Выразительность. Возвышенное
Вдохновленный
возвышенными настроениями и эмоциональными идеалами романтизма, Тернер в
«Закате солнца над озером» побуждает и зрителя испытать подъем духа от
созерцания чуда природы – великолепного заката. Сдвинув заходящее солнце
к левому нижнему углу холста, Тернер искусно направляет к нему наш
взгляд круговыми мазками кисти. В композиции нет лишних деталей: озеро и
горы со снежными вершинами вокруг него едва намечены, они почти не
видны сквозь туман, обозначенный клубящимися белыми мазками.
Тернер добился выразительной манеры
письма, применяя в масляной живописи технику акварели. В «Закате солнца
над озером» он помещает солнце в интенсивный цветовой вихрь, меняя
фактуру и цвет разных его участков. Теплые тона в центре вихря
соответствуют жару солнца, переходя в более холодные синий и белый цвета
в правом верхнем углу полотна. Свободный мазок Тернера и неясный, будто
подернутый дымкой ландшафт его пейзажей нередко осмеивали, называя
картины незаконченными. Но в ХХ веке стало очевидно, что его
своеобразный стиль определил дальнейшее развитие пейзажной живописи.
Тернер оказал большое влияние на тех, кто пришел после него, в частности
импрессионистов.
Вороны над полем пшеницы. Винсент ван Гог, 1980
Выразительность. Мазок
В этой работе Ван Гог с непревзойденным
мастерством передает свои чувства. Выпуклые, сочные мазки, струящие и
извилистые, наполняют пейзаж жизнью. Черными штрихами обозначены летящие
птицы. Небо резкими синими и черными мазками
нависают над пронзительно желтой нивой. Благодаря таланту и мастерству
художника, эта живопись вызывает у нас острое чувство тревоги.
С помощью мазков и цвета – его главных
выразительных средств – Ван Гог позволяет нам ощутить, что он чувствует и
как воспринимает мир. Он говорит о печали и одиночестве, но в то же
время воспевает красоту природы, восторгается ею как чудом: синее небо,
золотое поле и мистический неуловимый миг взлета испуганных птиц. Все,
что не помогает художнику выразить эти чувства, отброшено. Картина
передает эмоциональное состояние ванн Гога, а детали композиции –
грозное небо, зловещие вороны, три дороги – это вестники беды, символы
смерти.
Лодки в гавани Коллиура. Андре Дерен, 1905
Выразительность. Контраст
Разглядывая этот пейзаж, мы наблюдаем
систему контрастов, когда цвет меняется в зависимости от того, с каким
цветом он соседствует: желтый кажется ярче с синим, чем с красным.
Садится золотое солнце, наискось пересекая картину; холодная зелень моря
составляет контраст с красным берегом. Отблеск солнца на боках шлюпок
передан насыщенным желтым цветом. Тень лодки на переднем плане
обозначена контрастным синим и зеленым, дополнительными к цвету пляжа.
Сидящую боком фигуру справа, Дерен оттенил темно-синей чертой.
В 1905 году друг Андре Дерена Анри
Матисс, который к тому времени еже лет шесть использовал более
насыщенную палитру, пригласил Дерена провести лето во французском
местечке Коллиур на Средиземном море. Дерена пленила игра света на
побережье, и в «Лодках в гавани Коллиура» он делится тем, что увидел и
почувствовал. Дерен смело, без полутонов изобразил пляж красным, чтобы
передать ощущение жары и палящего солнечного света, проигнорировав
реальный цвет желтого песка. Какого цвета были рыбацкие лодки,
неизвестно, так как Дерен использовал цвет, чтобы донести субъективное
восприятие реальности.
Композиция № 6. Василий Кандинский, 1913
Выразительность. Лиризм
Кандинский верил в «искусство ради
искусства», в то, что у искусства нет никаких иных целей, кроме как
затрагивать душу. «Композиция № 6» - лиричное, полное музыки
произведение, с вихрем красок и линий без конкретного сюжета. Возможно,
это отражение мыслей, когда слушаешь музыку. Некоторые линии напоминают
струны или очертания инструментов.
Кандинский считал, что живописец должен
освободиться от объективного мира и получить возможность выразить свои
чувства и переживания, подобно тому, как это происходит в музыке. По его
мнению, пластической задачей художника должна стать композиция,
одновременно «мелодическая» и «симфоническая», соединяющая чисто
абстрактные формы и цвет для достижения духовного воздействия и
удовлетворения, по выражению самого художника, «внутренней
необходимости».
Комментариев нет:
Отправить комментарий