Одной из причин того, что мегалитические сооружения древности начали активно изучаться сравнительно недавно, является «незаметность» многих из них. Несмотря на то, что они могут быть составлены из камней весьма внушительных размеров и веса, подобные памятники способны «растворяться» на фоне окружающей среды. Классическим примером такого «ландшафтного дизайна» древнего человечества являются сейды Северной Европы.
Хорошо, когда сейд - это камень
Сложность идентификации сейдов состоит в том, что эти священные объекты североевропейских народов могут выглядеть как угодно. С точки зрения древних обитателей современной Скандинавии и Северо-Запада России, сейды - это некие магические места и предметы. В этих местах и предметах проявлялось действие сверхъестественных сил, так что это могли быть скалы, деревья, озёра, отдельно лежащий камень. Сейдом, по представлениям древних, мог быть любой природный объект, в силу каких-либо своих особенностей или связанных с ним легенд и жизненных обстоятельств наделённый той или иной особой силой.
Неудивительно, что многие сейды люди непосвящённые просто не замечали, потому что они были органичной частью окружающей обстановки. О сейдах как о мегалитических памятниках говорят благодаря наиболее известной их разновидности: каменных сооружениях, имеющих очевидный или предполагаемый рукотворный характер. В научно-популярном смысле под сейдом подразумевается мегалитический памятник, состоящий из нескольких камней, расположенных особым образом. Наиболее известен тип сейдов, в котором большой валун лежит на нескольких камнях меньшего размера, своего рода подставках. Кроме того, сейды могут представлять собой особым образом установленный одиночный камень, явно сложенное из камней пирамидальное строение (на земле или на большом камне), камни, установленные на «подпорках» под углом к поверхности земли, и тому подобное.
Основная версия - религиозные сооружения
Наиболее вероятной гипотезой о функциях сейдов, будь они явно искусственного или естественного происхождения, является теория об особом культе на Севере Европы. Согласно данному предположению, основанному на местном фольклоре, сейды выполняли различные магические функции. В некоторых легендах говорится, что местные древние жители отождествляли каждый сейд с конкретным человеком или с отдельным родом. Например, когда человек отправлялся в опасное путешествие (например, на рыбный промысел), сейд как часть его души должен был защитить его от полного поглощения силами зла в случае экстремальной ситуации.
Также некоторые сейды, судя по всему, играли роль святилищ культа предков - им поклонялись, когда хотели почтить души умерших или даже обратиться к ним за советом или помощью. Существуют сказания, по которым данные сооружения выполняли роль талисманов или оберегов, а совершение у них определённых ритуалов должно было привлечь счастье и удачу. Особым значением наделялись сейды, установленные над естественными геологическими разломами и трещинами в почве. Скорее всего, они были защитными талисманами, не позволявшими выбираться на поверхность духам подземного мира.
Ледники или цивилизация?
Интерес к сейдам подстёгивается ещё и вопросом относительно происхождения этих памятников. Большинство учёных в настоящее время сходятся во мнении, что первоначально сейды как каменные сооружения копировали причудливые природные образования. Та или иная выделяющаяся скала могла быть связана в сознании людей с магическими событиями - и они принимали решение контролировать эти события, создав копию этого священного объекта. В свою очередь природные сейды в виде валунов, нагромождённых друг на друга в виде «стола на подставках», могли быть созданы ледником. Когда 10-12 тысяч лет назад ледник отступал в Арктику по территории Северной Европы, толща льда «тащила» за собой многочисленные камни и валуны.
Теоретические вполне возможен вариант, когда при таянии льда валуны «проседали» и водружались друг на друга. Помимо этого активно распространяется гипотеза о том, что сейды являются признаком некоей древнейшей арктической цивилизации. Якобы из этой таинственной цивилизации за несколько тысяч лет до нашей эры мегалиты как тип памятников и распространились по всему континенту. А сейды, следовательно, являются едва ли не первыми мегалитами, от которых произошли все остальные, начиная от менгиров и заканчиваякромлехами. Правда, никаких других следов этой цивилизации не обнаружено. Но сторонники этой версии ссылаются на совсем «седую древность», от которой по натуральным причинам не осталось и следа.
Сейды Кольского полуострова: история или мистика?
Как и почти все древние мегалитические сооружения, сейды Кольского полуострова порождают самые разнообразные версии их происхождения и предназначения. Это действительно оригинальные историко-культурные объекты, вокруг которых не утихают споры. Интриги добавляет разнообразие типов самих сейдов, их присутствие как в виде отдельных памятников, так и внушительных по площади скоплений. Всё это ведёт к возникновению порой весьма диковинных версий и теорий.
Сейды на любой вкус
Кольский полуостров является одним из излюбленных мест энтузиастов, изучающих сейды или просто увлечённых ими. Дело в том, что здесь наблюдается особое разнообразие сейдов, которое проявляется не только во внешних различиях. Встречаются, во-первых, в изобилии одиночные сейды, причём есть и особый «кольский» вариант - установленный на краю обрыва (скальный выступ, крутой холм, берег реки) массивный камень, который нависает над пропастью. Видимо, так отмечались некие особенные магические «места силы».
Во-вторых, на Кольском полуострове встречаются целые комплексы сейдов, причём для них выделены некие общие особенности. Например, в условиях гористой местности сейды присутствуют лишь на определённой высоте и почти не появляются на высокогорье, где есть немало «строительного материала» для них. При этом некоторые исследователи выделяют некие характерные признаки той местности, где располагаются комплексы сейдов. Это позволяет предположить, что эти памятники имели особый универсальный характер.
Почти что Стоунхендж
Помимо этого, сейды Кольского полуострова вызывают споры относительно своего происхождения. Традиционное мнение связывает эти памятники с религиозной практикой саамов. Однако приверженцы всевозможных альтернативных гипотез утверждают, что саамские идолы с сейдами не имеют ничего общего. Якобы сейды - это творения неких таинственных древнейших цивилизаций и имеют явный сверхъестественный характер.
Наиболее известным комплексом сейдов Кольского полуострова является скопление данных мегалитических сооружений на горе Двойной (север полуострова). Данное место получило название «плато сейдов» и некоторыми даже сравнивается со знаменитым английским Стоунхенджем. Прежде всего, впечатляет масштаб комплекса - по некоторым данным, общее число находящихся здесь сейдов приближается к трём тысячам. Средний вес камней, составляющих «тело» сейдов, около тонны, хотя встречаются и валуны, вес которых оценивается в более чем десять тонн. Помимо этого, специалисты пытаются обнаружить в расположении сейдов определённую систему. По некоторым признакам (например, постоянный визуальный контакт одной группы сооружений с как минимум ещё одной) их расположение не является произвольным
Куда же без Мулдашева…
Свой вклад в популяризацию сейдов Кольского полуострова внёс и знаменитый российский «исследователь», энтузиаст в плане распространения разнообразных альтернативных и мистических теорий, Эрнст Мулдашев. Он изучил хорошо известные поверья коренного населения относительно шаманов, которые после своей смерти «переселяются» в сейды и через них продолжают оказывать магическое воздействие на мир живых. Однако к этому традиционному пласту информации Мулдашев добавил современную эзотерику.
Согласно его интервью, он и его сподвижники, представители неких научных центров и лабораторий (которые при этом не признаются академической наукой), проводили комплексные исследования сейдов. И якобы эти специалисты зафиксировали повышенный (а в некоторых случаях отчего-то и пониженный) радиационный фон, исходящий от сейдов. При этом сейды не просто излучали радиацию, а являлись источниками особой энергии, активизировавшейся во время проведения традиционных языческих ритуалов саамов. Об этом Мулдашеву сообщил «штатный» экстрасенс, равно как и о том, что сейды связаны энергетически между собой и, таким образом, создают особую энергетическую сеть по всему полуострову. Мулдашев также утверждает, что в годы Великой Отечественной войны гитлеровцы пытались с помощью сейдов Кольского полуострова каким-то магическим способом вызвать природные катаклизмы в Англии. Источники этих сведений Эрнст Рифгатович не упоминает.
Сейды в Карелии: и «русские», и «немецкие»…
Карелия по праву является одним из наиболее самобытных регионов России. Местную природу, почти нетронутую в сравнении с центральными районами, многие рассматривают как идеальное место отдыха. На Русском Севере располагаются православные монастыри, интерес к которым как в духовном, так и в культурно-историческом смысле в последнее время стабильно растёт. Дополнительным привлекающим фактором являются и сейды в Карелии - удивительные культовые сооружения древности.
Саамы не только рыбу ловят, но и камни ворочают
Коренным населением современной Карелии, а также прилегающих районов Скандинавии, являются саамы. Эта этническая группа до сих пор во многом сохраняет собственную религиозную самобытность. А уж до прихода в эти края христианских проповедников язычество было единственной формой духовной жизни. Именно с язычеством саамов и принято связывать наличие в Карелии как одиночных сейдов, так и культовых комплексов, составленных из множества подобных сооружений.
Специалисты до сих пор спорят, что же означает само слово «сейд»: по одним версиям, данный корень связан с представлениями о духах, по другим, так обозначалось «место силы». Третий вариант предполагает, что это название значит «тайное, сокрытое знание». В любом случае сейды в Карелии были для исконного местного населения особо почитаемыми культовыми объектами. Чаще всего их рассматривали в двух ипостасях. С одной стороны, это были магические сооружения, выполнявшие функцииамулета. Они должны были обеспечивать сверхъестественную защиту в повседневной бытовой жизни саамов: их жилищам, морскому промыслу, охоте, другим хозяйственным делам.
С другой стороны, сейды были тесно связаны с потусторонним миром. Саамы верили, что через эти священные объекты они могут связываться со своими представителями в ином мире - то есть с душами умерших и перешедших в новое качество предков. Именно им возле сейдов приносились жертвы, подношения и устраивались ритуалы. Особенно «сильными» считались сейды, в которые после смерти шаманов переселялась их души (или часть души) - такие объекты были чем-то вроде прямой телефонной линии в загробный мир.
«Интернациональные» сейды на Кузовах
В общей сложности на сегодняшний день в Карелии отмечено примерно дюжина отдельно расположенных сейдов и несколько комплексов, состоящих из различного количества данных памятников, имеющих также конструктивные особенности. Хорошо известны четыре самых крупных по площади и по количеству памятников комплексов карельских сейдов: на горе Воттовааре, на горе Кивакке (оба открыты лишь в начале 1990-х годов и до сих пор малоизучены), а также два комплекса на архипелаге Кузова. Эта группа островов находится в Белом море и расположена к западу от знаменитых Соловецких островов. Наиболее популярны именно эти сейды, находящиеся, соответственно, на островах Русский Кузов и Большой Немецкий Кузов.
Остров Большой Немецкий Кузов имеет около 350 сейдов, благодаря которым, кстати, и получил своё название. Дело в том, что один из трёх основных типов сейдов, расположенных здесь, местным населением называется «немцами». Саамская легенда гласит, что в древние времена на острове появились иноземцы (которых всех называли «немцы», так как они не разговаривали на местных языках, были «немы»). Они чем-то прогневали местных богов и те в отместку превратили их в каменные статуи - данные сейды напоминают именно человеческие бюсты.
Наиболее известен второй тип сейдов острова Большой Немецкий Кузов - это классическое сооружение, состоящее из большого каменного валуна, расположенного на нескольких камнях-«подставках» меньшего размера. Третий тип «немецких» сейдов - это камни среднего размера, на верхней, обычно имеющей плоской, поверхности которых расположены в той или иной последовательности мелкие камни. Что касается культового комплекса сейдов на острове Русский Кузов, то здесь на площади примерно в 7 гектаров находятся около 360 памятников. Особенностью данного святилища является наличие определённого количества особых сейдов, так называемых «каменных баб». Они расположены в основном на высшей точке острова, Лысой горе, и представляют, по некоторым предположениям, идолов местных богов, своего рода языческий пантеон. «Каменные бабы» - это похожие на «немцев» с острова Большой Немецкий Кузов каменные плиты, но здесь они с двух сторон как бы подпираются двумя меньшими округлыми камнями.
Александр Бабицкий
Комментариев нет:
Отправить комментарий