Эксперты отказываются устанавливать подлинность работ абстракционистов

17/10/2013
НЬЮ-ЙОРК. В виду целого ряда скандалов, произошедших за последнее время, искусствоведы стали крайне неохотно высказывать своё мнение по поводу подлинности работ художников-абстракционистов, боясь не только потерять репутацию, но и стать объектом судебных преследований.

 Поддельный Поллок, был продан на аукционе в 2007 году за 17 млн. долларов.
Кризис вокруг поддельных работ абстрактного экспрессионизма, проданных на аукционе в Нью-Йорке, около 40 из которых были представлены ныне прекратившей своё существование Галереей Кнодлер (Knoedler Gallery), прокатился ударной волной через весь мировой арт-рынок и оказал негативное воздействие на учёных-искусствоведов. Факт массовой продажи подделок привёл не только к федеральному расследованию, но и к подаче множества гражданских исков.
Ответчицей по одному из таких исков в прошлом месяце стала Энн Фридман (Ann Freedman), занимавшая пост директора скандальной галереи, прилагающая теперь массу усилий, чтобы доказать, что она вовсе не небрежно относилась к своим обязанностям, и что многочисленные эксперты подтвердили подлинность каждой проданной работы.
Фридман утверждает, что среди искусствоведов, консультировавших галерею были старшие кураторы (или бывшие кураторы) таких музеев, как Музей Соломона Р. Гуггенхайма (Solomon R. Guggenheim Museum), Фонд Байелера (Beyeler Foundation) и Национальная галерея в Вашингтоне (National Gallery of Washington), округ Колумбия, Дина Собел (Dean Sobel); директор музея Клиффорд (Clyfford Still Museum), Дэвид Анфэм (David Anfam); автор каталога Ротко, один из ведущих искусствоведов, Томас Кроу (Thomas Crow) из Нью-Йоркского университета (New York University), и многие другие. Претензии Фридман до сих пор не рассмотрены в суде, и неясно, будет ли кто-нибудь из экспертов официально представлять своё мнение по поводу художников, являющихся их специализацией.
Очевидным является то, что, учитывая рекордно высокие финансовые и правовые ставки в этом масштабном скандале, эксперты, в том числе перечисленные выше, более неохотно, чем когда-либо, хотят свободно выражать своё мнение.
Большинство специалистов прекратили всякое общение с прессой, опасаясь быть втянутыми в судебные разбирательства. Но, в данной ситуации, молчание экспертов может служить лишь на руку фальсификаторам, которые, несомненно, и впредь будут пытаться продавать поддельные работы абстракционистов. Джек Флам (Jack Flam), президент Фонда Дедала (Dedalus Foundation), говорит: “Если бы люди имели возможность обмениваться своим мнением свободно, подобные случаи фальсификации раскрывались бы гораздо быстрее, и не было бы таких масштабных скандалов, как этот. Огромные суммы, которые сейчас выплачиваются за произведения современного искусства, делают их подделку ещё более заманчивой, чем когда-либо”. По сведениям, представленным в судебных документах, более $80 млн. были уплачены за ранее неизвестные работы Марка Ротко (Mark Rothko), Джексона Поллока (Jackson Pollock), Ли Краснера (Lee Krasner), Роберта Мотеруэлла (Robert Motherwell), Виллема де Кунинга (Willem de Kooning), Клиффорда Стилла (Clyfford Still), Франца Клайна (Franz Kline) и Барнетта Ньюмана (Barnett Newman).
Обвиняемый в мошенничестве арт-дилер Глафира Росалес (Glafira Rosales) утверждает, что работы принадлежали бизнесменам, живущим в Мексике и Швейцарии. Их появление из ниоткуда объяснялось предысторией, включавшей анонимных коллекционеров, которые покупали работы у самих художников через посредников, а затем хранили их в течение десятилетий.
В прошлом месяце, Росалес признала себя виновной в сговоре с целью продажи поддельных произведений искусства, отмывании денег и налоговых преступлениях. Подделки якобы были сделаны китайским художником, живущим в Квинсе, Нью-Йорк.
Это не первый скандал с обнаружением массовых фальсификаций в мире искусства. По некоторым данным, сотни фальсифицированных работ Вольфганга Белтраччи (Wolfgang Beltracchi) находятся в обращении в Германии. Неизвестно количество поддельных работ русского авангарда, наводнивших арт-рынок в 1990 году после распада Советского Союза. “Громкие скандалы привели к массовой мании недоверия на рыке искусства, но ведь ремесло фальсификации гораздо старше, чем первый экземпляр буйной абстракции”, говорит Максвелл Андерсон (Maxwell Anderson), директор Музея искусств Далласа (Dallas Museum of Art). Случай с галереей Кнодлер подорвал репутацию многих учреждений. Музей Гуггенхайма в Бильбао заимствовал поддельные полотна Барнетта Ньюмана, а Фонд Байелера - поддельные работы Ротко из коллекции Росалес. “Я мог бы легко оказаться замешанным в одной из этих сделок”, говорит один ведущий советников искусства.
“Раньше было возможно просто пригласить специалистов в музей и в доверительной беседе спросить их мнение, теперь такая практика закончилась”, - говорит дилер Фаддей Ропас (Thaddaeus Ropac). В основе этой проблемы лежит страх экспертов говорить то, что они думают, вызванный отсутствием уверенности в том, что их слова будут переданы в дальнейшем в полном объёме и не повлекут за собой судебной ответственности.
Подобная ситуация может обернуться огромной проблемой для арт-рынка, спровоцировав ещё больший поток поддельных работ. Единственным выходом могут стать изменения в правовой системе защиты искусствоведов. Сейчас уже ведётся работа над созданием такого законопроекта в США. Но для грамотного решения проблемы, одного закона не достаточно. Молодые художники уже сейчас должны задумываться о выдаче сертификатов подлинности на свои работы, а покупатели должны более тщательно относиться к проверке подлинности работ.
Анна Сидорова © Gallerix.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий