Царица Хатшепсут, наряду с Клеопатрой и Нефертити, стоит в ряду великих правительниц Древнего Египта. Именно во многом благодаря ей Египет стал мировой державой своего времени. Биография Хатшепсут полна интересных фактов и загадок. К сожалению, в популярных источниках по египетской истории, адресованных широкой аудитории, о ней упоминается достаточно редко.
Самое главное в Египте
Женская статуя Хатшепсут
Прибывающие в современный Египет туристы, которые интересуются его историей, обязательно посещают пирамиды. Но не меньшей популярностью пользуется и экскурсия в Луксор.
Местные гиды любят повторять: «Тот, кто, побывав в Египте, не посетил Луксор, не увидел самого главного». Ведь именно здесь в XXI-XV веках до н. э. раскинулась величественная столица древнеегипетского царства, которую сами египтяне именовали Уасет, а греки – более распространенным на Западе названием Фивы. Пожалуй, нигде в Египте нет такого сосредоточия монументальных культовых сооружений, грандиозных дворцов и памятников времен Среднего царства.
Древняя столица располагалась примерно там же, где и современный Луксор, – по обоим берегам Нила. Великий Нил делил древние Фивы на «город живых» (восточное побережье) и «город мертвых» (западное). На востоке возвышались величественные храмы и дворцы, цвели прекрасные сады, пруды и бассейны давали прохладу в полуденный зной. На западе раскинулся огромный некрополь, окруженный амфитеатром скал. Гигантские статуи фараона Аменхотепа III – «колоссы Мемнона» – возвышаются на границе зеленых полей и безжизненных песков пустыни, охраняя дорогу в «город мертвых» и предостерегая путников от нечистых помыслов.
Здесь же, в «долине мертвецов», у самого подножия скал Дейр-эль-Бахри, расположен заупокойный храм древней царицы Хатшепсут, почитавшейся своими подданными как «дочь бога Амона».
Этот храмовый комплекс, созданный архитектором по имени Сенмут, носил в древности название Джесер Джесеру – «Священнейший из священных» – и строился с седьмого (1482 год до н. э.) по шестнадцатый (1473 до н. э.) год правления царицы. Несмотря на то что по своему стилю сооружение во многом повторяет расположенный недалеко храм Ментухотепа I, его величественные колоннады и общая грандиозность постройки вряд ли могут быть с чем-то сравнимы.
Храмовый комплекс состоит из огромных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми колоннами. Террасы разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма. Дорога к храму настолько длинна, что для туристов здесь курсируют специальные вагонетки. По мнению историков, этот храм был во многом уникален в свое время, так как почти на тысячу лет опередил архитектурные принципы, применявшиеся при возведении знаменитого Парфенона в Афинах.
На пути к царской власти
Изваяния царицы в мужском одеянии и с бородой
Насколько был необычен построенный Хатшепсут храмовый комплекс, настолько же необычна была и сама царица. Эпоха ее правления (по современным данным, 1490-1468 или 1479-1458 годы до н. э.) – наиболее яркая страница истории Среднего царства.
По сравнению с периодами власти других женщин-фараонов, царствование Хатшепсут было гораздо более долгим и процветающим. Завершив освобождение и объединение Египта после нашествия кочевников-гиксосов в начале своего правления, она начала долгий период мирного развития государства, восстановила прерванные во время оккупации торговые связи с другими странами и привлекла огромные богатства в Египет.
Хатшепсут была дочерью фараона Тутмоса I и царицы Яхмес. При жизни своего отца она получила титул верховной жрицы бога Амона, что дало ей впоследствии право называться дочерью Амона. Выйдя замуж за своего брата Тутмоса II (сына Тутмоса I и его второй жены Мутнофрет), честолюбивая Хатшепсут открыла себе дорогу к царской власти.
За несколько лет брака Хатшепсут сумела сосредоточить рычаги власти в своих руках. В немалой степени этому способствовал тот факт, что ей благоволили жрецы и высшие военачальники: приходясь по материнской линии внучкой основателю Нового царства фараону Яхмосу I, Хатшепсут в их глазах была более легитимной правительницей, чем ее супруг.
Надпись на мумии Тутмоса II сообщает, что он умер от некоего кожного заболевания всего через три года после своего воцарения. Была ли смерть фараона естественной или здесь приложили руку сторонники его супруги из жрецов (издавна хранивших коварные секреты изготовления всевозможных ядов) – история умалчивает…
Хатшепсут становится регентшей при маленьком Тутмосе III – сыне ее супруга и одной из его наложниц. Но властолюбивая «дочь богов» вовсе не собиралась ждать совершеннолетия пасынка, чтобы передать ему трон. Через некоторое время Тутмос III был официально отстранен от власти, и процессия жрецов бога Амона в Карнакском храме, несших тяжелую барку со статуей бога, опустилась на колени у ног Хатшепсут, что знаменовало собой передачу ей царского титула.
Царица, ставшая царем
Рельеф из «Красного святилища» в Карнаке, изображающий Хатшепсут рядом с Тутмосом III
Хатшепсут пришлось преодолеть множество препятствий – ведь женщина на троне представляла собой нонсенс для населения Египта того времени. Перед ней всегда неотступно маячила угроза восстания, особенно когда ее пасынок Тутмос III наконец достиг совершеннолетия. Однако умелое использование возможностей пропаганды и острое политическое чутье всегда ее выручали.
Чтобы преодолеть страхи и предубеждения простого народа относительно женского правления, она именовалась не царицей, а царем. Даже большинство скульптур Хатшепсут изображают ее одетой в традиционную одежду правителей-мужчин: в головном уборе хат с уреем (стилизованным изображением богини-кобры Уаджит) и накладной бородкой.
Конечно, за мужчину Хатшепсут выдавать себя не пыталась (бороду она носила только во время официальных церемоний – и то не всегда). Подчеркивание мужского естества носило скорее символический, религиозный характер. В надписях на стенах храмов царица продолжала называть себя прекраснейшей из женщин. Ряд статуй изображает Хатшепсут именно в женском обличье.
С помощью средств монументальной пропаганды она внедряла в сознание подданных идею: именно ее фараон Тутмос I готовил в качестве своей преемницы. В ее храме написаны слова от лица бога Амона: «Я сделаю так, что ты, Хатшепсут, станешь первым из всех живых существ, ты возвысишься наравне с царями Верхнего и Нижнего Египта, так как твой отец Амон весьма любит тебя за верность ему».
Хотя ее правление носило в основном мирный характер, Хатшепсут сумела поддержать свой авторитет правительницы великой державы, организовав военную экспедицию в землю Пунт (на территории современного Сомали). Благодаря этой экспедиции казна Египта существенно пополнила свои запасы слоновой костью, пряностями, золотом, благовониями и другими ценными в то время вещами.
Хатшепсут была одним из самых плодовитых фараонов-строителей Древнего Египта. При ней были созданы сотни прекрасных построек, как в Верхнем, так и в Нижнем Египте: храм в Дейр-эль-Бахри, «Красное святилище» для церемониальной ладьи бога Амона и гигантские обелиски в Карнаке, святилище богини Мут и многое другое.
Храм великой правительницы
Пожалуй, то, что построено во время правления Хатшепсут, было грандиознее, чем у любого из ее предшественников. Позднее правившие фараоны пытались утверждать, что некоторые из ее проектов в действительности принадлежат им, а это являлось, по сути, наивысшей оценкой.
В целом Хатшепсут совершила такие деяния, которыми не могла похвастаться ни одна женщина-правитель – ни до, ни после нее. Даже если и были те, кому царствование Хатшепсут пришлось не по вкусу (хотя бы отстраненному на время от власти Тутмосу III), ее величие простирается сквозь века.
Строительство сказочного храма в Дейр-эль-Бахри стало апофеозом правления Хатшепсут. В наши дни с верхней его террасы открывается впечатляющая панорама пустыни и предместий Луксора. Туда же, вдаль, устремлены и взоры каменных изваяний Хатшепсут. И складывается ощущение, что с уст царицы, застывших в полуулыбке, вот-вот сорвутся слова древнего текста: «Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая: что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные… Не говори, что это похвальба, но скажи: “Как похоже это на нее, ее величество Хатшепсут, как достойно отца ее, бога Амона!”»
Самое главное в Египте
Женская статуя Хатшепсут
Местные гиды любят повторять: «Тот, кто, побывав в Египте, не посетил Луксор, не увидел самого главного». Ведь именно здесь в XXI-XV веках до н. э. раскинулась величественная столица древнеегипетского царства, которую сами египтяне именовали Уасет, а греки – более распространенным на Западе названием Фивы. Пожалуй, нигде в Египте нет такого сосредоточия монументальных культовых сооружений, грандиозных дворцов и памятников времен Среднего царства.
Древняя столица располагалась примерно там же, где и современный Луксор, – по обоим берегам Нила. Великий Нил делил древние Фивы на «город живых» (восточное побережье) и «город мертвых» (западное). На востоке возвышались величественные храмы и дворцы, цвели прекрасные сады, пруды и бассейны давали прохладу в полуденный зной. На западе раскинулся огромный некрополь, окруженный амфитеатром скал. Гигантские статуи фараона Аменхотепа III – «колоссы Мемнона» – возвышаются на границе зеленых полей и безжизненных песков пустыни, охраняя дорогу в «город мертвых» и предостерегая путников от нечистых помыслов.
Здесь же, в «долине мертвецов», у самого подножия скал Дейр-эль-Бахри, расположен заупокойный храм древней царицы Хатшепсут, почитавшейся своими подданными как «дочь бога Амона».
Этот храмовый комплекс, созданный архитектором по имени Сенмут, носил в древности название Джесер Джесеру – «Священнейший из священных» – и строился с седьмого (1482 год до н. э.) по шестнадцатый (1473 до н. э.) год правления царицы. Несмотря на то что по своему стилю сооружение во многом повторяет расположенный недалеко храм Ментухотепа I, его величественные колоннады и общая грандиозность постройки вряд ли могут быть с чем-то сравнимы.
Храмовый комплекс состоит из огромных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми колоннами. Террасы разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма. Дорога к храму настолько длинна, что для туристов здесь курсируют специальные вагонетки. По мнению историков, этот храм был во многом уникален в свое время, так как почти на тысячу лет опередил архитектурные принципы, применявшиеся при возведении знаменитого Парфенона в Афинах.
На пути к царской власти
Изваяния царицы в мужском одеянии и с бородой
По сравнению с периодами власти других женщин-фараонов, царствование Хатшепсут было гораздо более долгим и процветающим. Завершив освобождение и объединение Египта после нашествия кочевников-гиксосов в начале своего правления, она начала долгий период мирного развития государства, восстановила прерванные во время оккупации торговые связи с другими странами и привлекла огромные богатства в Египет.
Хатшепсут была дочерью фараона Тутмоса I и царицы Яхмес. При жизни своего отца она получила титул верховной жрицы бога Амона, что дало ей впоследствии право называться дочерью Амона. Выйдя замуж за своего брата Тутмоса II (сына Тутмоса I и его второй жены Мутнофрет), честолюбивая Хатшепсут открыла себе дорогу к царской власти.
За несколько лет брака Хатшепсут сумела сосредоточить рычаги власти в своих руках. В немалой степени этому способствовал тот факт, что ей благоволили жрецы и высшие военачальники: приходясь по материнской линии внучкой основателю Нового царства фараону Яхмосу I, Хатшепсут в их глазах была более легитимной правительницей, чем ее супруг.
Надпись на мумии Тутмоса II сообщает, что он умер от некоего кожного заболевания всего через три года после своего воцарения. Была ли смерть фараона естественной или здесь приложили руку сторонники его супруги из жрецов (издавна хранивших коварные секреты изготовления всевозможных ядов) – история умалчивает…
Хатшепсут становится регентшей при маленьком Тутмосе III – сыне ее супруга и одной из его наложниц. Но властолюбивая «дочь богов» вовсе не собиралась ждать совершеннолетия пасынка, чтобы передать ему трон. Через некоторое время Тутмос III был официально отстранен от власти, и процессия жрецов бога Амона в Карнакском храме, несших тяжелую барку со статуей бога, опустилась на колени у ног Хатшепсут, что знаменовало собой передачу ей царского титула.
Царица, ставшая царем
Рельеф из «Красного святилища» в Карнаке, изображающий Хатшепсут рядом с Тутмосом III
Чтобы преодолеть страхи и предубеждения простого народа относительно женского правления, она именовалась не царицей, а царем. Даже большинство скульптур Хатшепсут изображают ее одетой в традиционную одежду правителей-мужчин: в головном уборе хат с уреем (стилизованным изображением богини-кобры Уаджит) и накладной бородкой.
Конечно, за мужчину Хатшепсут выдавать себя не пыталась (бороду она носила только во время официальных церемоний – и то не всегда). Подчеркивание мужского естества носило скорее символический, религиозный характер. В надписях на стенах храмов царица продолжала называть себя прекраснейшей из женщин. Ряд статуй изображает Хатшепсут именно в женском обличье.
С помощью средств монументальной пропаганды она внедряла в сознание подданных идею: именно ее фараон Тутмос I готовил в качестве своей преемницы. В ее храме написаны слова от лица бога Амона: «Я сделаю так, что ты, Хатшепсут, станешь первым из всех живых существ, ты возвысишься наравне с царями Верхнего и Нижнего Египта, так как твой отец Амон весьма любит тебя за верность ему».
Хотя ее правление носило в основном мирный характер, Хатшепсут сумела поддержать свой авторитет правительницы великой державы, организовав военную экспедицию в землю Пунт (на территории современного Сомали). Благодаря этой экспедиции казна Египта существенно пополнила свои запасы слоновой костью, пряностями, золотом, благовониями и другими ценными в то время вещами.
Хатшепсут была одним из самых плодовитых фараонов-строителей Древнего Египта. При ней были созданы сотни прекрасных построек, как в Верхнем, так и в Нижнем Египте: храм в Дейр-эль-Бахри, «Красное святилище» для церемониальной ладьи бога Амона и гигантские обелиски в Карнаке, святилище богини Мут и многое другое.
Храм великой правительницы
В целом Хатшепсут совершила такие деяния, которыми не могла похвастаться ни одна женщина-правитель – ни до, ни после нее. Даже если и были те, кому царствование Хатшепсут пришлось не по вкусу (хотя бы отстраненному на время от власти Тутмосу III), ее величие простирается сквозь века.
Строительство сказочного храма в Дейр-эль-Бахри стало апофеозом правления Хатшепсут. В наши дни с верхней его террасы открывается впечатляющая панорама пустыни и предместий Луксора. Туда же, вдаль, устремлены и взоры каменных изваяний Хатшепсут. И складывается ощущение, что с уст царицы, застывших в полуулыбке, вот-вот сорвутся слова древнего текста: «Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая: что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные… Не говори, что это похвальба, но скажи: “Как похоже это на нее, ее величество Хатшепсут, как достойно отца ее, бога Амона!”»
Комментариев нет:
Отправить комментарий