на стебле растения: как-то раз Эрот сорвал цветок, но в бутоне его скрылась пчела. Испугавшись, насекомое ужалило Эрота, и бог, расплакавшись, улетел к матери. Чтобы утешить сына, Афродита отняла жала у пчел и усеяла ими стебли роз.
 

2 комментария: