Выставка портретов Папы Юлия II в Музее Штеделя во Франкфурте

14/11/2013
ФРАНКФУРТ. С 8 ноября 2013 года по 2 февраля 2014 года, в Музее Штеделя (Städel Museum) будет представлена выставка «Рафаэль и Портрет Юлия II. Выставка Изобразительного Искусства Кабинетного Типа. Эволюция и Атрибуция Портрета в музей Штеделя» (Raphael and the Portrait of Julius II. A Cabinet Exhibition on the Pictorial Type, Evolution and Attribution of the Portrait in the Städel Museum), состоящая из нескольких вариантов портрета Папы Римского Юлия II (Pope Julius II), один из которых был приобретен музеем три года назад.
Экспозиция выставки включает несколько живописных портретов Папы, в том числе, две работы Рафаэля и Тициана из галерей Уффици (Uffizi) и Палаццо Питти (Palazzo Pitti) во Флоренции. Выставка также включает техническую документацию и отчеты исследований, проводившихся над полотном, принадлежим Музею Штеделя, в том числе рентгеновские и инфракрасные снимки картины. Целью организации выставки было не только рассказать зрителю о приобретенной музеем картине и её истории, но и наглядно показать её тесную связь с другими версиями портрета Юлия II.
Напомним, что франкфуртский музей приобрёл картину в 2010 году у немецкого коллекционера, проживающего в Швейцарии. Причем, на момент приобретения полотна, оно считалось поздней копией портрета Рафаэля. Сумма сделки не разглашалась, но когда годом ранее картина выставлялась на аукцион, в качестве нижнего порога её стоимости значилась сумма всего в 8 тысяч евро. Экспертизы, проведенные специалистами Штеделя доказали, что картина является подлинным произведением Рафаэля, в создании которого участвовали также его ученики. Причем, именно этот вариант работы, вероятнее всего является самым ранним.
Выставка сопровождается каталогом, выпущенным под редакцией профессора Йохана Сандера (Jochen Sander), ответственного куратора Музея Штеделя, немецким издательским домом «Michael Imhof Verlag». Каталог содержит подробную историю, хронологию и описание портрета Папы Юлия II, находящегося в собственности Музея Штеделя, а также включает мнения самых маститых профессоров и искусствоведов, изучавших картину после установления её подлинности.
В период с июня 1511 года по март 1512 года, Рафаэль Санти (Raffaello Santi, Urbino, 1483-1520 Рим) создал портрет Джулиано делла Ровере (Giuliano della Rovere, 1443-1513), который в 1503 году стал Папой Юлием II, запечатлев этого выдающегося деятеля эпохи Ренессанса. Но он создал не просто портрет – полотно Рафаэля стало образцом и «классическим стандартом» изображения всех последующих глав Ватикана, действующим до сих пор. Юлий II предстает перед нами не в парадном одеянии для литургии, а в «интимной» атмосфере индивидуальной аудиенции, для которой он занял своё место в кресле.
Сам Рафаэль чрезвычайно гордился выполненной работой, а его современники были настолько потрясены шедевром, настолько живо и точно изображавшим Папу (который, кстати, не был «тихим задумчивым старцем», как на полотне), что при виде его трепетали не меньше, чем в присутствии самого Юлия II. Не удивительно, что картина породила создание множества копий, несколько из них были выполнены в мастерских самого Рафаэля, при его активном участии (как, например, работа из галереи Уффици, также представленная на выставке). Собственную копию этого же портрета создал ещё один величайший художник Возрождения – Тициан, его работа также представлена на выставке. В своем полотне Тициан немного отодвинул Юлия и написал его, как бы с более низкой точки зрения. Первоначально, искусствоведы считали, что это было вызвано желанием подчеркнуть своё авторство, но позже, специалисты пришли к выводу, что Тициан таким образом «незаметно» подчеркнул удаленность Папы от народа, его собственное величие и властность.
К сожалению, на выставку не попала работа «Портрет Папы Юлия II», также созданная в мастерской Рафаэля, из Национальной галереи Лондона (National Gallery in London), находящаяся в данный момент на реставрации.
Представленные на выставке инфракрасные снимки картины, произведенные в лаборатории Штеделя, позволяют увидеть изменения, вносимые автором в процессе создания полотна. Прежде всего, они касаются области лица, расположения Юлия II в кресле и рук главы Ватикана.
“Эти изменения, а также специфика живописного исполнения, которая в некоторых отношениях непосредственно отсылает нас к Сикстинской Мадонне (Мадонна-ди-Фолиньо), убедительно показывают, что в процессе развития изобразительной идеи самого Рафаэля, именно этот вариант полотна сыграл очень важную роль, даже не смотря на то, что, предположительно, его ученики принимали участие в его написании”, - объяснил Йохен Сандер.
Вероятнее всего, в инфракрасном спектре мы видим первоначальный вариант композиции картины, отвергнутый Рафаэлем уже на стадии создания работы. Именно это доказывает тот факт, что версия картины, хранящаяся в Штеделе, является самой ранней, и именно с нее написаны все последующие копии полотна.
Анна Сидорова © Gallerix.ru
http://gallerix.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий