Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Альбера Камю

7.11.2013
Его биография, как и творчество, полны противоречий и подтекстов. Родившись в Алжире, в семье неграмотной уборщицы, он рано лишился отца и провeл детство в беспросветной бедности. Но бытовые трудности оказались хорошим стартом для будущего философа и «властителя дум мировой интеллигенции» – Альбера Камю. Сегодня – 100 лет со дня рождения выдающегося французского писателя, который ещё при жизни получил нарицательное имя – «Совесть Запада». Рассказывают «Новости культуры».

Экзистенциалист и футболист. Альбер Камю так много писал о смерти и так сильно любил радости жизни. Выдающийся эрудит, неутомимый танцор, ценитель женской красоты. Елена Гальцова – специалист по Камю – считает, сама его биография во многом стала мифом. Во Франции к юбилею писателя о его жизни вышел комикс. Формат, персонажи которого, как правило, супергерои – такие близкие и одновременно запредельные. Вот и Камю для французов – особая фигура.

«Камю мне кажется, все же, философ абсурда, философ смерти, – говорит Елена Гальцова. – И одновременно философ надежды. Камю приходит к мифу о Сизифе. И мы понимаем, что это модель человеческого существования. Камю обращает внимание на тот момент, когда Сизиф уже поднял камень и стоит на горе и он смотрит на то, как камень падает обратно вниз. В этот момент Сизиф счастлив, Сизиф улыбается – почему он улыбается. Он тем самым показывает свое сопротивление».
Профессиональный философ, вынужденный работать журналистом. Нобелевский лауреат. Писал рубленым «телеграфным стилем» – простые фразы и беспредельный подтекст. «Камю на Руси жить хорошо» – пословица советских интеллигентов подчеркивает – на русском его много издавали и читали. Журнал «Иностранная Литература» готовит к публикации записи Камю, сделанные в поездке по Америке. Главный редактор Александр Ливергант уверяет – даже знатоков ждут открытия.
«Наверное, каждый прочтет эти путевые заметки по-разному, – считает Александр Ливергант. – Мне показалось, что это совершенно другой Камю, не тот к которому мы привыкли. Гораздо более эмоциональный. Гораздо более отзывчивый на то, что происходит. Он вообще очень откровенный, интересный путешественник. Его все занимает, все увлекает, все возбуждает».

«Там я нашла мало экзистенциализма, – отмечает переводчик Мария Аннинская. – Что меня поразило – это скорее свежесть восприятия. У него нет приблизительности языка. В нем нет никакой импрессионистической размытости. Он работает очень четко. Он сразу находит нужный эпитет, не нанизывает. Как резцом работает – сразу попадает в десятку».

Камю создал новый тип персонажа. У поступков которого нет внятных мотивов, даже убийство совершает без рациональных причин. Все, что может сказать о своих взглядах – мне все равно. Новый Христос? Антихрист? «Посторонний» – входит во все списки главных произведений ХХ века. Его переиздают, ставят. Театральный режиссер Екатерина Половцева своего «Постороннего» делала про героя нашего времени.

«Это ситуация человека, который находится в огромном потоке информации, которого постоянно атакуют различные модели поведения, когда все можно, абсолютно все, – говорит Екатерина Половцева. – Вот ты хочешь – иди туда, иди сюда, он уже не понимает, кто он на самом деле. Он уже не чувствует куда он хочет. И он отказывается от этого всего. Говорит – мне вообще этого ничего не надо».

Сам Камю в своих текстах – ничего не объясняет. Сознательно оставляет свободу для толкований. Это пространство умолчаний – читатели снова и снова заполняют вопросами сегодняшнего дня. Альбер Камю нашел способ, чтобы каждое поколение – открывало его заново.

Комментариев нет:

Отправить комментарий