Айседорa Дункан о любви, детях и искусстве


Ужасающая трагедия случилась 14 сентября 1927 года в Ницце, — погибла американская танцовщица Айседора Дункан, одна из основоположниц пластической школы «танца модерн». «Я иду к любви», — сказала она, садясь в машину. Роскошный красный шарф, которым Айседора окутала плечи, позволив концам его изящно развеваться, сыграл роковую роль в ее судьбе, — игривый ветерок обвил его вокруг оси автомобиля. Машина тронулась и тут же резко остановилась. Голова величайшей фигуры искусства эпохи упала на плечо…



Малышку Дору (настоящее имя Айседоры Дора Энджела Дункан) отдали в школу в 5 лет, — матери ее некогда было заниматься детьми. Ей приходилось тяжело работать, — отец четырех очаровательных малышей бросил семью, обанкротившись. Не выдержав лишений, женщина вскорости отошла в лучший из миров. Айседора к этому времени благополучно решила, что школа ей в жизни не пригодится, и полностью сконцентрировалась на занятиях танцами. В движениях она выражала всю себя, — божественная пластика ее и нежелание следовать общепринятым тогда канонам позволяли общаться со зрителем на языке души напрямую, минуя мозг. Это вступало в противоречие с балетной школой того времени, но именно это позволило имени Дункан прогреметь на весь мир. В 18 лет она уехала из Сан-Франциско в Чикаго, где вначале выступала на светских вечеринках и в клубах. Ее танец босиком считался некоей экзотической диковинкой…



О дальнейшей жизни Айседоры Дункан, столь же яркой, сколь и несчастной (двое детей ее утонули, даже предупреждающий сон, который приснился танцовщице накануне, не помог предотвратить трагедию, а еще артистка никак не могла встретить свою настоящую любовь, несмотря на миллионы почитателей, каждый из которых был бы рад подарить ей счастье), знают все. Легенды ходят о ее отношениях с поклонниками, много писали и о скандальном браке гениальной танцовщицы с С. Есениным.



Еще при жизни Айседора несколько раз начинала писать свои воспоминания, кое-что даже надиктовывала, когда выдавалась свободная минутка, но издать ее записи получилось только через много лет после ее смерти. Сегодня, в день памяти основоположницы свободного танца, мы подобрали для вас самые знаменитые цитаты Айседоры. Посмотрим?

Айседора Дункан о любви


1. Я никогда не изменяла своим привязанностям и никогда не покинула бы ни одного из своих любовников, если бы они сохраняли мне верность. Как я их любила когда-то, так люблю их теперь и буду любить вечно. В том, что я порвала со многими, можно винить только легкомыслие мужчин и жестокость судьбы;

2. Особенно возмущает меня вывод многих женщин, которые считают, что после сорокалетнего возраста любовь несовместима с достоинством человека. Ах, какая это ошибка!

3 Я дошла до того безумного состояния, когда не могла уже жить ни с ним, ни без него;

4. Должны расстаться, если не хотим кончить безумием, так как наша любовь с ее психозом доведет нас до смерти или до дома умалишенных;




5. Любовь – это взгляд души, когда ей дана возможность смотреть на бессмертную красоту;

6. Любовь и искусство никогда не уживаются и всегда воюют;

7. Я нахожу, что высшая любовь является чисто духовным горением и не зависит от пола;

8. Только гений может стать достойным моего тела.

Айседора об искусстве


9. Искусство придает форму и гармонию тому, что в жизни является хаосом и раздором;

10. Благородное искусство идет из глубин человеческого духа и не нуждается во внешних покровах;

11. С самого начала жизни я танцевала. Ребенком я выражала в танце порывистую радость роста; подростком – радость, переходящую в страх при первом ощущении подводных течений, страх безжалостной жестокости и уничтожающего поступательного хода жизни.



Айседора о правде


12. Как можем мы написать правду о самом себе? Да и знаем ли мы ее? Существует множество представлений о нас: наше собственное, мнение наших друзей, любовника и, наконец, врагов. У меня есть основательные причины это знать: вместе с кофе мне подавали по утрам газетные рецензии, из которых я узнавала, что я красива, как богиня, и гениальна; еще не перестав радостно улыбаться, я брала другой лист и узнавала, что я бесталанна, плохо сложена и настоящая ехидна;

13. Человек, неважно женщина или же мужчина, который напишет правду о своей жизни, сможет создать величайшее произведение;

14. Ещё ни одна женщина не сказала всей правды о своей жизни.



Айседора о детях и о материнстве (первые две цитаты достаточно противоречивы, но… из песни слов не выкинешь, что именно оставить на совести издателей, решать вам)


15. Когда мы были слишком голодны и печальны, мать играла нам Шуберта или Бетховена, а мы танцевали под эти звуки. Это было нашим утешением от голода. Так началось мое искусство;

16. Характер ребенка определяется уже в утробе матери. Перед моим рождением моя мать, находясь в очень трагическом положении, испытывала сильнейшие душевные потрясения. Она не могла питаться ничем, кроме замороженных устриц и ледяного шампанского. На вопрос о том, когда я начала танцевать, я отвечаю: «Во чреве матери, вероятно, под влиянием пищи Афродиты – устриц и шампанского»;

17. Интересно было бы знать, многие ли родители отдают себе отчет в том, что так называемым образованием, которое они дают детям, они только толкают их в повседневность и лишают всякой возможности создать что-либо прекрасное или оригинальное. Но, вероятно, так оно и должно быть, иначе кто бы давал нам те тысячи служащих для банков, магазинов и т. д., которые как будто необходимы для цивилизованной и организованной жизни;

18. Я никогда не слышала постоянного «нельзя», которое, как мне кажется, делает жизнь детей сплошным несчастьем;




19. Испанской инквизиции далеко до этих мучений, и женщина, родившая ребенка, может ее не бояться. По сравнению с родовыми болями инквизиция была, вероятно, лишь невинной забавой;

20. О, жестокие часы ночного ожидания и беспомощности, когда лежать на левом боку нельзя, потому что замирает сердце, на правом лежать неудобно, и кое-как лежишь на спине, страдая от движений ребенка и пытаясь его успокоить руками, прижатыми к животу! Жестокие часы сладостного ожидания, бесчисленные ночи все проходили таким образом. Какой ценой платим мы за славу материнства!

21. Самое лучшее наследство, которое можно оставить ребенку, это – способность на собственных ногах прокладывать себе путь… Богатым детям я не завидовала, наоборот, жалела их. Я была поражена мелочностью и бессмысленностью их жизни, и мне казалось, что по сравнению с этими детьми миллионеров, я в тысячу раз богаче всем, ради чего стоит жить;

22. Только два раза — при рождении и смерти ребенка — мать слышит свой собственный крик как бы со стороны;

23. В Москве я буду в состоянии создать великую школу искусства, которая будет посвящена не только пляске, но и поэзии, выразительности и пластическим искусствам. Из всех правительств мира только Советы заинтересованы в воспитании детей.

Философия Айседоры Дункан


24. Жизнь – маятник: чем глубже страдание, тем сильнее счастье; безумная печаль сменяется еще более безумным порывом радости;

25. Не все преступают десять заповедей, но способны на это безусловно все;

26. Богатому найти счастье так же трудно, как Сизифу втащить камень из ада на гору;




27. Общество миллионера, безусловно, сильно облегчает путешествия;

28. Простота присуща истинно великим;

29. Если бы яд продавался в аптеках так же свободно, как противоядие, интеллигенция всего мира в один прекрасный день исчезла бы с лица земли;

30. Я рада, что была молода в то время, когда люди ещё не были такими скептиками и ненавистниками жизни и удовольствия;

31. Чем утонченнее нервы, чем чувствительнее мозг, тем сильнее страдание — такова жуткая месть природы;

32. Брак является бессмысленным и рабским установлением, неизбежно ведущим к разводам и возмутительно грубым судебным разбирательствам, в особенности у артистов;

33. У того, кто поражен истинным горем, не бывает ни фраз, ни жестов;




34. Внутри нас скрывается нарушитель законов, готовый проявиться при первом удобном случае. Добродетельные люди только те, кто не имел достаточно соблазнов, потому что живут растительной жизнью, или те, кто до такой степени устремляют свои помыслы в одном направлении, что не имеют времени взглянуть вокруг себя;

35. Прошлое, настоящее и будущее похоже на длинную дорогу. Она продолжается за каждым поворотом, но мы ее не видим и принимаем за будущее, которое уже подстерегает нас;

36. Богатства и роскошь не дают счастья. Богатым много труднее, чем бедным, выполнить что-либо в жизни серьезное, так как в гавани всегда стоит яхта, приглашающая уплыть в лазурные моря;

37. Я думаю, что в это мире есть такое горе, которое убивает, несмотря на то, что человек выглядит вполне живым. Тело все еще способно влачиться по земному пути, но дух обессилен и подавлен навсегда;

38. Люди никогда не перестанут читать литературные произведения, ибо именно в них мы ищем формулу, способную придать смысл нашему существованию;

39. Физический голод — ничто. Я боюсь духовного голода, который теперь царит во всем мире.


http://www.liveinternet.ru/users/4685913/post300676929/

Комментариев нет:

Отправить комментарий