Самый титулованный художник Украины. Иван Марчук входит в сотню гениев современности. Он - единственный украинец, которого Международная академия современного искусства в Риме приняла в ряды "Золотой гильдии". Впрочем в СССР он был нежелательным творцом. В Союз художников его приняли лишь после невероятного успеха в США. Первую выставку позволили провести в 43 года. 1997-го в эмиграции он стал лауреатом Шевченковской премии.
Заглянь у дитинство своє, 2003
Хотя жили мы в страшной бедности, рос я в настоящем раю
Родился я в 1936 году в очень бедной семье на Тернопольщине в селе Москаливка. У родителей нас, детей, было четверо: три сестры да я. Еще двоих, брата и сестру, не помню — тогда дети часто рождались и часто умирали. Должен сказать, что, хотя жили мы в страшной бедности, рос я в настоящем раю. Вся хата утопала в цветах, они буквально плелись по стенам. Девчата занимались цветоводством, вокруг росли вишни, и все это так буяло! Ну а кто в детстве не любит рисовать, играть красками? Правда, не только красок — даже карандаша у меня не было.
Одним цветком по бумаге мазнешь — он дает желтый цвет, другим — синий, третьим — красный...
Как все дети, с утра я бежал на улицу, а там все такое разноцветное. Вокруг: в капусте, в конопле, в бараболе — где угодно цвели цветы. Что я делал? Рисовал их соком. Уже став студентом, я узнал, что такую технологию применял когда-то Рабиндранат Тагор. Одним цветком по бумаге мазнешь — он дает желтый цвет, другим — синий, третьим — красный... Натуральный краситель: срываешь, сжимаешь...
Откуда-то сверху Бозя мне подсказал: "Ты должен заниматься именно этим. Бери карандашик или ручку и порть свой альбом"
И я начал его портить — срисовывать из читанки писателей. Помню лысого Некрасова — я в профиль его нарисовал, других классиков... Боже, как я радовался, что выходило похоже, думал, это венец творчества. Тогда и я сказал: "Все, гусей и коров пасти больше не буду, и землю обрабатывать тоже — это уже не мое".
А я ж страшно упрямый — вот и хотел быть кем-то, чем-то (еще в школе рвался в лидеры, забиякой был невероятным. Сколько меня мама за все била!.. И правильно делала). И если уж перст Господень указал мне на то, что я должен взять в руки кисть, — все, жизнь на этом закончилась. Это, очевидно, и был талант. Я уже не спал, не ел — рисовал, где только можно было, и думал, как это продолжить.
Тихо шепоче трава, 1998
Земля же настолько прекрасна, хоть вот бери ее и ешь
Хотелось найти что-то такое невероятное, а его, может, и в природе не существует. Сейчас думаю: "Как глупо, что столько топтал землю, переступал шедевры и шел искать неизвестно что, потому что за горизонтом снова горизонт". Если сегодня меня куда-нибудь с закрытыми глазами вывезут и скажут: "Иван, на тебе краски — крутись", я шагу никуда не ступлю, но 10-20 пейзажей нарисую.
Вот они, передо мной, идти далеко не надо. Земля же настолько прекрасна, хоть вот бери ее и ешь. Видимо, надо было целую жизнь прожить, чтобы увидеть красоту буквально перед носом: вот она, перед тобой, только сумей с ней что-нибудь сделать.
Киев.Выставка работ художника Ивана Марчука
У лісі тіні блукали
"Ну елки-палки! Возле моей хаты почти такой же, а я на него ноль внимания"
Сейчас тысячи людей смотрят на природу моими глазами. Приходят на выставку и говорят: "Мамцю рiдна! Що вiн намалював? В ту ж сторону нiхто навiть i не дивився". А на картину все смотрят. Люди проходят мимо того пригорка тысячу раз и не замечают его, а когда я этот горбик нарисовал, опоэтизировал, чешут затылки: "Ну елки-палки! Возле моей хаты почти такой же, а я на него ноль внимания". Красота — она на каждом шагу, главное — уметь ее увидеть.
Вот почему я в Украине живу, а не по миру шатаюсь? Я ведь везде бывал, а лучшей земли, которую так же хотелось бы рисовать, нигде нет. Хотя... Еще, может, я бы в песках хорошо жил, мне почему-то очень нравятся дюны — это моя стихия.
Іван Марчук "Голос моєї душі". Режиссер О.Коваль
Выставка ранних произведений художника. Цикл под названием "Голос моей души"
Пейзажи я начал делать в году 72-м, а до того у меня был "Голос моей души". Когда это все полилось, львовяне сказали: "Что там Марчук вытворяет? С ума в Киеве, что ли, сошел?"... Но я хотел утвердить что-то такое, чего еще не было ни у кого. Я уже не думал, хорошо это или плохо, — лишь бы свое.
Я был захвачен этой идеей — постоянно что-то открывать, открывать. В 72-м году веточки сбили меня с панталыку, я начал сновать туда-сюда линиями, а параллельно шел "Голос моей души". Это как большой ствол дерева, который постепенно обрастает веточками. Первая — "Пейзаж", потом ствол подрос — и пейзажей мне стало мало.
В 73-м году я начал новый маршрут — "Цветение". Вспомнил свое детство, рай этот: капусту, коноплю, садок вишневий коло хати. И пошли цветы: реальные, нереальные, сюрреалистические... Розмаїття...
Цикл "Цветение" длился несколько лет, а дерево продолжало расти, и "Голос моей души" я не забывал.
Поехал как-то в село, сижу собi на загатi и думаю: "Ну чего я еще не делал?". Вдруг что-то стукнуло в голову: "Цветные прелюдии". Так увлекся, Боже! Рисовал абсолютно раскованно, импровизация была фантастическая, рука за ней не поспевала...
У меня был большой раздел полуживописи, полуграфики — я его в Нью-Йорке начал — "Новые экспрессии". Это фейерверк техники, фейерверк штриха. В документальном фильме "Голос моей души" я открыл секрет, как это делаю, но никто не поверил, что рука у меня может выполнять 120 движений в секунду. Думали, что это пленку ускоренно прокрутили — как в старых лентах, где Чаплин смешно ходит... А у меня все было натурально. Я в кино это показал, потому что знаю: все равно никто повторить не сможет.
Через две минуты под бурные аплодисменты я вручил свой автопортрет, где была 1001 деталь, директору галереи
В 2001 году в Штатах у меня была большая выставка. Американцы очень любят всякие фокусы — вот я и решил им продемонстрировать, как делаю эти "новые экспрессии". Сперва попросил переодеть меня в рабочую одежду, потому что был при параде. На меня напялили здоровенный комбинезон, ну прямо как у Робинзона Крузо — какой нашли. Я заготовил лист бумаги, взял краску и кисть, встал на колени (это на полу делается). Народу было полно, все сидели у меня буквально над головой и смотрели. Через две минуты под бурные аплодисменты я вручил свой автопортрет, где была 1001 деталь, директору галереи, владельцу этого центра".
Легенда украинской живописи Иван Марчук говорит, что нарисовал бы куда больше, если бы его заточили в тюрьму, оставив лишь кисти и краски. Лукавит маэстро - еще полвека назад он сам обрек себя на затворничество, приковав к мольберту.
Тече річка Снов 1984
Сколько километров тончайших нитей пришлось ему провести на холсте и бумаге, чтобы сплести две тысячи картин!
Вскопать по весне грядку, обрезать деревья, колоть дрова... Художник не скрывает, что все это нравится ему гораздо больше, чем писать картины. И все равно каждое утро, в дождь и в солнце, в будни и выходные, он неизменно отправляется в свою мастерскую. Из ее окон видны только крыши и небо. Там, на чердаке старого дома, ничто не отвлекает его от работы, которую Марчук называет утомительной, скучной и неинтересной для столь подвижного человека, как он. Сколько километров тончайших нитей пришлось ему провести на холсте и бумаге, чтобы сплести две тысячи картин! Эти полотна везде: на стенах, на столе, на полу, а ему все мало. На них он готов спать, ими может запросто укрываться.
Перший сніг 1984
Я не знаю, откуда у него даже не крестьянское, а какое-то нечеловеческое терпение. Слава Богу, он все-таки дождался часа, когда изобретенный им "плентанизм" (от украинского "пльонтати - плести) советская власть и критики в штатском перестали приравнивать к национализму.
Біле поле за селом, 2004
Первую выставку ему разрешили провести в 43 года. Членом Союза художников он стал в 52, в 66 купил первый в жизни костюм (для торжества в связи с присвоением звания "Народный художник Украины"), тогда же впервые сел за руль собственного автомобиля.
...Когда художник, наконец, разогнул усталую спину и оторвался от работы, он увидел, что роскошные казацкие усы побелели, жизнь прошла. Его аскетичная биография не потрясет будущие поколения богемными загулами и бурными романами с пригожими музами, хотя отсутствие реальных страстей с лихвой компенсируют слухи.
Стелились тіні по дорозі, 2004
О том, что именно с Марчука Оксана Забужко писала героя своих "Польових дослiджень українського сексу", о композиторе Мирославе Скорике, якобы предлагавшем Ивану свою бывшую жену... "Я недолюбленный", - горько признается 69-летний художник.
Село у місячному сяйві 1984
Он возвращается домой к восьми. Ставит на плиту кастрюльку с картошкой и включает телевизор, чтобы заглушить тишину. В этих стенах не звучат женский смех, детский плач, не слышно даже мурлыканья кошки. Нет, Иван Степанович не выбирал одиночество - это, скорее, данность, его карма, крест. Иначе мы вряд ли говорили бы сегодня об украинском гении Марчуке... Дай Бог, чтобы этому скитальцу хватило терпения, сил и здоровья дождаться самой малости - любви и простого человеческого счастья.
Д. Гордон http://www.bulvar.com.ua/arch/2005/487-8/421b4004b94dd/
Комментариев нет:
Отправить комментарий