1477-1478. Галерея Уффици, Флоренция.
Искусство Италии 15 века. Возрождение.
Мировой шедевр, картина «Весна» была создана художником Сандро
Боттичелли в конце 70-х годов. Размер картины 203 x 314 см, дерево,
темпера.
Картина «Весна» была написана Боттичелли для виллы Кастелло под
Флоренцией, принадлежащей Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Годом ее исполнения обычно считают 1478-й год - работа была выполнена
вскоре после того, как виллу приобрели для пятнадцатилетнего Лоренцо.
Этот родственник Великолепного получал тогда тщательное образование,
дружеское участие в его воспитании принимал и глава Платоновской
академии Фичино. Картина, предназначенная для личных покоев будущего
ренессансного знатока, призвана была услаждать зрение и одновременно
воздействовать на душу ее созерцателя.
Боттичелли на картине изобразил Зефира, преследующего нимфу Хлорис, из
их союза возникает Флора; затем видим Венеру, танец Граций и, наконец,
Меркурия, который, устремив взгляд ввысь, снимает кадуцеем пелену
облаков, препятствующую созерцанию. Каково же содержание картины?
Исследователи предложили несколько толкований. Тема композиции — весна с
сопутствующими ей античными божествами. Центром построения является
Венера — не воплощение низменной страсти, а благородная богиня цветения и
всяческого благоволения на земле; это неоплатонический образ.
Развертывая данный контекст, ученые утверждали, что картина отражает
идею о порождении красоты светом божественной любви и о созерцании этой
красоты, ведущем от земного к сверхземному. «Весну» связывали также с
морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди
Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в
самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную
всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют
друг друга. Но не будем преувеличивать значимость содержательной канвы,
ибо писал картину художник, все преображавший своей одушевленной
фантазией.
Венера, центральная фигура композиции, стоит под сенью деревьев в
этом зачарованном пространстве весеннего леса. Ее платье из тончайшей
ткани с золотыми нитями украшений и роскошный плащ алого цвета,
символизирующего любовь, свидетельствуют о том, что перед нами богиня
любви и красоты. Но в ее хрупком облике проступают и иные черты.
Склоненная голова покрыта газовым покрывалом, в какие Сандро
Боттичелли любил одевать своих Мадонн. Лицо Венеры с вопрошающе
поднятыми бровями выражает грусть и скромность, значение ее жеста неясно
— приветствие ли это, робкая защита или благостное приятие? Персонаж
напоминает Деву Марию в сюжете «Благовещение» (например, на картине
Алессо Бальдовинетти). Языческое и христианское сплетаются в
одухотворенный образ.
В других фигурах композиции также улавливаются ассоциации с религиозными
мотивами. Так, образы Зефира и нимфы Хлорис перекликаются со
средневековым изображением дьявола, не пускающего душу в Рай.
Грации, спутницы и служанки Венеры, — достоинства, порождаемые
Красотой, их имена — Целомудрие, Любовь, Наслаждение. Изображение
Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Стройные фигуры с
удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической
последовательности кругового движения. Художник на редкость
изобретателен в трактовке причесок, передавая волосы одновременно как
природную стихию и как декоративный материал. Волосы Граций собраны в
пряди, то мелко вьющиеся, то ниспадающие волной, то рассыпающиеся по
плечам, словно золотистые струи. Легкие изгибы и повороты фигур, диалог
взглядов, изящное соединение рук и постановка ступней — все это передает
поступательный ритм танца. Отношения его участниц отражают классическую
формулу и вместе с тем неоплатоническое понимание Эроса: Любовь ведет
Целомудрие к Наслаждению и скрепляет их руки. В изображении Боттичелли
оживает представление о мифологическом великолепии, но образы его
окрашены подлинной чистотой. Не случайно танец Граций сравнивают с
хороводом ангелов в Раю в композиции «Страшный суд» Фра Анджелико. Взор
Меркурия мечтательно устремлен в небо. Он пытается разорвать плотность
облаков, мешающих лицезрению. Боттичелли придает Меркурию характерный
для вкуса Флоренции тех лет тип худощавой юношеской фигуры,
как в «Давиде» Верроккьо, но очертания ее приобретают мелодичность, а
лицо — одухотворенность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий