Эдвард Мунк. Поэма о Жизни и Смерти.

Эдвард МункЕсть люди, которые выпадают из контекста времени, не столько опережая его, сколько становясь вообще вне времени, попадая сразу в вечность. Они соединяются в отдельные сообщества и гроздья, тянутся друг к другу, понимая с полувзгляда и полжеста.
Мои любимые Ван Гог, Мунк, Гамсун, Достоевский, Кафка, Кьеркегор, Буковски… Через время и расстояния они узнают себя друг в друге, питаясь друг от друга и продолжая друг друга.
Эдвард Мунк - один из них. Эдвард родился в 1863 году, 12 декабря.
Мунк сумел, как немногие художники, разве что только Ван Гог, выразить чувства, знакомые каждому человеку, но которые люди либо стесняются, либо опасаются показывать и выражать, либо считают неприличным проявлять их, боясь сойти за сумасшедшего.
Запад, чопорно-пуританский запад, особенно. И первая же значительная картина Мунка «Больная девочка», с которой начался художник, вызвала шквал критики: в депрессивности, упадничестве и декадентстве, потому что выражала запретное: боль, страдание, муку и отчаяние человека.
Мунк. Больная девочка
Больная девочка
Уже в 29 лет появилась его самая знаменитая картина – «Крик», купленная в 2012 г. почти за 120 млн долларов чуть ли не  Абрамовичем.
Мунк_Крик
Крик
Мунк состоялся уже к тридцати годам. Но еще полвека он творил и создавал  один за другим шедевры: "Ревность", "Тревога", "Меланхолия", "Отчаяние", "Голгофа", "Мадонна", "Вампир", "Солнце", "Лунный свет", "Танец жизни" и т.д.. Насколько же сильна была боль, чтобы так творить!!!
Мунк_Одиночество
Одиночество
Чувства печали, смерти и одиночества сопровождали художника всю жизнь, он желал только одного: освободиться от мучившего  его  ужаса и кошмара, депрессии и одиночества. Он писал, чтобы не сойти с ума окончательно... Найденная манера письма вкупе с собственным опытом переживания этих чувств, стали основными, дав начало новому направлению в искусстве - экспрессионизму. Он ни с кем не боролся, ни на кого не хотел походить, он только избавлялся от собственного ада…
Мунк_Отчаяние
Отчаяние
Мальчик рос физически очень слабым, болезненным и, как часто бывает, очень чутким и чувствительным. Родители были людьми очень разными: отец – военный врач, очень жесткий и набожный, страдавший психическим расстройством, мать на двадцать лет младше мужа, очень болезненная, окончательно надорвавшаяся в бесконечной беременности и ежегодном рождении ребенка (аборты по религиозным мотивам запрещались). Родители прожили вместе шесть лет, после которых в семье осталось пятеро детей.
Смерть матери, когда мальчику было всего пять лет, не была в семье последней. Болезнь матери передалась старшей дочери, которая тоже умерла от туберкулеза, умерла совсем юной - в пятнадцать лет. Агония сестры проходила на глазах мальчика. Болезненность передалась и ему.
Смерть в комнате больной
Смерть в комнате больной
Но еще страшнее был нрав отца: очень набожный и религиозный, он старался воспитывать детей в строгих пуританских обычаях, травмируя и насилуя детскую психику. Он постоянно попрекал детей, при их малейшей провинности, грехами, на которые, как он пугал, мать смотрит, молча порицая.
Он внушал детям страх, сделав его постоянным спутником детства, а потом  юности и зрелости. Это может понять только тот, кто прошел через ужасы этого страха, внушенного «благочестивыми» родителями.
Не зря Эдвард, как только стал самостоятельным, навсегда отказался от религии, воспринимая ее только как рабство. Отец был очень не сдержан, гневлив, находясь во время вспышек на грани психического безумия. В такой атмосфере и от дурной наследственности сошла с ума  сестра Эдварда.
Смерть и ужас навсегда вошли в душу ребенка, а с годами Мунк сам стал страдать психическими расстройствами, маниакально-депрессивным психозом, потерей памяти, усугублявшимися алкоголизмом и наркотиками. В такой тяжелой атмосфере смерти, болезни, тоски, одиночества и безумия формировался мальчик.
Это предопределило не только жизнь, но и все творчество Мунка, сумевшего, однако, преодолеть путь героев своих картин: сумасшествие, алкоголизм, наркотики, одиночество, страх, ревность и суицид. Но кто знает, не будь этого безумия, состоялся ли гений Мунка?
Мунк_Лунный свет
Лунный свет
Счастье… Мы часто рассуждаем о счастье. Но вот вопрос: счастье или несчастье рождает такие великие полотна, как «Крик» или «Подсолнухи»? Выразить свой талант – это счастье или несчастье? Но это так, к слову.
Мунк хотел говорить о самом главном в человеке, о живом человеке, о живых чувствах. Ему это удалось.
Автопортрет
Автопортрет с бутылкой вина
Искусство Мунка очень сложное, в нем можно найти разные стили и влияния: от реализма, импрессионизма, постимпрессионизма, фовизма до модерна, к которому он, в конечном итоге, тяготел и в котором творил.
Он впитал в себя все стили и направления, обучаясь сначала в Осло (тогда еще Христиания), в Королевской школе искусства и дизайна, потом в Париже, куда его направили, как лучшего выпускника школы, учиться на три года, потом - в Берлине, куда он переехал после окончания учебы и стажировки в Париже.
В общей сложности он прожил за границей почти двадцать лет. Но даже не это было главным. Гораздо более сильное влияние он испытал от встреч с конкретными людьми, сформировавшими его философию. Живопись стала только инструментом ее выражения. Сначала это был его учитель Крог, вокруг которого кучковалась молодёжь. Потом это был местный нигилист Ханс Ягер, живший под девизом «Страсть разрушения есть страсть творческая».
Он защищал суицид, считая, что самоубийство – единственный радикальный путь к свободе. Он научил Мунка многому: сформировал антибуржуазный стиль жизни и негативное отношение к истеблишменту, дал идею, с помощью которой можно понять себя, свои чувства и смысл жизнь – «писать свою жизнь», свое эмоциональное и психологическое состояние. Это переключило его регистр жизни: Мунк стал вести «Дневник души», в котором записывал все свои эмоциональные состояния, печали, тревоги, радости, перенося потом их на полотно и создавая симфонию слова и живописи.
портрет Ханса Ягера
Ханс Ягер
Влияние Ягера было настолько сильным, что Мунк считал его  единственным, кто по-настоящему сформировал его философию: «Многие считают, что мои идеи сформировались под мистическим влиянием Стриндберга или вообще берлинского периода. Но это не так: они уже были сформированы раньше». Но богема научила его не только новому пониманию жизни. Она научила пьянству, дебошу и свободной любви.
Потом были знакомства с Метерлинком, Ибсеном, Ницше, Пшибешинским, Стриндбергом, Малларме и многими другими, только укреплявшими его философию и жизненное кредо: «В своем искусстве я пытаюсь объяснить жизнь и ее смысл для самого себя». Этому кредо он остался верен до конца, пройдя через все повороты жизни, испытания, удачи и неудачи, болезни и смерти.
В Париже Эдвард Мунк знакомится с Гогеном, ставшим его лучшим другом, Ван Гогом и Тулуз Лотреком, наиболее сильно повлиявшими на него  в художественном отношении. Особенно Ван Гог. Его влияние чувствуется в мазке Мунка, таком же эмоционально-страстном и плотном.
Но в рамках импрессионизма Эдварду было тесно. Он считал, что «впечатлений» недостаточно, надо идти вглубь, поэтому картины Ван Гога так поразили его: они шли дальше импрессионизма, через цвет – к внутреннему миру, цвет стал лишь средством выражения внутреннего состояния.
Мунк_Мадонна
Мадонна
Эдвард Мунк  стремится использовать эмоциональный контент и энергию страсти. Следуя наказу Ягера «писать свою жизнь», означающее эксплуатацию собственной энергии страсти и собственных эмоций, Мунк начинает период рефлексии, самоиспытаний и экспериментирования над собой, собственным душевным миром. «Больная девочка» стала первой ласточкой на этом пути, первым опытом ухода от чисто импрессионистической манеры живописи.
Первая выставка работ Мунка на родине вызвала шквал критики. Такого еще в Норвегии не видели. Критика заходилась в остракизме, обвиняя Мунка в импрессионизме, анархизме, отказе от лютеранских религиозных традиций, в напрасно потраченных на бездарность деньгах и еще Бог знает в чем. Травили беспощадно, как никого и никогда, ни до, ни после. Его называли отщепенцем семьи, славившейся строгими религиозными правилами. Соседи слали ему и его отцу анонимки, отец сжигал его рисунки с обнаженной натурой, считая живопись дурной и безбожной профессией. Только его учитель Крог защищал Мунка.
Мунк_Смерть матери
Смерть матери
Так с 20 до 30 лет в мучениях и обвинениях Мунк искал свой стиль, свое направление. Наконец, свершилось: в 1893 году, на Берлинской выставке Мунк впервые показывает результат своих мучительных исканий. Он выставляет первые шесть картин из цикла, тогда названного «Любовь». Позднее он назовет его  «Фриз жизни – Поэма о Любви, Жизни и Смерти».
 Так закончился период поиска себя и своего пути, своей неповторимой манеры, вылившийся в новое направление искусства – экспрессионизм.
Мунк_Голгофа
Голгофа
«Фриз» был не просто циклом картин, это была новая философия жизни, философия в образах и символах. Замысел цикла – в понимании жизни как она есть со всеми ее сложностями, вариациями, радостями и печалями. Все названия картин цикла обозначены однозначно-символически: "Танец жизни",  «Одиночество», «Поцелуй», «Мадонна», «Крик», «Барка юности», «Вампир», «Болезнь девочки», «Тревога», «Пепел», «Разрыв», «Три возраста женщины», «Адам и Ева», «Голгофа», «Половое созревание»  и другие.
Мунк_Ревность
Ревность
Начав с шести картин, он постепенно дополнял серию еще в течение десяти лет. Тридцать лет жизни и десятки картин, вошедших в этот удивительный ряд. Тридцать лет жизни и всего несколько десятков картин! Все, что хотел сказать художник о женственности, эротизме, борьбе женского и мужского, страданиях, тоске и одиночестве человека, смерти, все, что сам выстрадал, что сам пережил - все выражено в этой Поэме.
Мунк_Два одиноких человека
Два одиноких человека
Весь «Фриз» был показан впервые в 1902 году. Напряжение в  период поисков было столь велико, что в 1908 году он попадает в психиатрическую лечебницу, из которой Мунк выйдет уже другим.
Мунк_Вампир
Вампир
Но темы «Фриза» - этапы жизни, роковая страсть и роковая женщина, болезнь, безнадежность любви, тревога, измена, ревность, сексуальное унижение, расставания и разрывы, зарождение жизни и смерть – останутся основными и навязчиво повторяющимися на всю оставшуюся жизнь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий