Почему эта картина шедевр. Выразительность

Закат солнца над озером. Уильям Тернер, ок. 1840
Выразительность. Возвышенное
 
 Вдохновленный возвышенными настроениями и эмоциональными идеалами романтизма, Тернер в «Закате солнца над озером» побуждает и зрителя испытать подъем духа от созерцания чуда природы – великолепного заката. Сдвинув заходящее солнце к левому нижнему углу холста, Тернер искусно направляет к нему наш взгляд круговыми мазками кисти. В композиции нет лишних деталей: озеро и горы со снежными вершинами вокруг него едва намечены, они почти не видны сквозь туман, обозначенный клубящимися белыми мазками.

Тернер добился выразительной манеры письма, применяя в масляной живописи технику акварели. В «Закате солнца над озером» он помещает солнце в интенсивный цветовой вихрь, меняя фактуру и цвет разных его участков. Теплые тона в центре вихря соответствуют жару солнца, переходя в более холодные синий и белый цвета в правом верхнем углу полотна. Свободный мазок Тернера и неясный, будто подернутый дымкой ландшафт его пейзажей нередко осмеивали, называя картины незаконченными. Но в ХХ веке стало очевидно, что его своеобразный стиль определил дальнейшее развитие пейзажной живописи. Тернер оказал большое влияние на тех, кто пришел после него, в частности импрессионистов.

Вороны над полем пшеницы. Винсент ван Гог, 1980
Выразительность. Мазок
 
В этой работе Ван Гог с непревзойденным мастерством передает свои чувства. Выпуклые, сочные мазки, струящие и извилистые, наполняют пейзаж жизнью. Черными штрихами обозначены летящие птицы. Небо резкими  синими и черными мазками нависают над пронзительно желтой нивой. Благодаря таланту и мастерству художника, эта живопись вызывает у нас острое чувство тревоги.

С помощью мазков и цвета – его главных выразительных средств – Ван Гог позволяет нам ощутить, что он чувствует и как воспринимает мир. Он говорит о печали и одиночестве, но в то же время воспевает красоту природы, восторгается ею как чудом: синее небо, золотое поле и мистический неуловимый миг взлета испуганных птиц. Все, что не помогает художнику выразить эти чувства, отброшено. Картина передает эмоциональное состояние ванн Гога, а детали композиции – грозное небо, зловещие вороны, три дороги – это вестники беды, символы смерти.

Лодки в гавани Коллиура. Андре Дерен, 1905
Выразительность. Контраст
 
Разглядывая этот пейзаж, мы наблюдаем систему контрастов, когда цвет меняется в зависимости от того, с каким цветом он соседствует: желтый кажется ярче с синим, чем с красным. Садится золотое солнце, наискось пересекая картину; холодная зелень моря составляет контраст с красным берегом. Отблеск солнца на боках шлюпок передан насыщенным желтым цветом. Тень лодки на переднем плане обозначена контрастным синим и зеленым, дополнительными к цвету пляжа. Сидящую боком фигуру справа, Дерен оттенил темно-синей чертой.

В 1905 году друг Андре Дерена Анри Матисс, который к тому времени еже лет шесть использовал более насыщенную палитру, пригласил Дерена провести лето во французском местечке Коллиур на Средиземном море. Дерена пленила игра света на побережье, и в «Лодках в гавани Коллиура» он делится тем, что увидел и почувствовал. Дерен смело, без полутонов изобразил пляж красным, чтобы передать ощущение жары и палящего солнечного света, проигнорировав реальный цвет желтого песка. Какого цвета были рыбацкие лодки, неизвестно, так как Дерен использовал цвет, чтобы донести субъективное восприятие реальности.

Композиция № 6. Василий Кандинский, 1913
Выразительность. Лиризм
 
Кандинский верил в «искусство ради искусства», в то, что у искусства нет никаких иных целей, кроме как затрагивать душу. «Композиция № 6» - лиричное, полное музыки произведение, с вихрем красок и линий без конкретного сюжета. Возможно, это отражение мыслей, когда слушаешь музыку. Некоторые линии напоминают струны или очертания инструментов.

Кандинский считал, что живописец должен освободиться от объективного мира и получить возможность выразить свои чувства и переживания, подобно тому, как это происходит в музыке. По его мнению, пластической задачей художника должна стать композиция, одновременно «мелодическая» и «симфоническая», соединяющая чисто абстрактные формы и цвет для достижения духовного воздействия и удовлетворения, по выражению самого художника, «внутренней необходимости».

Комментариев нет:

Отправить комментарий