10/01/2014
БЕРЛИН. Портрет отца Дюрера, который всегда относился искусствоведами к работам Альбрехта младшего, вполне возможно, на самом деле является автопортретом его отца, Альбрехта старшего. Если это правда, то данный факт в корне меняет наше понимание творчества молодого художника. Быть может, он вовсе не был гением, выросшим в полной культурной изоляции, как считается на данный момент, а наоборот, был сыном талантливого художника, так и оставшегося неизвестным миру.
Автором революционной теории стал Стефан Кемпердик (Stephan
Kemperdick), куратор отделения немецкой и нидерландской живописи в
берлинской Галерее старых мастеров (Gemäldegalerie). Он выдвинул своё
предположение в эссе к каталогу выставки «Альбрехт Дюрер: его искусство в
контексте» (Albrecht Dürer: His Art in Context), проходящей во
франкфуртском музее Штеделя (Frankfurt’s Städel Museum), которая
продлится до 2 февраля 2014 года.
До сих пор, считалось, что Альбрехт младший нарисовал парные портреты своего отца и матери. Эти два произведения находятся в Галерее Уффици (Uffizi Gallery) во Флоренции и Немецком Национальном музее (Germanisches Nationalmuseum) в Нюрнберге соответственно. Предположительно, обе работы были созданы примерно в 1490 году, когда молодому Дюреру было 19 лет. Но стиль двух портретов значительно различается: отец изображён с гораздо большей натуральностью. На основании этого явного различия и того факта, что спорный портрет имеет «удивительное сходство» с единственным известным автопортретом Альбрехта старшего, выполненным в необычной технике нанесения рисунка серебряной иглой, позволяет Кемпердику утверждать, что подлинным автором картины является не Дюрер младший, а его отец.
Кемпердик считает, что версия, ранее выдвинутая искусствоведами о том, что Дюрер использовал выполненный серебром автопортрет отца в качестве шаблона для своей картины, крайне маловероятна, так как Дюрер был слишком талантливым художником, чтобы иметь желание подражать кому-либо. Если авторство полотна принадлежит Альбрехту старшему, то это произведение является самым ранним автопортретом в истории европейского изобразительного искусства.
Из семейной хроники, написанной Альбрехтом младшим, следует, что его отец, золотых дел мастер, долгое время провёл среди нидерландских «künstlern», до своего переезда в Нюрнберг в 1455 году. Ученые спорят о том, что означает немецкое слово «künstlern», в данном контексте, относится ли оно к ювелирам или к художникам. Кемпердик также ссылается на то, что последние инфра-красные исследования портрета показали, что изначально, фоном для фигуры Альбрехта старшего была стена с окнами, что является особенностью нидерландской живописи. Правда, затем окно было закрашено самим художником.
Куратор отделения немецкой и нидерландской живописи утверждает, что Альбрехт старший в Нидерландах совершенствовал свои навыки именно в качестве художника, но, затем, переехав в Германию, работал ювелиром. Возможно, он нарисовал свой автопортрет в качестве образца для своего ещё более талантливого сына, которого, вероятно, сам же и обучал. Если версия Кемпердика верна, то это открывает сезон охоты на другие произведения Альбрехта старшего, которые вполне могут существовать.
БЕРЛИН. Портрет отца Дюрера, который всегда относился искусствоведами к работам Альбрехта младшего, вполне возможно, на самом деле является автопортретом его отца, Альбрехта старшего. Если это правда, то данный факт в корне меняет наше понимание творчества молодого художника. Быть может, он вовсе не был гением, выросшим в полной культурной изоляции, как считается на данный момент, а наоборот, был сыном талантливого художника, так и оставшегося неизвестным миру.
До сих пор, считалось, что Альбрехт младший нарисовал парные портреты своего отца и матери. Эти два произведения находятся в Галерее Уффици (Uffizi Gallery) во Флоренции и Немецком Национальном музее (Germanisches Nationalmuseum) в Нюрнберге соответственно. Предположительно, обе работы были созданы примерно в 1490 году, когда молодому Дюреру было 19 лет. Но стиль двух портретов значительно различается: отец изображён с гораздо большей натуральностью. На основании этого явного различия и того факта, что спорный портрет имеет «удивительное сходство» с единственным известным автопортретом Альбрехта старшего, выполненным в необычной технике нанесения рисунка серебряной иглой, позволяет Кемпердику утверждать, что подлинным автором картины является не Дюрер младший, а его отец.
Кемпердик считает, что версия, ранее выдвинутая искусствоведами о том, что Дюрер использовал выполненный серебром автопортрет отца в качестве шаблона для своей картины, крайне маловероятна, так как Дюрер был слишком талантливым художником, чтобы иметь желание подражать кому-либо. Если авторство полотна принадлежит Альбрехту старшему, то это произведение является самым ранним автопортретом в истории европейского изобразительного искусства.
Из семейной хроники, написанной Альбрехтом младшим, следует, что его отец, золотых дел мастер, долгое время провёл среди нидерландских «künstlern», до своего переезда в Нюрнберг в 1455 году. Ученые спорят о том, что означает немецкое слово «künstlern», в данном контексте, относится ли оно к ювелирам или к художникам. Кемпердик также ссылается на то, что последние инфра-красные исследования портрета показали, что изначально, фоном для фигуры Альбрехта старшего была стена с окнами, что является особенностью нидерландской живописи. Правда, затем окно было закрашено самим художником.
Куратор отделения немецкой и нидерландской живописи утверждает, что Альбрехт старший в Нидерландах совершенствовал свои навыки именно в качестве художника, но, затем, переехав в Германию, работал ювелиром. Возможно, он нарисовал свой автопортрет в качестве образца для своего ещё более талантливого сына, которого, вероятно, сам же и обучал. Если версия Кемпердика верна, то это открывает сезон охоты на другие произведения Альбрехта старшего, которые вполне могут существовать.
Анна Сидорова © Gallerix.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий