- Григорий Палама – представитель того направления в православии, которое называется исихазмом. Это направление в поздней Византии получило название церковно-монастырского в противовес гуманистическому, тяготеющему к секуляризации культуры и возрождению интереса к язычеству и античности.
Время,
когда они мирно сосуществовали, прошло и к концу существования
Византийской империи они вступили в прямое противостояние и борьбу.
Об
этом написано много книг и я могу только к ним отослать, не
останавливаясь подробно на этом аспекте. А остановлюсь я на том, как
богословие и философия исихазма воплощалась в образах самого Григория
Паламы.
Иконографии
святителя, я бы сказала не повезло, в отличие от идей исихазма,
которыми пронизана вся русская школа иконописи XV-XVI века, ставшая
преемницей эстетики Византии позднего периода и православного богословия
с его устремленностью к Божественному и Нетварному Фаворскому свету.
Но
есть несколько образов Григория Паламы, которые словно сотканы из
Божественного света, о котором говорил мистик. Образы разные, но они
показывают все многообразие поздневизантийского искусства, основанного
на идеях исихазма и мистического богословия.
Один
из них относится к третьей четверти XIV века, периоду победы паламизма в
Византии. Сегодня он находится в Московском Музее изобразительных
искусств им. А.С.Пушкина. Этот образ создан вскоре после смерти Паламы и
спустя три года после его канонизации, произошедшей в небывало короткий
срок, всего через девять лет после смерти святого.
Второй
образ, который, кажется, более точно передает внутренний смысл учения и
духовной практики Григория Паламы – Афонская фреска XVI века. Думается,
что это не случайно, потому что создана она монашествующими, постигшими
опытным путем то, что так точно удалось выразить святителю на
философском языке того времени и с успехом отстоять перед
представителями латинян, угрожавших поглощением православия идеями
католицизма.
Наконец,
третий образ создан Феофаном Греком, приехавшим в святую Русь вместе с
митрополитом Киприаном, поставленным на русскую кафедру
Константинопольским патриархом Филофеем. Их миссией было –
распространение исихастских идей Григория Паламы и подготовки почвы для
литургической реформы в России.
Есть
и другие изображения, созданные в Греции и России, но они, на мой
взгляд, проигрывают древнейшим образам византийского мистика. Когда
смотришь на указанные образы Григория Паламы, то первое, что бросается в
глаза - каждый образ имеет свое цветовое решение, раскрывающее разные
аспекты восприятия иконописцами не только образа святого, но и смысла
центрального понятия исихазма - Света.
Первый образ решен
в золотисто-коричневых тонах и обладает чертами реального портрета.
Золотистый цвет в православной иконе является олицетворением Вечности.
Особенно любили этот цвет в русской иконописной школе.
Образ,
о котором идет речь, отражает ту сторону исихастского богословия, в
которой святитель говорит о единстве человека в его трех составных
частях: тела, души и духа. И это не столько богословский, сколько
эстетический аспект в учении Паламы, который преобладал в его учении.
Палама
утверждал, что Нетварный Свет можно увидеть, как видели его на горе
Фавор ученики Иисуса в момент Преображения, и человеку нет никаких
препятствий для того, чтобы видеть этот свет. Необходим только особый
образ жизни. Божественный свет может усиливаться или уменьшаться в
зависимости от подготовленности воспринимающего.
Этот
аспект исихазма дал широкий простор для художественного воплощения, что
и проявилось в искусстве иконописи позднего периода Византии. В
рассматриваемом образе свт. Григория Паламы (см. ниже) присутствует
предельная реалистичность, объемность, античная статуарность, видна
физическая красота и конкретность.
Красота
возникает как следствие одухотворенности и духовных достоинств
человека. Образ Григория Паламы узнаваем по длинной бороде, шапочке на
голове и священническому облачению с Евангелием в левой руке и с
благословляющим жестом правой.
В
этом образе есть земное очарование святителя, в нем отсутствует
аскетичность и условность изображения. Особенно выразителен лик святого,
наполненный Божественными лучами Нетварного света. От глаз исходят
многочисленные лучи, покрывая лицо сеточкой света.
Веерообразная
штриховка у глаз не искажает лика, а делает его просветленным.
Телесность, преображенная Нетварным светом, торжествует. Здесь нет
экспрессии и эмоциональности, есть только покой и умиротворенность,
которые достигнуты духовной работой.
Второй образ решен
в синем цвете во всех его оттенках – от фиолетового и темно-синего до
голубого, отражающего сияние небес. Синий цвет – олицетворение
мистической тайны, нематериального происхождения Божественного света,
сияющего из глубины Небес и поглощающего все остальные цвета. В этом
образе синий цвет заполняет собой все пространство, оставляя место
только ярко-золотистому нимбу святителя.
Григорий
Палама закутан в сине-голубой световой кокон, становящийся главным
действующим лицом образа. Складки гиматия святителя обильны и угловаты,
создается впечатление, что они раздуваются светом изнутри и струятся
вокруг фигуры, словно Сам Дух Святой закручивает святого в Своем вихре,
подхватывая и вознося в Небесные дали.
Крупные
заломы одежды делают фигуру подвижной, экспрессивной, динамичной, а
мистический синий цвет создает образ нереального, таинственного и
неземного. Это подчеркивается и фоном, на котором изображен святой,
особенно в верхней части фрески с белыми пробелами, похожими на перистые
облака.
Вся фигура уподобляется столпу синего пламени, в котором сжигается и трансформируется плоть. Перед нами видимый образ обожения человека в процессе творения Иисусовой молитвы, в которой плоть переплавляется и становится иной.
Лик
и глаза святого, все черты лица резкие, аскетичные, что еще больше
подчеркивается длинной бородой и беспорядочно зачесанными волосами,
торчащими в разные стороны. Глаза сосредоточены на чем-то невидимом,
потустороннем и смотрят не на молящегося, а куда-то в сторону и
внутрь. Глядя на этот образ, вспоминаешь стихотворение Бараташвили,
которое перевел Борис Пастернак.
Цвет небесный, синий цвет
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.И теперь, когда достиг
Я вершины дней своих,
В жертву остальным цветам
Голубого не отдам.Он прекрасен без прикрас.
Это цвет любимых глаз.
Это взгляд бездонный твой,
Напоённый синевой.Это цвет моей мечты.
Это краска высоты.
В этот голубой раствор
Погружён земной простор.Это легкий переход
В неизвестность от забот
И от плачущих родных
На похоронах моих.Это синий негустой
Иней над моей плитой.
Это сизый зимний дым
Мглы над именем моим.
В
оригинале стихотворение является молитвой, где поэт свою земную
бренность приносит в жертву Вечному, олицетворением которого является
синий цвет, и выражает надежду, что его дух после освобождения от
земного, растворится в Божественной синеве Творца.
Третий
образ решен в ало-красно-белых фантасмагорических цветах, чаще всего
ассоциирующихся с огнем, поедающим грехи человеческие, огнем Духа
Святого, в котором является Спаситель в мире и человеке.
Этот
образ полон покоя, динамики почти нет, ладони святителя открыты для
принятия Божественной благодати. Здесь нет элементов канонического
изображения святителя в священническом облачении и с Евангелием в руках.
Это монах, достигший просветления через молитвенный подвиг и
созерцание.
Здесь
он предстоит перед Богом в полном одиночестве, несущим ответственность
за себя и свое бытие, которое открыто ему внутри себя. В этом образе
много аскетического, как в выражении лица и глазах, так и во всем облике
святого. Никаких излишеств, все предельно упрощено, но в то же время
зримо и чувственно виден Божественный свет, проступающий в пробелах
одежды, рук и лика.
Этот
образ настоящий гимн Свету, его претворяющей силе, делающей святого
прозрачным, постепенно исчезающим и в идеале невидимым. Его тело по мере
преображения и обожения исключается из
естественного порядка вещей. Здесь свет – сила, реально действующая
изнутри и постепенно становящаяся одеждой святого.
Три
образа Григория Паламы - три разных воплощения его учения и каждый
может выбрать для себя то, что ближе ему по духу и пониманию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий